город Омск |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А46-16413/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1771/2024) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2024 по делу N А46-16413/2023 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" (ИНН 5502013556, ОГРН 1025500531550, адрес: 644050, г. Омск, пр. Мира, д. 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939, адрес: 644010, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 12А), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (ИНН 5505053356, ОГРН 1165543079217, адрес: 644109, г. Омск, ул. Молодова, д. 20, кв. 225), о признании незаконным решения от 13.06.2023 N 055/10/104-680/2023 в части отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, сделанных выводов о нарушении порядка принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Зефиров Александр Николаевич по доверенности от 09.01.2024 N 07-03/АЗ сроком действия по 31.12.2024,
от федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный технический университет" - Паринова Наталья Денисовна по доверенности от 18.10.2023 N 79/23 сроком действия по 31.12.2024,
от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - Полякова Кристина Сергеевна по доверенности от 04.03.2024 N б/н сроком действия один год,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный технический университет" (далее - заявитель, заказчик, учреждение, Омский Политех, ОМГТУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, управление, Омское УФАС России) от 13.06.2023 N 055/10/104-680/2023 в части отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), сделанных выводов о нарушении порядка принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и передачи материалов дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, об обязании включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - общество, подрядчик, ООО "Фортуна") в РНП и устранить нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Фортуна".
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2024 по делу N А46-16413/2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок не нарушен.
В предоставленных отзывах на апелляционную жалобу антимонопольный орган и общество просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители антимонопольного органа и общества поддержали доводы своих письменных отзывов, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) 04.10.2021 ОМГТУ размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0352100001321000070 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12 743 719 руб.
30 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.10.2021 победителем закупки определено общество с ценой контракта 8 856 884 руб. 70 коп.
Между заявителем и ООО "Фортуна" 08.11.2021 заключен контракт N ЭА-2144069 с ценой 8 856 884 руб. 70 коп. (номер реестровой записи контракта 1550201355621000088) (далее - контракт).
24.05.2023 ОМГТУ на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа (исх. N ИСХ-2023-01509 от 24.05.2023), 05.06.2023 на официальном сайте ЕИС размещена информация о расторжении контракта.
В Омское УФАС России 05.06.2023 от учреждения поступили обращение о включении информации об обществе в РНП и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По результатам рассмотрения представленных материалов заинтересованным лицом 13.06.2023 принято решение, которым отказано во включении сведений об ООО "Фортуна" в РНП, в действиях заявителя установлено нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), по фактам выявленных нарушений материалы переданы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.01.2024 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной указанной статьей.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определяется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Из статьи 104 Закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств;
с другой стороны, служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил ведения реестра), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил ведения реестра, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил ведения реестра, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Часть 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с приведенным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
При этом статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
В силу того, что датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта является 24.05.2023, то датой вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 06.06.2023.
Однако 05.06.2023 заказчик перевел в ЕИС статус контракта как расторгнутый.
Следовательно, вывод антимонопольного органа, поддержанный судом первой инстанции, о том, что заказчиком допущено сокращение установленного частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ срока вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, является верным.
В апелляционной жалобе заказчик по существу не отрицает обстоятельств несоблюдения 10-дневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, однако ссылается на то, что отражение в ЕИС неверной даты расторжения договора не отнесено к установленным подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения реестра случаям, служащим основанием доя отказа во включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
По мнению подателя жалобы, сокращение заказчиком срока вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленного частью 13 статьи 95 Закона N 44-Ф, не повлекло нарушение прав общества, поскольку фактически подрядчик не предпринимал меры по устранению выявленных нарушений условий контракта.
Суд апелляционной инстанции не находит заявленные доводы обоснованными, поскольку в силу прямого указания подпункта "а" пункта 15 Правил ведения реестра нарушение заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе является основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.02.2024 по делу N А81-3805/2023.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.01.2024 по делу N А46-16413/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16413/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Третье лицо: ООО Фортуна