город Омск |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А81-9298/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Котлярова Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10931/2022) муниципального унитарного предприятия "Ноябрьскспецавтотранс" муниципального образования город Ноябрьск на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2022 по делу N А81-9298/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) к муниципальному унитарному предприятию "Ноябрьскспецавтотранс" муниципального образования город Ноябрьск (ОГРН 1028900705778, ИНН 8905028487, адрес: 629800, город Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель 1-А, дом 9) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление, Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Ноябрьскспецавтотранс" муниципального образования город Ноябрьск (далее - заинтересованное лицо, предприятие, МУП "Ноябрьскспецавтотранс") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2022 по делу N А81-9298/2022 заявленные требования удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не были учтены обстоятельства имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения; протокол об административном правонарушении и оспариваемое решение суда не позволяет определить, в чем именно выразилась вина предприятия, за осуществление какого именно вида работ подлежащего лицензированию привлекается последнее; деятельность по сбору отходов IV класса опасности и размещению отходов IV класса опасности предприятием на эксплуатируемых объектах в отсутствие соответствующей лицензии, не осуществляется; между МУП "Ноябрьскспецавтотранс" и обществом с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - ООО "Инновационные технологии") заключен договор N 04007000027200000040004 от 18.12.2020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования город Ноябрьск, который предусматривает исключительно выполнение работ по транспортированию отходов до места передачи ТКО, и не предусматривает выполнение каких-либо иных работ по обращению с ТКО; транспортируемые МУП "Ноябрьскспецавтотранс" отходы принадлежат ООО "Инновационные технологии".
Управлением в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не соглашается с доводами общества, просит оспариваемое решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, у МУП "Ноябрьскспецавтотранс" имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов I - IV класса опасности от 13.04.2017 N (89)-3425-СТБ, адрес места осуществления лицензируемых видов деятельности 629809, ЯНАО, г. Ноябрьск, тер. Юго-Восточный промузел, панель I-А, д.9.
Согласно приказу Департамента имущественных отношений Администрации города Ноябрьска от 23.11.2021 N 02-10-00062 "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения" за МУП "Ноябрьскспецавтотранс" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество - "Проезд, подъезд и площадка Полигона бытовых отходов", инвентарный N 1360150, кадастровый N 89:12:000000:2126, площадь 171652,60 кв. м.
МУП "Ноябрьскспецавтотранс" приступило к эксплуатации указанного полигона по размещению отходов с 24.11.2021 после приобретения права хозяйственного ведения, имущество передано согласно акту приёма-передачи муниципального имущества МУП "Ноябрьскспецавтотранс" от 24.11.2021.
Указанный объект принят в эксплуатацию согласно акту рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта "Полигон по обезвреживанию твердых бытовых отходов" от 21.04.1992, технический паспорт на полигон от 30.10.2010. На указанном объекте, к моменту ввода в эксплуатацию, были готовы к эксплуатации 2 "чека" для складирования (хранения) отходов. Таким образом, МУП "Ноябрьскспецавтотранс" принят в эксплуатацию непосредственно объект размещения отходов.
Данный объект включен в Государственный реестр объектов размещения отходов в качестве объекта размещения отходов (далее - ОРО) с присвоением кода 89-00039-3-00592-250914, наименование объекта "Полигон бытовых отходов", назначение ОРО - захоронение отходов, наименование эксплуатирующей организации - МУП "Ноябрьскспецавтотранс". Исходя из кода, присвоенного объекту "Полигон бытовых отходов", назначение ОРО - захоронение отходов.
В Северо-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора поступила информация о возгорании на полигоне, расположенном по адресу: г. Ноябрьск, автодорога на Западно-Ноябрьское месторождение, направленная письмом МУП "Ноябрьскспецавтотранс" от 31.05.2022 N И-22-БН.
Согласно представленной информации на рабочей карте полигона ТБО горят твердые коммунальные отходы, принятые на полигон.
31.05.2022 сотрудниками Управления в соответствии с заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом N 16 от 31.05.2022, утвержденного приказом Управления N 1097 от 31.05.2022, проведено выездное обследование, в ходе которого установлено, что из тела полигона происходит выделение дыма в результате горения размещенных отходов, наблюдаются очаги открытого горения; установлено наличие пожарных автомобилей МЧС России; установлено, что во время горения отходов на полигон продолжалось поступление отходов.
В связи с установленным в ходе проведения выездного обследования фактом горения отходов на полигоне, эксплуатируемом МУП "Ноябрьскспецавтотранс", Управлением вынесено решение о проведении внеплановой выездной проверки от 01.06.2022 N 269-рш и направлен комплект документов для согласования с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки.
Решением от 02.06.2022 первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, старшего советника юстиции В.И. Мартынова проведение контрольно-надзорного мероприятия было согласовано.
В ходе проведения проверки установлено, что эксплуатируемый МУП "Ноябрьскспецавтотранс" ОРО включен в раздел VI "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, а также объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов". Таким образом, на данном ОРО территориальной схемой предусмотрено осуществление размещения отходов.
МУП "Ноябрьскспецавтотранс" на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2020 N 0400700002720000004 осуществляет транспортирование твердых коммунальных отходов, срок оказания услуг с 01.01.2021 по 31.12.2023.
Согласно пункту 1.7 указанного договора МУП "Ноябрьскспецавтотранс" осуществляет транспортирование отходов до места передачи ТКО, которое согласно разделу "Термины и определения" договора является объектом обращения с отходами (объектом по обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению отходов, мусороперегрузочная станция), указанным в Приложении N 3.
Согласно приложению N 3 местом передачи ТКО является полигон промышленных и бытовых отходов г. Ноябрьск.
Согласно представленного МУП "Ноябрьскспецавтотранс" реестра действующих договоров с юридическими лицами по состоянию на 09.06.2022, предприятием заключено 118 договоров с юридическими лицами и 16 договоров с индивидуальными предпринимателями.
Управление, проанализировав представленные документы и установленные фактические обстоятельства, пришло к выводу о том, что под видом накопления отходов МУП "Ноябрьскспецавтотранс" осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV класса опасности на объекте размещения отходов, в том числе ТКО.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности на территории полигона по фактическому адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, дорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, у МУП "Ноябрьскспецавтотранс" отсутствует.
В силу изложенных обстоятельств, заявитель пришел к выводу о том, что МУП "Ноябрьскспецавтотранс" осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно осуществляет сбор и размещение отходов IV класса опасности по фактическому адресу - Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, дорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, в нарушение установленных требований законодательства.
Усмотрев в действиях предприятия признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Управления в отношении МУП "Ноябрьскспецавтотранс" составлен административный протокол N 03/4-393/2022 от 05.07.2022 по указанной статье КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 202 АПК РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
16.08.2022 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения, на основании следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействии отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья устанавливаются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ:
- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, определены пунктом 3 Положения о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение N 2290).
Положением N 2290 определен перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной заявителем проверки установлено, что МУП "Ноябрьскспецавтотранс" принял в эксплуатацию непосредственно объект размещения отходов.
Полигон бытовых отходов, эксплуатируемый МУП "Ноябрьскспецавтотранс" на праве хозяйственного ведения, включен в Государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением кода 89-00039-3-00592-250914 и назначением захоронение отходов.
Объект "Проезд, подъезд и площадка Полигона бытовых отходов" располагается на земельных участках с кадастровыми номерами 89:12:110909:2, 89:12:110909:287, 89:12:110909:288 и 89:12:110909:289, которые принадлежат МУП "Ноябрьскспецавтотранс" на праве аренды на основании договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности от 21.12.2021 N 133-21.
МУП "Ноябрьскспецавтотранс" составлена характеристика объекта размещения отходов (ОРО) Полигон бытовых отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2021 году от 01.12.2021, согласно которой назначение ОРО - захоронение отходов. Согласно характеристике на ОРО размещаются 157 видов отходов IV класса опасности.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 N 101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов.
Эксплуатируемый МУП "Ноябрьскспецавтотранс" ОРО включен в раздел VI "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, а также объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов". Таким образом, на данном ОРО территориальной схемой предусмотрено осуществление размещения отходов.
Согласно акту рабочей комиссии о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта "Полигон по обезвреживанию твердых бытовых отходов", в состав указанного полигона входят 6 "чеков" для складирования (хранения) отходов, 2 из них, на момент ввода в эксплуатацию полигона, были готовы для эксплуатации. Таким образом, указанный полигон изначально предполагался к эксплуатации, не как объект накопления отходов, а как объект размещения отходов.
Вместе с тем, как было указано выше, Управление пришло к выводу о том, что под видом накопления отходов МУП "Ноябрьскспецавтотранс" осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов IV класса опасности на объекте размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.
Суд первой инстанции верно отметил, что учитывая, что в зоне деятельности МУП "Ноябрьскспецавтотранс", определенной договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования город Ноябрьск от 18.12.2020 N 0400700002720000004, отсутствует инфраструктура по сортировке и обработке твердых коммунальных отходов, отходы IV класса опасности на полигоне могут только размещаться (ввиду отсутствия возможности переработки).
Осуществление деятельности по размещению отходов подтверждается:
- характеристикой объекта размещения отходов Полигон бытовых отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2021 году от 01.12.2021, согласно которой назначение ОРО - захоронение отходов, вид ОРО - "Полигон захоронения твердых коммунальных отходов" (согласно кода видов объектов размещения отходов, установленных Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии 25.02.2010 N 49) на ОРО размещаются 157 видов отходов IV класса опасности;
- результатами проведенного 08.06.2022 специалистом филиала "ЦЛАТИ по УФО" по ЯНАО Радынским Д.В. осмотра и геодезической съемки карты N 1 и N 3. Согласно проведенным геодезическим измерениям объем карт N 1 и N 3 составил 390 522 м3;
- данными учета в области обращения с отходами, а именно данными учета полученных от других лиц отходов, составленными в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утверждённым приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, согласно которым в 1 квартале 2022 принято для хранения от других лиц 6684,742 тонн отходов IV класса опасности, в 4 квартале 2021 года - 1807,084 тонн отходов IV класса опасности.
Вместе с тем, лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности на территории полигона по фактическому адресу Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, дорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений у МУП "Ноябрьскспецавтотранс" отсутствует.
Лицензия МУП "Ноябрьскспецавтотранс" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов I - IV класса опасности от 13.04.2017 N (89)-3425-СТБ не предусматривает осуществление деятельности по размещению отходов.
В силу изложенных обстоятельств, Управление пришло к правомерному выводу о том, что МУП "Ноябрьскспецавтотранс" осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно осуществляет размещение отходов IV класса опасности по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, дорога на Западно-Ноябрьское месторождение, район очистных сооружений, в нарушение установленных требований законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях МУП "Ноябрьскспецавтотранс" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по размещению принятых ТКО лежит на региональном операторе (ООО "Инновационные технологии"), в то время как заключенный с предприятием договор предусматривает исключительно выполнение работ по транспортированию отходов до места передачи ТКО, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Действительно, в силу статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 416-П ООО "Инновационные технологии" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 01.01.2019 года сроком на 6 лет.
Во исполнение данного нормативного акта между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО "Инновационные технологии" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2018 N 4001-19/111.
В свою очередь, между МУП "Ноябрьскспецавтотранс" и ООО "Инновационные технологии" заключен договор N 04007000027200000040004 от 18.12.2020 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования город Ноябрьск.
Согласно условиям вышеуказанного договора, региональный оператор поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах зоны деятельности исполнителя, а региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
В услуги исполнителя (МУП "Ноябрьскспецавтотранс") входит также погрузка ТКО в транспортное средство с места накопления ТКО, уборка места накопления ТКО от высыпавшихся при погрузке отходов и их транспортирование до места передачи ТКО.
Выполнение каких-либо иных работ достигнутыми договорными отношениями не предусмотрено. При этом, местом передачи ТКО в соответствии с терминами и определениями по договору, являются объекты обращения с отходами (объект по обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению отходов, мусороперегрузочная станция), указанный в Приложении N 3.
Однако, то обстоятельство, что из условий договора с региональным оператором следует только погрузка ТКО в транспортное средство с места накопления ТКО, уборка места накопления ТКО от высыпавшихся при погрузке отходов и их транспортирование до места передачи ТКО, не свидетельствуют о том, что размещение ТКО на полигоне осуществляется каким-либо иным лицом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 поименованной статьи КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по недопущению нарушений лицензионных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в связи с чем, вина общества в совершении вмененного административного правонарушения подтверждена материалами дела.
Доказательств невозможности соблюдения приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности в действиях (бездействии) предприятия состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности судом апелляционной инстанции не усматривается.
Оснований для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) к возникшим правоотношениям в данном случае не имеется в связи с установлением судом факта непринятия обществом всех зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, в данном случае не усматривается, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку допущенное заинтересованным лицом правонарушение, могло повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде, т.к. по смыслу положений части 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ предприятие осуществляло вид деятельности, влекущий возникновение угрозы причинения ущерба, в том числе, окружающей среде, для предотвращения/предупреждения негативных последствий которой и требуется лицензирование такой деятельности.
Доказательства, свидетельствующие, что предприятием приняты все установленные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в том числе вины в его совершении.
Существенных нарушений процедуры производства по делу и привлечения общества к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ноябрьскспецавтотранс" муниципального образования город Ноябрьск оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.08.2022 по делу N А81-9298/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9298/2022
Истец: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: МУП "Ноябрьскспецавтотранс"
Третье лицо: МУП "Ноябрьскспецавтотранс" Муниципального образования город Ноябрьск