город Омск |
|
11 ноября 2022 г. |
Дело N А46-9340/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12092/2022) Администрации Седельниковского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2022 по делу N А46-9340/2022 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства труда и социального развития Омской области (ОГРН 1045504007603, ИНН 5503079341, адрес: 644007, город Омск, улица Яковлева, дом 6) о взыскании с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501985827, ИНН 5533001007,, адрес: 646480, Омская область, Седельниковский район, село Седельниково, улица Избышева, дом 18а) иного межбюджетного трансферта в размере 53 710,89 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от администрации Седельниковского муниципального района Омской области- Репиной Людмилы Николаевны по доверенности от 27.06.2022 N 1441;
от Министерства труда и социального развития Омской области - Пилипенко Полины Евгеньевны по доверенности от 09.12.2021 N ИСХ-21/МТСР-20414, сроком действия до 31.12.2022;
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании иного межбюджетного трансферта в размере 53 710,89 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2022 по делу N А46-9340/2022 требования Министерства удовлетворены, с Администрации в пользу Министерства взыскан иной межбюджетный трансфер в размере 53 710,89 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что исходя из выделенной областным бюджетом суммы, учитывая формулу расчета (подпункт 1 пункта 16 Правил предоставления иного межбюджетного трансферта (далее ИМБТ): 20%- местный бюджет, 80%- областной бюджет, уровень софинансирования из местного бюджета должен составить 63 452, 46 руб. Именно в таком соотношении Администрацией потрачены средства на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения.
Податель жалобы считает, что Соглашение от 29.03.2021 N 217, заключенное между Министерством и Администрацией, включает в себя положения, не предусмотренные пунктом 10 Правил предоставления ИМБТ, а также устанавливает правила, отличные от тех, которые определены нормативными правовыми актами Омской области; соглашением должен устанавливаться только размер предоставляемых ИМБТ, условие о софинансировании не должно содержаться в соглашении.
Министерством представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерство возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании постановления Правительства Омской области от 24.02.2021 N 49-п "О распределении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Омской области местным бюджетам на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения" Седельниковскому муниципальному району Омской области предоставлен ИМБТ из бюджета Омской области на участие в организации и финансировании проведения общественных работ.
В целях предоставления указанного межбюджетного трансферта в соответствии с требованиями приказа Министерства от 13.04.2020 N 52-п "О реализации отдельных положений постановления Правительства Омской области от 19.02.2020 N 39-п" между Министерством и Администрацией заключено соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов от 29.03.2021 N 217 (далее - Соглашение N 217).
Согласно пункту 3.2 Соглашения N 217 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в консолидированном бюджете Седельниковского муниципального района Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с участием в реализации мероприятий в области содействия занятости населения, в целях софинансирования которых предоставляется ИМБТ, составил 422 121,88 руб.
При этом в общем объеме бюджетных ассигнований, указанном в пункте 3.2 Соглашения N 217, уровень софинансирования на исполнение расходного обязательства Администрации, предусмотренный в консолидированном бюджете Седельниковского муниципального района Омской области, равен 37,03%, что составляет 156 327,25 руб.
ИМБТ, предоставляемый из областного бюджета бюджету Седельниковского муниципального района Омской области, в размере 265 794,63 руб. (62,96%) доведен до Администрации, что подтверждается платежным поручением от 26.04.2021 N 268554, а также выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств N 14522015350.
На основании подпункта 2 пункта 5.3.5 Соглашения N 217 Администрацией 11.01.2022 в Министерство представлен отчет об использовании ИМТ за январь-декабрь 2021 года (далее - Отчет), согласно которому фактические расходы средств составили 316 369,75 руб., в том числе: 252 917,29 руб. - за счет средств предоставленного ИМТ из бюджета Омской области; 63 452,46 руб. - за счет средств из местного бюджета.
Неиспользованный остаток иного межбюджетного трансферта в размере 12 877,34 руб. возвращен Администрацией 17.01.2022.
Однако согласно расчету Министерства при общем объеме фактически использованных средств в размере 316 369,75 руб. ИМБТ из бюджета Омской области мог быть использован Администрацией в размере не более 199 206,40 руб. (316 369,75 руб. х 62,96632384940576%).
В связи с тем, что Администрацией не соблюден уровень софинансирования, предусмотренный пунктом 3.3 Соглашения N 217, за счет средств местного бюджета, что повлекло перерасход средств бюджета Омской области в размере 53 710,89 руб.(252 917,29 руб. - 199 206,40 руб.), Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 30.08.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139.1 БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью первой статьи 139.1 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований: 1) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации; 2) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 3) в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период).
Согласно части 2 статьи 139.1 БК РФ методика распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 139.1 БК РФ, статьей 8 Закона Омской области "О межбюджетных отношениях в Омской области" Правительство Омской области постановлением от 19.02.2020 N 39-п утвердило Правила предоставления и методику распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Омской области местным бюджетам на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения (далее - Правила N 39-п).
В силу пункта 9 Правил N 39-п предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемого между Министерством и администрацией муниципального образования Омской области, по форме, утвержденной Министерством.
Форма соглашения утверждена приказом Министерства от 13.04.2020 N 52-п "О реализации отдельных положений постановления Правительства Омской области от 19 февраля 2020 года N 39-п" (далее - Приказ N 52-п).
Таким образом, Министерство, утвердив форму соглашения, действовало в рамках представленных полномочий.
В целях предоставления иного межбюджетного трансферта, в соответствии с требованиями Приказа N 52-п и на основании постановления Правительства Омской области от 24.02.2021 N 49-п "О распределении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Омской области местным бюджетам на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения" между Министерством и Администрацией Седельниковского района заключено Соглашение N 217, которое соответствует его типовой форме.
Согласно пункта 1.1 соглашения предметом Соглашения N 217 является предоставление в 2021 году иных межбюджетных трансфертов бюджету Седельниковского муниципального района Омской области на софинансирование расходных обязательств местного бюджета, возникающих при выполнении полномочий органа местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения, на участие в организации и финансировании проведения общественных работ в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя средств областного бюджета 015, раздел 04, подраздел 01, целевая статья 07.1.01.70140, вид расходов 540 в рамках мероприятия "Предоставление иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Омской области на участие в организации и финансировании проведения общественных работ" подпрограммы "Содействия занятости населения" государственной программы.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в консолидированном бюджете Седельниковского муниципального района Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с участием в реализации мероприятий в области содействия занятости населения, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составляет 422 121,88 руб. (пункт 3.2 Соглашения N 217).
Размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемый из областного бюджета бюджету Седельниковского муниципального района Омской области в соответствии с Соглашением, составляет 265 794,63 руб. (пункт 3.1 Соглашения N 217).
В объеме бюджетных ассигнований, указанных в пункте 3.2 Соглашения, уровень софинансирования на исполнение расходного обязательства Администрации, предусмотренного в консолидированном бюджете Седельниковского муниципального района Омской области, равен 37,03 %, что составляет 156 327,25 руб. (пункт 3.3 Соглашения N 217).
Администрация, подписав Соглашение N 217, приняла на себя соответствующие обязательства, в том числе, по обеспечению такого уровня софинансирования (процентного соотношения средств областного бюджета и средств местного бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Омской области (при заключении Соглашения N 217).
Каких-либо писем от Администрации о необходимости исключения, изменения каких-либо пунктов в Соглашении N 217, в том числе условия о софинансировании не поступало.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что должностные лица Министерства превысили полномочия, включив в Соглашение N 217 условия, не предусмотренные Правилами, подлежат отклонению, как необоснованные.
Согласно части 4 статьи 139.1 БК РФ распределение иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Омской области от 24.02.2021 N 49-п "О распределении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Омской области местным бюджетам на реализацию мероприятий в области содействия занятости населения" Седельниковскому муниципальному району Омской области предоставлен иной межбюджетный трансферт из бюджета Омской области на участие в организации и финансировании проведения общественных работ.
Размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемый из областного бюджета бюджету Седельниковского муниципального района Омской области в соответствии с Соглашением N 217 составил 265 794, 63 руб. (пункт 3.1 Соглашения N 217) и доведен Администрации Седельниковского района.
Размер иного межбюджетного трансферта определен исходя из заявки Администрации, содержащей информацию о наличии бюджетных средств в бюджете (консолидированном бюджете) Седельниковского муниципального района Омской области в размере не менее 20 % от общего объема средств по муниципальному образованию Омской области, направленных на участие в организации и финансировании проведения общественных работ на его территории.
Согласно пункту 3.2 Соглашения N 217 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в консолидированном бюджете Седельниковского муниципального района Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с участием в реализации мероприятий в области содействия занятости населения, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, составил 422 121,88 руб.
При этом в общем объеме бюджетных ассигнований, указанном в пункте 3.2 Соглашения N 217, уровень софинансирования на исполнение расходного обязательства Администрации Седельниковского района, предусмотренного в консолидированном бюджете Седельниковского муниципального района Омской области, равен 37,03 %, что составляет 156 327,25 руб.
Таким образом, Соглашение N 217 содержит условие софинансирования, определяемое долевым (процентным) соотношением между объемом средств иного межбюджетного трансферта из бюджета Омской области и средствами местного бюджета, направляемыми на исполнение расходного обязательства (37,03% - средства местного бюджета, 62,96% - средства областного бюджета).
При этом Администрация как получатель бюджетных средств, принимая на себя расходные обязательства, содержащиеся в Соглашении N 217, обязана обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (процентного соотношения средств областного бюджета и средств местного бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Омской области при заключении Соглашения N 217.
В случае сокращения общего объема расходов на расходное обязательство, установленная Соглашением N 217, пропорция средств бюджетов должна применяться и к общему остатку неиспользованных бюджетных средств.
В рассматриваемом случае Администрацией не соблюден уровень софинансирования, предусмотренный пунктом 3.3 Соглашения N 217, за счет средств местного бюджета, что повлекло перерасход средств бюджета Омской области в размере 53 710,89 руб. (252 917,29 руб. - 199 206,40 руб.)
Таким образом, Администрация должна исполнить расходные обязательства исходя из объемов, взятых на себя обязательств (37,03% - средства местного бюджета, 62,96% - средства областного бюджета), однако допустила нарушение, в связи с чем расходы местного бюджета были сокращены в результате увеличения доли расходов, произведенных за счет средств областного бюджета (20,056% - средства местного бюджета, 79,94% - средства областного бюджета).
Пунктом 20 Правил на органы местного самоуправления возложена ответственность за нецелевое использование предоставленных иных межбюджетных трансфертов, нарушение условий предоставления иных межбюджетных трансфертов в соответствии с законодательством.
При фактическом расходовании бюджетных средств как областного, так и местного бюджетов, в нарушение пункта 7.2 Соглашения N 217 Администрация Седельниковского района не вправе была в одностороннем порядке изменять уровень софинансирования (процентное соотношение) в обход условий Соглашения N 217.
Таким образом, 53 710,89 руб.(252 917,29 руб. - 199 206,40 руб.) не могли быть использованы Администрацией по Соглашению N И 217, следовательно, подлежат возврату как неиспользованные.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2022 по делу N А46-9340/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9340/2022
Истец: Министерство труда и социального развития Омской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕДЕЛЬНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ