город Омск |
|
09 ноября 2022 г. |
Дело N А70-5768/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11620/2022) индивидуального предпринимателя Баськова Евгения Степановича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2022 по делу N А70-5768/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Баськова Евгения Степановича (ОГРНИП 304720328700171, ИНН 720207509237, адрес 625043, город Тюмень, улица Мехколонна-55, дом 22, квартира 3) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тюменской области (ОГРН 1047200667051, ИНН 7204087130, адрес: 625009, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15) и к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1(ОГРН 1047200670802, ИНН 7202104206, адрес: 625009, г. Тюмень, улица Товарное шоссе, 15), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175, адрес: 625031, город Тюмень, улица Рационализаторов, дом 20), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юпитер" (ИНН 7202161910, ОГРН 1077203025492, адрес: 625000, город Тюмень, улица Дзержинского, 15, офис 505), о признании незаконным решения от 16.12.2021 N 897, об обязании устранить допущенные нарушения путем исключения из объектов, подлежащих налогообложению налогом на имущество физических лиц 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519, при подтверждении отнесения 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519 к объекту налогообложения налогом на имущество, произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 годы в отношении 8/1000 доли в праве общей долевой собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519, исходя из площади объекта недвижимости, не находящейся в собственности конкретных лиц, внести изменения в сведения о фактической площади и кадастровой стоимости в отношении помещения с кадастровым номером 72:23:0217004:2447,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Баськова Евгения Степановича - Баськова Светлана Викторовна по доверенности от 14.10.2014;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 - Рыбалка Ольга Сергеевна по доверенности от 29.12.2021 N 26;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Баськов Евгений Степанович (далее - заявитель, ИП Баськов Е.С., предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной налоговой службы России по Тюменской области (далее - управление, УФНС России по Тюменской области) к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 (далее - ИФНС России по г. Тюмени N 1, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 16.12.2021 N 897.
В качестве способа восстановления нарушенного права предприниматель просил обязать налоговый орган исключить из объектов, подлежащих налогообложению налогом на имущество физических лиц, 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519 при подтверждении отнесения 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519 к объекту налогообложения налогом на имущество; произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 годы в отношении 8/1000 доли в праве общей долевой собственности объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519, исходя из площади объекта недвижимости, не находящейся в собственности конкретных лиц; внести изменения в сведения о фактической площади и кадастровой стоимости в отношении помещения с кадастровым номером 72:23:0217004:2447.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Юпитер" (далее - ООО "УК "Юпитер").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2022 по делу N А70-5768/2022 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на то, что при применении предоставленной налоговой льготы у налогоплательщика не возникает налога в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519, считает возможным применить порядок расчета налоговой льготы, установленный статьей 1.1. Закона Тюменской области от 27.11.2003 N 172 "О налоге на имущество организаций" (аналогия закона). Учитывая, что площадь объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519 составляет 5 770,2 кв.м (выписка из ЕГРН от 23.09.2021N КУВИ-999/2021-879338), и что Баськову Е.С. принадлежит 8/1000 доли в нежилом здании общей площадью 5770.2 кв. м (свидетельство о праве собственности от 16.07.2009), податель жалобы считает что площадь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 72:23:0217004:519, пропорциональная доле Баськова Е.С. в праве собственности на объект составит: 5770,2 х 8/1000 = 46,16 кв.м. Соответственно, при применении налоговой льготы в виде понижающего коэффициента, налоговая база примет отрицательно значение, а потому будет равняться нулю. (К=1-150/(5770,2x8/1000) = - 2,5 = 0). По мнению предпринимателя, суд первой инстанции не привел мотивов того, почему при расчете льготы должна приниматься площадь всего объекта недвижимости (5770,2 кв.м), а не площадь, приходящаяся на долю, принадлежащую налогоплательщику (46,16 кв.м).
Податель жалобы считает, что начисление налога на имущество в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 72:23:0217004:519 (размер доли 8/1000 в общем имуществе административного здания) произведено налоговым органом неправомерно, кроме того инспекцией неправомерно отказано в предоставлении налоговой льготы в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:3439.
ИФНС России по г.Тюмени N 1 и УФНС России по Тюменской области представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ИП Баськова Е.С. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИФНС России по г.Тюмени N 1 возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Представитель УФНС России по Тюменской области Дюндюкова Ирина Леонидовна не подключилась к онлайн-заседанию под своей учетной записью, не обеспечив свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство;
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ИП Баськову Е.С. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, находящиеся в нежилом здании кадастровый номер 72:23:0217004:519, расположенном по адресу: г.Тюмень, ул.Хохрякова, 47, используемые в предпринимательской деятельности: помещения N N 1,2,4-8, кадастровый номер 72:23:0217004:3439; помещение N 9, кадастровый номер 72:23:0217004:2447, а также 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания кадастровый номер 72:23:0217004:519, в котором расположены нежилые помещения.
Помещения с кадастровыми номерами 72:23:0217004:2447, 72:23:0217004:3439 входят в состав здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519.
Баськову Е.С. 26.09.2020 через Личный кабинет налогоплательщика поступило налоговое уведомление N 82857558, содержащее требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год, в том числе в отношении названных нежилых помещений и доли в праве в нежилом здании, направленное ИФНС России по г.Тюмени N 1.
Баськов Е.С., полагая, что сумма налога на имущество, исчисленная в отношении помещения с кадастровым номером 72:23:0217004:2447: 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519 рассчитана неверно, 13.10.2020 через Личный кабинет налогоплательщика обратился в ИФНС России по г.Тюмени N 1 с соответствующими заявлениями, составленными по форме, предложенной сайтом.
Письмом от 28.10.20 исх.N 12-20/046818@, налоговый орган уведомил Баськова Е.С. о наличии у него налоговой льготы в виде применения понижающего коэффициента в соответствии с пунктом 1.1. статьи 6.2. Положения о местных налогах г.Тюмени, утвержденном Решением Тюменской городской думы от 25.11.2015 N 259, предложив обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением, а также сообщил о взаимодействии с Управлением Росреестра по Тюменской области относительно изменения данных по площади и кадастровой стоимости в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:2447.
Письмом от 27.11.2020 N 12-20/053006@ инспекция уведомила налогоплательщика о том, что в отношении помещения с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 сформировано уточненное налоговое уведомление N 84587736 от 27.11.2020, в отношении объектов с кадастровыми номерами 72:23:0217004:3439, 72:23:0217004:519 необходимо произвести оплату по первичному налоговому уведомлению. Помимо указанного налоговым органом предложено подать заявление на применение налоговой льготы, предусмотренной для предпринимателей, в отношении одного из указанных объектов.
В этой связи налогоплательщиком подано заявление о предоставлении налоговой льготы в отношении 8/1000 доли в праве общей долевой собственности здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519.
02.12.2020 налогоплательщику поступило уведомление о предоставлении налоговой льготы в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519.
01.09.2021 года в адрес Баськова Е.С. через Личный кабинет налогоплательщика поступило налоговое уведомление N 53179502 от 01.09.2021, а в Личном кабинете налогоплательщика отразилась задолженность по уплате налога на имущество за 2019 год в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519.
Полагая, что действия и бездействие ИФНС России по г.Тюмени N 1 по расчету и предъявлению к уплате в сумме, указанной в налоговых уведомлениях, налога на имущество в отношении объектов с кадастровыми номерами 72:23:0217004:2447 и 72:23:0217004:519, нарушают права заявителя и являются незаконными, Баськов Е.С. обратился с мотивированной жалобой в Управление ФНС России по Тюменской области.
Решением УФНС России по Тюменской области от 16.12.2021 N 897 жалоба ИП Баськова Е.С. оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и в связи с наличием между заявителем и налоговыми органами спора относительно того, является ли принадлежащая ИП Баськову Е.С. доля 8/1000 в административном здании с кадастровым номером 72:23:0217004:519 площадью 5 770.2 кв. м, объектом налогообложения налогом на имущество и если является, то каким образом в отношении указанного объекта подлежит применению льгота, предоставляемая индивидуальным предпринимателям на основании пункта 1.1 статьи 6.2 Решения Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 "О Положении о местах налогах города Тюмени", ИП Баськов Е.С. обратился в арбитражный суд с соответствущим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 03.08.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Согласно сведениям, представленным в налоговый орган в соответствии со статьей 85 НК РФ Управлением Росреестра по Тюменской области, ИП Баськову Е. С. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами: 72:23:0217004:2447 (помещение площадью 14.6 кв. м, размер доли 1/1) с 14.09.2009; 72:23:0217004:3439 (помещение площадью 112.3 кв.м, размер доли 1/1) с 14.09.2009; 72:23:0217004:519 (размер доли 8/1000 в общем имуществе административного здания площадью 5 770.2 кв. м.) с 16.07.2009.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано на основании решения Центрального районного суда г. Тюмени от 11.01.2008 по делу N 2-3335-2008 (далее - решение суда по делу N 2-3335-2008), а также дополнительного решения Центрального районного суда г. Тюмени от 16.02.2009 по делу N 2-3335-2008 (далее - дополнительное решение суда).
Вступившим в законную силу решением суда по делу N 2-3335-2008 с учетом дополнительного решения установлено, что Баськов Е. С. является собственником доли в размере 30/1000 нежилого строения (административное здание) общей площадью 5 770.2 кв.м.
Часть доли (22/1000 административного здания) выделены Баськову Е.С. в натуре в виде помещений с кадастровыми номерами 72:23:0217004:2447, 72:23:0217004:3439.
Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. В связи с этим в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", далее - постановление Пленума ВАС РФ N 64).
В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ N 64, при рассмотрении споров о размере доли следует учитывать, что исходя из существа указанных отношений, соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Судом может быть определен иной размер доли в праве общей собственности на общее имущество, если объем помещения, приходящийся на единицу площади, существенно отличается от аналогичного показателя в иных помещениях в здании.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Поскольку Баськов Е. С. является собственником вышеуказанных объектов недвижимости, следовательно, в силу статей 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Положениями главы 32 НK РФ предусмотрено определение налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости, либо исходя из кадастровой стоимости в случае принятия такого решения уполномоченным органом.
Законом Тюменской области от 24.10.2017 N 76 "О единой дате начала применения в Тюменской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Тюменской области единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлена с 01.01.2018.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 IIK РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, вне зависимости от перехода к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости по всем объектам налогообложения.
Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытовою обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости указанных видов недвижимого имущества устанавливаются законами субъекта Российской Федерации.
На территории Тюменской области особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 статьи 378.2 НК РФ, установлены Законом Тюменской области от 27.11.2003 N 172 "О налоге на имущество организаций".
На территории Тюменской области Перечень зданий (строений, сооружений) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержден на 2019 год распоряжением Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 1500-рп, на 2020 год - распоряжением Правительства Тюменской области от 27.11.2019 N1573-рп.
В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 26.11.2014 N 595-п "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", в перечень включено здание с кадастровым номером 72:23:0217004:519.
Назначение и фактическое использование помещений здания предусматривает размещение нежилых помещений офисного, делового, административного и коммерческого назначения.
Пунктом 3 статьи 401 НК РФ установлено, что не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
В рассматриваемом случае объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519 является административным зданием, следовательно, к принадлежащей Баськову Е. С. доле в праве на общее имущество в этом здании, размер которой установлен решением суда по делу N 2-3335-2008 (8/1000), положения пункта 3 статьи 401 НК РФ неприменимы, на что обоснованно указано судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте.
Суд апелляционной инстанции не принимает ссылку предпринимателя на пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ N 64, учитывая, что в указанном пункте даны разъяснения, касающиеся отношений собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающих по поводу общего имущества в таком здании, а именно о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. Приведенные разъяснения не соотносятся с пунктом 3 статьи 401 IIK РФ.
Помещения с кадастровыми номерами 72:23:0217004:2447, 72:23:0217004:3439 входят в состав здания с кадастровым номером 72:23:0217004:519. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 72:23:0217004:519,72:23:0217004:2447, 72:23:0217004:3439 являются объектами налогообложения.
Пунктом 1 статьи 6.1 Решения Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 "О Положении о местах налогах города Тюмени" (далее - Решение N 259) установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в соответствии со статьей 403 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 Решения N 259 налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
1) 0.3 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируем ым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 указанного пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личною подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процента в отношении:
объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ;
объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ;
объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
2.1) 1.5 процента в отношении объектов налогообложения, указанных в абзацах втором, третьем подпункта 2 указанного пункта, при условии, что указанные объекты налогообложения не относились к таким объектам ни в одном из предшествующих налоговых периодов по отношению к налоговому периоду, за который исчисляется налог;
3) 0.5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
На основании пункта 1.1 статьи 6.2 Решения N 259 индивидуальным предпринимателям в отношении одного объекта налогообложения, указанного в абзацах втором, третьем подпункта 2 пункта 2 статьи 6.1 Положения о местных налогах (за исключением гаражей и машино-мест), предоставляется налоговая льгота в виде применения понижающего коэффициента, рассчитываемого по следующей формуле: К = 1 - 150 / S, где: К - понижающий коэффициент, применяемый к исчисленной сумме налога; S - общая площадь объекта налогообложения, кв. м.
Если К принимает отрицательное значение, то К устанавливается равным 0.
Отклоняя довод заявителя о необходимости предоставления налоговым органом налоговой льготы в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:3439, суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Баськов Е.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 23.01.2002, с 01.01.2010 состоит на учете в ИФНС России по г. Тюмени N 1, в 2019-2020 годах применял упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 IIK РФ и применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности но уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).
В соответствии со статьей 408 НК РФ и решением N 259 налоговым органом Баськову Н. С. исчислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в отношении рассматриваемых объектов недвижимости, в том числе по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 исходя из площади 117.4 кв. м на сумму 78 448 руб.; по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519 - на сумму 27 555 руб. (исходя из общей кадастровой стоимости здания 229 624 243 руб.); по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:3439 - на сумму 7 673 руб., и направлено налоговое уведомление от 01,09.2020 N 82857558 (срок уплаты 01.12.2020).
В связи с уточнением площади по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 (14.6 кв.м) произведен перерасчет налога па имущество физических лиц за 2019 год, по результатам которого сумма налога уменьшена на 68 692 руб.. и сформировано уточненное налоговое уведомление от 27.1 1.2020 N 84587736 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 на сумму 9 756 руб.
В результате предоставления налоговой льготы, предусмотренной решением N 259 в виде применения понижающего коэффициента, налоговым органом произведен перерасчет налога за 2019 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519. по результатам которого сумма налога уменьшена па 716 руб., сформировано уточненное налоговое уведомление от 02.12.2020 N 84625204 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519 на сумму 26 839 руб.
Указанный расчет произведен следующим образом: 229 624 243.47 руб. (общая кадастровая стоимость здания) / 1000 х 8 х 1.5% = 27 555 руб. (исчисленная сумма налога);
К (понижающий коэффициент) = 1 * 150 / 5 770.2 кв. м = 0.9740
27 555 руб. (исчисленная сумма налога) х 0.9740 = 26 839 руб.
27 555 руб. - 26 893 руб. = 716 руб. (сумма налога к уменьшению).
В соответствии со статьей 408 НК РФ и решением N 259 налоговым органом Баськову Е. С. исчислен налог па имущество физических лиц за 2020 год в отношении рассматриваемых объектов недвижимости, в том числе по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 в сумме 104 597 руб. (ставка 2%); по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519 - в сумме 35 785 руб. (ставка 2%); по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:3439 - в сумме 8 441 руб. (ставка 0.5%), и направлено налоговое уведомление от 01.09.2021 N 53179502 (срок уплаты 01.12.2021).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что расчет налога на имущество по объекту недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:519, приведенный налогоплательщиком в заявлении, некорректен и не соответствует нормам права.
Расчет налога на имущество за 2020 год произведен налоговым органом в соответствии с положениями действующего налогового законодательства, соразмерно доле Заявителя в общем имуществе административного здания и не приводит к двойному налогообложению, как указывает Заявитель.
Основания для применения положений пункта 3 статьи 401 IIK РФ и освобождения заявителя от уплаты налога на имущество при исчислении налога на имущество в отношении указанного объекта недвижимости у налогового органа отсутствуют.
Кроме того, 25.03.2022 ИФНС России по г.Тюмени N 1 произведен перерасчет налога на имущество в связи с предоставлением налоговой льготы, предусмотренной решением N 259, в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:3439 (ранее указанная льгота была предоставлена на объект с кадастровым номером 72:23:0217004:519), сумма налога за 2019 и 2020 годы уменьшена на 7673 руб. и 8 441 руб. соответственно, к уплате 0 руб.
В отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519 произведен перерасчет налога в связи с переносом льготы па иной объект, доначислен налог за 2020 год в размере 955 руб.
В адрес налогоплательщика через интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" направлено налоговое уведомление N 85728178 от 25.03.2022 со сроком уплаты 01.12.2022.
Возражения налогоплательщика против переноса налоговым органом льготы с одного объекта на другой судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные, учитывая, что при применении льготы в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519 сумма льготы за 2019 год составляет 716 руб., в то время как при применении льготы в отношении объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:3439 сумма льготы за 2019 год составляет 7673 руб., за 2020 год - 8 441 руб.
Таким образом, перенос налоговым органом льготы с объекта с кадастровым номером 72:23:0217004:519 на объект с кадастровым номером 72:23:0217004:3439 произведен в интересах налогоплательщика, не нарушает его права и законные интересы.
Отклоняя довод предпринимателя об отражении некорректной информации об объекте недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 в интернет-сервисе Личный кабинет налогоплательщика. в части указания кадастровой стоимости объекта, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно сведениям, предоставленным заявителем в материалы дела (распечатка с Личного кабинета налогоплательщика), кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 составляет 5 229 870.63 руб., а в приведенной формуле расчета налога на имущество, который имеется в Личном кабинете налогоплательщика, указана кадастровая стоимость - 650 392.77 руб.
Как указывалось выше, налог на имущество физических лиц за 2019 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 изначально исчислен исходя из площади 117.4 кв. м. на сумму 78 448 руб.
В связи с тем, что в органах Управления Росреестра по Тюменской области проведены мероприятия по приведению в соответствие сведений о площади объекта недвижимости с кадастровым номером 72:23:0217004:2447 (14.6 кв.м.), то в налоговый орган поступила уточненная информация, в соответствии с которой кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019 составляет 650 392.77 руб.
Начисление налога на имущество производится на основании сведений, поступивших из регистрирующих органов в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ (статья 362 НК РФ).
Налоговым органом произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2019 год, по результатам которого сумма налога уменьшена на 68 692 руб., и сформировано уточненное налоговое уведомление от 27.11.2020 N 84587736 в отношении указанного объекта на сумму 9 756 руб. (с указанием актуальной кадастровой стоимости объекта).
О произведенном перерасчете налога на имущество за 2019 год заявителю сообщено письмом от 27.11.2020 г. N 12-20/053006@.
В 2021 году налоговым органом произведено начисление налога на имущество в отношении оспариваемого объекта недвижимости за 2020 год, исходя из кадастровой стоимости 5 225 870 руб., сформировано налоговое уведомление от 01.09.2021 N 53179502.
В октябре 2021 года произведен перерасчет налога на имущество за 2020 год в отношении оспариваемого объекта недвижимости, исходя из кадастровой стоимости 650 392 руб., сумма налога составила 13 008 руб., сформировано налоговое уведомление от 18.10.2021 N 85003786.
В интернет-сервисе Личный кабинет налогоплательщика приведен расчет налога на имущество в отношении указанного объекта налогообложения исходя из актуальной кадастровой стоимости в размере 650 392.77 руб.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ИП Баськова Е.С.
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 300 руб. для физических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 150 руб. для физических лиц.
Поскольку предпринимателем при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 150 руб., а фактически уплачена в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2850 руб. подлежит возврату ИП Баськову Е.С. из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.08.2022 по делу N А70-5768/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Баськову Евгению Степановичу из федерального бюджета излишне уплаченную по операции Сбербанк Онлайн по чеку от 10.9.2022 государственную пошлину 2850 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5768/2022
Истец: ИП Баськов Евгений Степанович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Тюменской области N 1, ИФНС N1 по г.Тюмени, ООО "УК"Юпитер"