город Омск |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А75-21915/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-623/2024) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2023 по делу N А75-21915/2022 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению Администрации города Радужный (ОГРН 1028601468774, ИНН 8609012600, 628462, город Радужный, мкр. 3, дом 3) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 5А), при участии в деле качестве заинтересованного лица - Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, о признании недействительным предписания N 86-03-2022/0022пп,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) представителей:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Борисовой Евгении Александровны по доверенности от 22.12.2022 N 385 сроком действия до 31.12.2024;
от Администрации города Радужный - Загородских Максима Олеговича по доверенности от 09.01.2024 N 01/02-03-02 сроком действия до 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Радужный (далее также - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконными пунктов 15-28 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, надзорный орган, заинтересованное лицо) от 09.09.2022 N 86-03-2022/0022пп об устранении нарушений обязательных требований.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2023 по делу N А75-21915/2022 заявление администрации удовлетворено. Пункты 15-28 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Радужному Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре от 09.09.2022 N 86-03-2022/0022пп об устранении выявленных нарушений обязательных правил признаны незаконными.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
По утверждению надзорного органа, оснований для отмены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 09.09.2022 N 86-03-2022/0222 пп не имеется.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указывает, что все нарушения обязательных требований пожарной безопасности нашли отражение в акте проверки от 09.09.2022 N 86-03-2022/0022ак. Земли (территории) для ведения садоводства и огородничества под садовые товарищества (COO, СОНТ, СНТ) не выделялись Правообладателем территорий с адресным ориентиром: г. Радужный, СОНТ "Энергетик", СНТ общество "Кедровый", СОО "Кедровый", блок УТТ-3, общество "Буровик", общество "Здоровье", СОО "Радужное", ОДНП "Баклажан" является муниципальный городской округ город Радужный. В свою очередь, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Таким образом, обеспечение пожарной безопасности в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, соблюдение требований пожарной безопасности по устройству и содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения города, и обеспечение оповещения населения о пожаре, входит в полномочия и обязанности администрации и должно обеспечиваться в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности. Невыполнение первичных мер пожарной безопасности является нарушением требований пожарной безопасности.
Администрация представила отзыв, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению заявителя, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель надзорного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в период с 30.08.2022 по 09.09.2022 на основании решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 23.08.2022 N 07-58-2022/34 и распоряжения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Радужному управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ХМАО-Югре от 23.08.2022 N 86-03-2022/0022рс с целью проверки исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах, на территории города Радужный, проведена внеплановая выездная проверка, о чем составлен акт от 09.09.2022 N 86- 03- 2022/0022ак.
Из содержания акта проверки, кроме прочего, следует, что на территории города в адресных ориентирах СОНТ "Энергетик", СНТ общество "Кедровый", СОО "Кедровый", блок УТТ-3, общество "Буровик", общество "Здоровье", СОО "Радужное", ОДНП "Баклажан" выявлены следующие нарушения.
В нарушение части 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 3, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), статей 6, 62, 63, пунктов 1, 2, 4 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479) территории не обеспечены источником наружного противопожарного водоснабжения для обеспечения нужд пожаротушения.
В нарушение части 10 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, статей 3, 19 Закона о пожарной безопасности, статей 6, 62, 63, пунктов 1, 2, 4 статьи 68 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 75 Правил N 1479 не обустроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды из имеющегося естественного водоема, расположенного вблизи (в радиусе 200 метров). Лицо, допустившее нарушение, - Администрация города Радужный.
В целях устранения выявленных нарушений администрации выдано предписание от 09.09.2022 N 86-03-2022/0022пп об устранении выявленных нарушений обязательных требований, пункты 15-28 которого оспорены заявителем в судебном порядке.
11.12.2023 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, обжалуемое надзорным органом в апелляционном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предписание в оспоренной части выдано ненадлежащему лицу, поскольку администрация не является лицом, ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан городского округа город Радужный.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 62 Федерального закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В соответствии с частью 2 указанной статьи в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется указанным Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3 статьи 62 Федерального закона N 123-ФЗ).
Требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности, являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности (организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Невыполнение первичных мер пожарной безопасности является нарушением требований пожарной безопасности.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа, относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 10 Закона о пожарной безопасности финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно пункту 75 Правил N 1479 органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует их материалов дела, оспариваемыми пунктами предписания надзорного органа в качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений администрации надлежит:
- обеспечить источником наружного противопожарного водоснабжения для обеспечения нужд пожаротушения здания и сооружения, на территории с адресным ориентиром: г. Радужный, СОНТ "Энергетик", СНТ Общество "Кедровый", СОО "Кедровый", блок УТТ-3, общество "Буровик", общество "Здоровье", СОО "Радужное", ОДНП "Баклажан" (пункты 15-21 предписания);
- организовать устройства подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды из имеющегося естественного водоема, расположенного вблизи (в радиусе 200 метров) территории с адресным ориентиром: г. Радужный, СОНТ "Энергетик", СНТ Общество Кедровый, СОО "Кедровый", блок УТТ-3, общество "Буровик", общество "Здоровье", СОО "Радужное", ОДНП "Баклажан" (пункты 22-28 предписания).
Статьей 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия.
При разрешении спора судом первой инстанции сделан вывод о том, что собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, являясь собственниками имущества общего пользования, являются лицами, обязанными обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности, в том числе обеспечить территорию источниками водоснабжения и организовать стоянку для пожарных машин в целях забора воды из естественных водоемов; отсутствие на территории садоводства или огородничества объединения граждан не может толковаться как возлагающее на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению таких территорий источником наружного противопожарного водоснабжения для обеспечения нужд пожаротушения.
Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации города Радужный от 12.08.2022 N 13-ИСХ-548 данные земельные участки (поставленные на государственный кадастровый учет), располагаются в границах населенного пункта (реестровый номер 86:00-4.9), категория земель: "Земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования земельных участков (поставленных на государственный кадастровый учет) преимущественно: "Ведение садоводства". В указанных кварталах земли (территории) для ведения садоводства и огородничества под садовые товарищества (СОО, СОНТ, СНТ) не выделялись. Земельные участки предоставлялись индивидуально.
Соответственно, правообладателем территорий с адресным ориентиром:
г. Радужный, СОНТ "Энергетик", СНТ Общество Кедровый, СОО "Кедровый", блок УТТ-3, общество "Буровик", общество "Здоровье", СОО "Радужное", ОДНП "Баклажан" является муниципальное городской округ город Радужный.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, статьи 10 Закона о пожарной безопасности, пункта 75 Правил N 1479 обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, соблюдение требований пожарной безопасности по устройству и содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения города, принятие мер по организации подъездов для установки пожарных автомобилей и забора воды, является обязанностью Администрации города Радужный.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемые пункты предписания адресованы надлежащему субъекту.
Правовых оснований для признания незаконными пунктов 15-28 предписания от 09.09.2022 N 86-03-2022/0222 пп не имеется.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежит отмене на основании статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, при этом фактические обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами в связи с чем суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
.
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре удовлетворить, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.12.2023 по делу N А75-21915/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Администрации города Радужный отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-21915/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РАДУЖНЫЙ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, Прокуратура ХМАО