город Ростов-на-Дону |
|
10 ноября 2022 г. |
дело N А32-7333/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.10.2022 по делу N А32-7333/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Екимова Василия Михайловича
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,
при участии:
от Краснодарской таможни: представитель Кириллова Е.В. по доверенности от 02.06.2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Екимов Василий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Екимов В.М.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4079/2021 от 08.02.2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 признано незаконным и отменено постановление Краснодарской таможни от 08.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4079/2021 в отношении ИП Екимова В.М. по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Решение суда мотивировано тем, что оспариваемое постановление таможенного органа принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы Краснодарская таможня ссылается на то, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выражается в длительном не прекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Полагает, что срок привлечения предпринимателя к административной ответственности не пропущен. Кроме того, таможенный орган указывает, что событие административного правонарушения, вина ИП Екимова В.М. в его совершении были полностью установлены и доказаны в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ИП Екимов В.М. несвоевременно представил на сайте ФТС России СФ системный номер ED20210804093455788.
Данная СФ была зарегистрирована на сайте ФТС России 04.08.2021. СФ присвоен регистрационный номер 10309000/040821/С029048. По данной СФ товары получены ИП Екимовым В.М. от ИП Сартаев Алибек Дуйсенгалиевич (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, Казталовский район, пос. Жалпактал, ул. Анесова, 20) в рамках договора поставки N 1 от 05.01.2020, по товарным накладным: N 11 от 04.05.2020, N 12 от 12.05.2020, N 13 от 18.05.2020, N 14 от 22.05.2020, N 15 от 29.05.2020.
По указанному перемещению сумма сделки составляет 455400.00 рублей. СФ представлена в таможенный орган на сайте ФТС России в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет ИП Екимовым В.М.
Из представленной ИП Екимовым В.М. СФ N 10309000/040821/С029048, а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов, поступивших в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции от 29.11.2021 (вх. КТ от 29.11.2021 N 32367): договор договора поставки N 1 от 05.01.2020, по товарным накладным: N 11 от 04.05.2020, N 12 от 12.05.2020, N 13 от 18.05.2020, N 14 от 22.05.2020, N 15 от 29.05.2020, следует, что товары, указанные в данных документах были получены ИП Екимовым В.М. от ИП Сартаев Алибек Дуйсенгалиевич (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, Казталовский район, пос. Жалпактал, ул. Анесова, 20) в мае 2020.
Статистическая форма регистрационный номер 10309000/040821/С029048 (системный номер ED20210804093455788) зарегистрирована на сайте ФТС России - 04.08.2021 (с нарушением срока представления СФ) и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - май 2020 года.
20.12.2021 по факту выявленного нарушения Краснодарской таможней в отношении ИП Екимова В.М. составлен протокол об административном правонарушении N 10309000-4079/2021 по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
08.02.2022 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Краснодарской таможней в отношении ИП Екимова В.М. принято постановление N 10309000-4079/2021 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Несогласие с принятым таможенным органом постановлением послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Частью 2 статьи 276 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
Частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в СФ и иных источниках информации.
Пунктом 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Постановление), которое определяет аналогичную обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 9 Правил, статистическая форма предоставляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что ИП Екимовым В.М статистическая форма регистрационный номер 10309000/040821/С0290418 (системный номер ED20210804093455788) зарегистрирована на сайте ФТС России -04.08.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - май 2020 года.
Краснодарской таможней 08.02.2022 принято постановление о привлечении ИП Екимова В.М. к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей следует как за непредставление статистической формы учета перемещения товаров, так и за несвоевременное ее представление.
В качестве объективной стороны правонарушения предпринимателю вменяется несвоевременное представление в таможенный орган статформы за отчетный период май 2020 года.
Поскольку соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 10.06.2020 (т.е. к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Таким образом, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 11.06.2021, однако постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом лишь 08.02.2022, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о промышленной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения Срок давности привлечения к административной ответственности является пресекательным, его восстановление и продление законом не предусмотрено.
В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности, следовательно, и о вине лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может. Доводы таможни об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Из разъяснений, изложенных в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 названного Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае административным органом оспариваемое постановление принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 по делу N А32-7333/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7333/2022
Истец: Екимов В М
Ответчик: Краснодарская таможня