г. Саратов |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А12-6798/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест", публичного акционерного общества "Газпром" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 сентября 2021 года по делу N А12-6798/2021,
по исковому заявлению комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (ИНН 3442103030, ОГРН 1093459000557) к публичному акционерному обществу "Газпром" (ОГРН 1027700070518, ИНН 7736050003), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" (ОГРН 1077847507759, ИНН 7810483334), управления Росреестра по Волгоградской области (ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074), федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), об обязании представить проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору аренды N 5Л-15/19 от 04.02.2019, а также взыскании неустойки за непредоставление данного проекта,
при участии в судебном заседании:
-представитель ПАО "Газпром" и ООО "Газпром инвест" - Морозова В.Ю., действующая на основании доверенностей от 17.11.2020, от 21.06.2021;
-представитель Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области - Тарарина О.А., действующая на основании доверенности от 09.02.2022.
УСТАНОВИЛ:
Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") об обязании представить проект освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору аренды N 5Л-15/19 от 04.02.2019.
В производстве Арбитражного суда Волгоградской области находилось дело N А12-6797/2021 по исковому заявлению Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области к публичному акционерному обществу "Газпром" о взыскании неустойки за непредоставление проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок по договору аренды N 5Л-15/19 от 04.02.2019.
До судебного заседания от ответчика поступило ходатайство об объединении в одно производство для совместного рассмотрения указанных дел.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.04.2021 дела N А12-6797/2021 и А12-6798/2021 объединены в одно производство, присвоен единый номер А12-6798/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.09.2021 суд обязал ПАО "Газпром" в течение 60-ти календарных дней с момента вступления решения в законную силу представить в Комитет проект освоения лесов на арендуемый земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область, Ольховский район, Ольховское лесничество, Ольховское участковое лесничество, квартал 34, часть выдела 28, номер учетной записи в государственной лесном реестре: 198-2015-12, с получением по нему положительного заключения государственной экспертизы.
С ПАО "Газпром" в пользу Комитета взыскана неустойка по договору аренды лесного участка от 04.02.2019 N 5Л-15/19 в размере 1 000 000 руб.
В остальной части заявленных требований отказано.
С ПАО "Газпром" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 20 020 руб.
Комитет, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании неустойки и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
ООО "Газпром инвест" и ПАО "Газпром", не согласившись с принятым судебным актом, обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 04.02.2019 между Комитетом (арендодатель) и ПАО "Газпром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 5Л-15/19, сроком действия на 49 лет (пункт 6.1. раздела VI договора аренды). Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. договора аренды, арендодатель предоставил арендатору в аренду (временное пользование) лесной участок, находящийся в государственной собственности площадью 0,0005 га (5 кв.м.), местоположение: Волгоградская область, Ольховский район, Ольховское лесничество, Ольховское участковое лесничество, квартал 34, часть выдела 28, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 198-2015-12.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3.3. договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы, проекта освоения лесов и подачи лесной декларации.
На основании акта приема передачи от 04.02.2019 арендодателем передан, а арендатором принят во временное пользование лесной участок.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.4. договора аренды, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
Согласно подпункту "г" пункта 3.4. договора аренды на арендатора возложена обязанность - в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
Разработанный ответчиком проект освоения лесов получил отрицательное заключение экспертной комиссии по причине несоответствия проекта регламенту Ольховского лесничества и п. 5 ч. 2 ст. 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
21.01.2021 в адрес ответчика была направлена досудебная претензия N 10-19-04/351 с указанием на необходимость разработать и предоставить в Комитет новый проект, который предоставить в срок не позднее 15.02.2021 (т. 1, л.д. 60-61).
Полученная ответчиком претензия осталась без удовлетворения, в связи с чем, Комитет обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 421, 432, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 72, 88, 89 ЛК РФ и условиями договора аренды N 5Л-15/19 от 04.02.2019, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований об обязании представить проект освоения лесов на арендуемый лесной участок и взыскании неустойки.
Проверив законность принятого по данному делу судебного решения и обоснованность доводов, приведенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Частью 1 статьи 72 ЛК РФ предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, в том числе для осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (пункт 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ).
На основании ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки регламентированы приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, согласно которому проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно пункту 30 Состава проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 45 ЛК РФ устанавливает основы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В соответствии с приведенными нормами Приказа Рослесхоза N 69 от 29.02.2012 проект освоения лесов в отношении видов его использования, установленных статьями 43 - 45 ЛК РФ, составляется однократно и применяется к отношениям сторон в течение всего срока действия соответствующего договора аренды.
Таким образом, законодательством прямо предусмотрено действие проекта освоения лесов, предоставленного на основании договора аренды, до конца срока действия договора.
Указанный правовой подход также сформирован в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 30.12.2021 по делу N А12-10567/2021.
В рассматриваемом случае лесной участок площадью 0,0005 га предоставлен ответчику с целью эксплуатации линейного объекта (п. 1.3 договора аренды).
Представленные ООО "Газпром инвест" в суд апелляционной инстанции документы, в частности, кадастровые паспорта на сооружения (газопровод, линейный объект - 2ПК ВОЛС ООО "Волгоградтрансгаз" в составе "Технологической связи"), разрешения на ввод в эксплуатацию от 03.05.2007 и от 24.04.2007, распоряжения ОАО "Газпром" N 784 т N 385 "Об утверждении акта приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта..", свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Газпром" на линейные объекты, также подтверждают, что арендованный по договору участок ответчиком для строительства не используется.
На момент заключения договора аренды лесного участка N 5Л-15/19 (04.02.2019) линейные объекты уже были введены в эксплуатацию.
Приказом Комитета N 2903 от 22.11.2019 утверждено отрицательное заключение на проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду по договору N 5Л-15/19 от 04.02.2019.
Вместе с тем, истец не смог пояснить суду каким именно требованиям действующего законодательства не соответствует представленный проект освоения лесов, не указал какие положения, не соответствуют целям и видам освоения лесов, а также договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту Ольховского лесничества.
Принимая во внимание тот факт, что лесной участок предоставлен ответчику с целью эксплуатации линейного объекта, на который представлен проект освоения лесов, судебная коллегия отмечает, что существенного нарушения ответчиком условий заключенного сторонами договора аренды не имеется.
Кроме того, определением Двенадцатого арбитражного суда от 22.03.2022 производство по рассмотрению апелляционных жалоб было приостановлено до рассмотрения административного искового заявления Ольховским районным судом Волгоградской области по делу N 2а-89/2022 (М-35/2022).
Решением Ольховского районного суда Волгоградской области от 05.05.2022 суд отказал в удовлетворении иска Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу к Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании незаконными действий по внесению изменений категории земельного участка с кадастровым номером 34:22:060201:1040.
Апелляционным определением г. Волгограда от 04.08.2022 решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 05.05.2022 отменено, производство по административному делу прекращено.
Иных мер, направленных на оспаривание перевода земельного участка лесного фонда в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, не принято.
В рамках рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что спорный земельный участок согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ предусмотрено, что одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок для размещения линейных объектов, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности и иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Учитывая изложенное, категорию земельного участка с кадастровым номером 34:22:060201:1040 Управление Росреестра должно было изменить одновременно с государственной регистрацией договора (15.02.2019).
В феврале 2021 года в Управление Росреестра по Волгоградской области было направлено заявление об исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН.
По результатам рассмотрения заявления техническая ошибка устранена, категория земельного участка изменена в соответствии с действующими законодательством (с "земли лесного фонда" на "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и т.д."), что подтверждается выпиской из ЕГРН и уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.03.2021 N КУВД-001/2021-9236137/1.
Таким образом, применительно к настоящему случаю изготовление проекта освоения лесов не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Кроме того, перевод земельного участка из категории "земель лесного фонда" в "земли промышленности и иного специального назначения" повлек за собой изменение (утрату) прав Комитета по управлению и распоряжению арендованным ПАО "Газпром" лесным участком в силу следующего.
В соответствии со статьей 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли промышленности и иного специального назначения являются федеральной собственностью.
Согласно статье 9 ЗК РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ТУ Росимущества) непосредственно и через свои территориальные органы.
Между ТУ Росимуществом и ПАО "Газпром" 26.08.2021 подписано соглашение о расторжении с 18.03.2021 спорного договора от 04.02.2019 N 5Л-15/19 (приложение N 1), ранее заключенного между истцом и ответчиком. Данное соглашение истцом не оспорено.
Таким образом, учитывая, что Комитет утратил право на распоряжение земельным участком, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в силу положений статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом вышеизложенного, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 сентября 2021 года по делу N А12-6798/2021 подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 сентября 2021 года по делу N А12-6798/2021 отменить, в иске отказать.
Взыскать с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в пользу публичного акционерного общества "Газпром" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6798/2021
Истец: КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "ГАЗПРОМ"
Третье лицо: ДеЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Ольховский районный суд Волгоградской области, ООО "ГАЗПРОМ ИНВЕСТ", ПАО "Газпром", ПАО "Газпром", УФРС по Волгоградской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА