город Томск |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А27-11115/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В., рассмотрев в апелляционную жалобу Восточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, город Владивосток в лице Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области (N 07АП-8637/22), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2022 по делу N А27-11115/2022 (судья Сарафанникова М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", город Кемерово (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к Восточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, город Владивосток (ОГРН 1042700255971, ИНН 2724079048) в лице Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области об оспаривании постановления от 10.06.2022 N 07-19, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", город Кемерово (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750),
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "Кузбассэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Восточному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии) в лице Отдела (инспекции) государственного надзора по республике Хакасия, республике Тыва и Кемеровской области (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановления от 10.06.2022 N 07-19.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 31.08.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст.268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.
Как следует из материалов дела, ПАО "Кузбассэнергосбыт" в период с 10 час. 00 мин. 18 мая 2022 года до 17 час. 00 мин. 28 мая 2022 года в точке общего присоединения цепей питания по адресу: 652240, Кемеровская область - Кузбасс, Тяжинский муниципальный округ, пгг. Тяжинский, ул. Октябрьская, 2, не приняв всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, возможность для соблюдения которых имелась, совершило правонарушение, выразившееся в том, что ПАО "Кузбассэнергосбыт" реализовало электрическую энергию гражданам - потребителям, не соответствующую требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а именно: согласно протоколу испытаний N 99ТЖ от 05.04.2022:
по отрицательным dU(-) и положительным dU(+) отклонениям напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального/согласованного значения: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Фактически отрицательное отклонение составило:
- 11.906 (фаза А), нормативное значение 10.000
- 12.367(фаза В), нормативное значение 10.000
- 14.595 (фаза В), нормативное значение 10.000
- 12.430 (фаза С), нормативное значение 10.000
Фактически положительное отклонение составило:
- 4.032 (фаза А), нормативное значение 10.000
- 13.404 (фаза С), нормативное значение 10.000
- по значениям коэффициентов гармонических составляющих напряжения KU (n), усредненные в интервале времени 10 мин., не должны превышать значений, установленных в ГОСТ32144-2013, в течение 95% времени интервала в одну неделю.
Фактически коэффициент гармонических составляющих напряжения составил
- фаза А 7.249, фаза В 7.392, фаза С 6.374, нормативное значение 5.000
- фаза В 15.174, фаза С 14.541, фаза А 13.341, нормативное значение 8.000
- значения коэффициентов гармонических составляющих напряжения KU (n), усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать значений, установленных в ГОСТ 32144-2013 увеличенных в 1,5 раза, в течение 95% времени каждого периода в одну неделю.
Фактически коэффициент гармонических составляющих напряжения составил
- фаза А 5.069, фаза В 5.591, фаза С 4.470, нормативное значение 3.000
- фаза А 5.481, фаза В 5.639, фаза С 4.341, нормативное значение 4.000, в течение 100% времени каждого периода в одну неделю
- фаза А 7.849, фаза В 8.706, фаза С 1.423, нормативное значение 6.000
- фаза А 5.273, фаза В 5.219, фаза С 6.664 нормативное значение 4.500
- фаза А 2.121, фаза В 1.774, фаза С 1.850, нормативное значение 1.500
- по результатам измерений суммарных коэффициентов гармонических составляющих напряжений
Значения суммарных коэффициентов гармонических составляющих напряжения 95%
- фаза А 7.249, фаза В 7.392, фаза С 6.374, нормативное значение 5.000
Значения суммарных коэффициентов гармонических составляющих напряжения 100%
- фаза А 15.174, фаза В 14.541, фаза С 13.341, нормативное значение 8.000
- по результатам измерений коэффициента не симметрии напряжений по обратной последовательности значения коэффициентов несимметрии напряжений по обратной последовательности в точке передачи электрической энергии, усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать 2% в течение 95% времени интервала в одну неделю фактический результат 5.414 нормативное значение 2.000 значения коэффициентов несимметрии напряжений по обратной последовательности в точке передачи электрической энергии, усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать 2% в течение 100% времени интервала в одну неделю фактический результат 9.107, нормативное значение 4.000
- по результатам измерений кратковременной дозы фликера.
Показателями КЭ, относящимися к колебаниям напряжения, являются кратковременная доза фликера, измеренная в интервале времени 10 мин, и длительная доза фликера, измеренная в интервале времени 2 ч, в точке передачи электрической энергии, кратковременная доза фликера не должна превышать значения 1,38,
- фаза А 1.345, фаза В 1.405, фаза С 2.577, нормативное значение 1.380, согласно протоколу испытаний электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 32144-2013 от 23.11.2021 г.
Согласно протоколу испытаний N 102ТЖ от 26.05.2022:
по отрицательным dU(-) и положительным dU(+) отклонениям напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального/согласованного значения: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Фактически отрицательное отклонение составило:
- 14.101 (фаза А), нормативное значение 10.000
- 11.031 (фаза В), нормативное значение 10.000
- 13.321 (фаза В), нормативное значение 10.000
- 11.775 (фаза С), нормативное значение 10.000
Фактически положительное отклонение составило:
- 14.291 (фаза С), нормативное значение 10.000
- по значениям коэффициентов гармонических составляющих напряжения KU(n), усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать значений, установленных в ГОСТ32144-2013, в течение 95% времени интервала в одну неделю.
Фактически коэффициент гармонических составляющих напряжения составил
- фаза А 9.711, фаза В 11.325, фаза С 9.694, нормативное значение 5.000
- фаза В 11.618, фаза С 13.394, фаза А 12.896, нормативное значение 8.000
- значения коэффициентов гармонических составляющих напряжения KU(n), усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать значений, установленных в ГОСТ 32144-2013 увеличенных в 1,5 раза, в течение 95% времени каждого периода в одну неделю Фактически коэффициент гармонических составляющих напряжения составил
- фаза А 3.490, фаза В 4.426, фаза С 3.660, нормативное значение 3.000
- фаза А 7.042, фаза В 8.639, фаза С 6.043, нормативное значение 4.000
- фаза А 6.268, фаза В 6.819, фаза С 7.420, нормативное значение 3.000
- фаза А 2.933, фаза В 2.233, фаза С 2.264, нормативное значение 1.000 в течение 100% времени каждого периода в одну неделю
- фаза А 7.752 нормативное значение 3.000
- фаза А 8.307, фаза С 8.020 нормативное значение 4.000
- фаза А 7.966, фаза В 9.577, фаза С 9.899, нормативное значение 3.000
- фаза А4.469, фаза В 3.380, фаза С 4.033, нормативное значение 1.000
- фаза А 2.086, фаза В 1.373, фаза С 1.443, нормативное значение 0.300
- по результатам измерений коэффициента несимметрии напряжений по обратной последовательности значения коэффициентов несимметрии напряжений по обратной последовательности в точке передачи электрической энергии, усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать 2% в течение 95% времени интервала в одну неделю фактический результат 6.195 нормативное значение 2.000 значения коэффициентов несимметрии напряжений по обратной последовательности в точке передачи электрической энергии, усредненные в интервале времени 10 мин, не должны превышать 2% в течение 100% времени интервала в одну неделю фактический результат 9.052, нормативное значение 4.000
- по результатам измерений кратковременной дозы фликера
Показателями КЭ, относящимися к колебаниям напряжения, являются кратковременная доза фликера, измеренная в интервале времени 10 мин, и длительная доза фликера, измеренная в интервале времени 2 ч, в точке передачи электрической энергии, кратковременная доза фликера не должна превышать значения 1,38,
- фаза А 1.776, фаза В 1.389, фаза С 1.421, нормативное значение 1.380, что является нарушением требований части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении N 19 от 03.06.2022.
10.06.2022 заместителем начальника отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области ВМТУ Росстандарта вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 07-19 о привлечении ПАО "Кузбассэнергосбыт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела надлежащих допустимых и достоверных доказательств наличия вины в действиях ПАО "Кузбассэнергосбыт", доказательств того, что его действия (бездействие) повлекли нарушение качества электроэнергии, поставляемой потребителям. Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддерживает на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1 и 20.4 настоящего кодекса, влечет административную ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Примечанием к данной статье определено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п. 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
На основании статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации понимается, в частности, состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 названного закона заявитель (физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) вправе: выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом; обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации и использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Частью 2 этой статьи определено, что заявитель обязан: обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии) либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии; приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено; извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (пункт 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Согласно пункту 1 статьи 38 указанного закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, в соответствии с пунктом 7 которых субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
В пункте 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), установлено, что договоры с потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В пункте 30 Основных положений предусмотрено, что если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Наличие оснований и размер ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Кузбассэнергосбыт" и ООО "КЭнК" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях N 210009 от 21.11.2014.
Согласно пункту 2.1.1 вышеуказанного договора ООО "КЭнК" (исполнитель) обязан обеспечить передачу электрической энергии до точек поставки потребителей гарантирующего поставщика (указанных в пункте 1.5 договора) в пределах максимальной мощности с учетом пропускной способности электрической сети и технологических характеристик энергопринимающих устройств потребителей с соблюдением величин аварийной и технологической брони. Качество передаваемой электрической энергии должно соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 32144-2013, что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным исполнителю уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электричкой энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электричкой энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана, в том числе обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Следовательно, именно сетевая организация, оказывающая услуги по транспортировке и передаче потребителям электрической энергии, на границе раздела балансовой принадлежности электросетей обязана передать потребителю электрическую энергию, соответствующую по качеству обязательным требованиям стандартов.
Таким образом, ПАО "Кузбассэнергосбыт" не является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как верно указал суд первой инстанции, административным органом не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика -ПАО "Кузбассэнергосбыт". Вопрос вины лица, привлекаемого к ответственности, несмотря на представленные заявителем возражения, административным органом не исследовался, доводы Общества не оценивались, обстоятельства, на которые указывает Общество, не проверялись.
Кроме того, на обстоятельства, подлежащие проверке для выяснения надлежащего субъекта нарушения по отклонению качества электроэнергии, указывается также и самой сетевой организацией ООО "КЭнК", представлены письменные документы, указывающие на сомнения вины гарантирующего поставщика в допущенном нарушении.
Однако все эти обстоятельства не учтены административным органом при вынесении постановления о привлечении ПАО "Кузбассэнергосбыт" к административной ответственности.
При этом, согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Реализация принципа презумпции невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, вина лица, привлекаемого к административной ответственности, выраженная в форме умысла либо неосторожности, является обязательным и непременным элементом состава административного правонарушения, и в случае недоказанности вины административным органом, должностным лицом административного органа, уполномоченным вести производство по делу об административном правонарушении в отношении предполагаемого субъекта административного правонарушения, последний не может быть привлечен к административной ответственности.
Исходя из вышеизложенного, отсутствуют правовые основания для признания вины в действиях ПАО "Кузбассэнергосбыт" и привлечения его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы административного органа о том, что гарантирующий поставщик вправе предусмотреть, в том числе, договором на оказание услуг определенные условия предоставления результатов рассмотрения претензий в порядке и форме, установленной государственными стандартами, отклоняются.
Передача электрической энергии потребителям осуществляется по сетям сетевых организаций, путем заключения гарантирующим поставщиком с ними соответствующих договоров, согласно которым они обеспечивают передачу электрической энергии до конечных потребителей.
В договоре, заключаемом гарантирующим поставщиком с сетевой организацией в соответствии с Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, предусмотрены условия о соответствии качества электрической энергии требованиям ГОСТ (пункт 2.1.1 договора). Данные условия согласованы всеми участниками правоотношений без разногласий.
Таким образом, со стороны заявителя, в рамках своих полномочий и установленного статуса, ПАО "Кузбассэнергосбыт" принимаются все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм.
При этом ПАО "Кузбассэнергосбыт, как гарантирующий поставщик ввиду отсутствия полномочий не имеет возможности применять меры административного воздействия в отношении сетевых организаций в целях исполнения ими обязанности по предоставлению электрической энергии потребителям надлежащего качества.
Также следует отметить, что в силу своего статуса гарантирующий поставщик не может и отказаться от поставки электрической энергии потребителям, независимо от того выполняются или нет сетевой организацией свои обязательства, которые должны обеспечиваться ею в силу прямого на то указания закона.
Кроме того, в месте совершения правонарушения имеется только одна сетевая организация, к сетям которой возможно подключение для получения электроэнергии.
Таким образом, у ПАО "Кузбассэнергосбыт" отсутствует возможность для соблюдения норм и правил в случае нарушения этих правил сетевой организацией.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к законным и обоснованным выводам о незаконности оспариваемого постановления, то есть, не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 31.08.2022 по делу N А27-11115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Восточного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, город Владивосток в лице Отдела (инспекции) государственного надзора по Республике Хакасия, Республике Тыва и Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11115/2022
Истец: ПАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания"
Ответчик: Отдел государственного надзора по республике Хакасия, республике Тыва и Кемеровской области
Третье лицо: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"