г. Вологда |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А13-16294/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селецкой С.В., судей Кузнецова К.А. и Марковой Н.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.В.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области представителя Фролова А.И. по доверенности от 21.04.2022 N 77,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Практик" на определение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июля 2022 года по делу N А13-16294/2021,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Вологодской области от 29.12.2021 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "ФОРА-М" (место нахождения: 160010, город Вологда, улица Залинейная, дом 24, офис 7; ОГРН 1133525020903, ИНН 3525313217; далее - Должник).
Определением суда от 13.04.2022 введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Котов Александр Александрович.
Соответствующие сведения опубликованы в издании "Коммерсантъ" от 23.04.2022 N 72.
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) 16.05.2022 обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов (далее - реестр) задолженности в общей сумме 545 984 руб. 10 коп.
Определением суда от 27.07.2022 заявленные требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Практик" (далее - Общество) обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение от 27.07.2022 в части включения в реестр требований в размере 517 625 руб. 10 коп. исполнительского сбора.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), пункт 24 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов", апеллянт считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Должник не получал постановления о возбуждении исполнительных производств от 21.09.2020 N 123656/20/35053-ИП, от 18.11.2020 N 156468/20/35053-ИП, от 14.05.2021 N 63037/21/35053-ИП, от 22.04.2021 N 51367/21/35053-ИП. Податель жалобы полагает, что постановления о взыскании исполнительского сбора от 18.12.2020, 21.12.2020 вынесены незаконно, поскольку Должник не уведомлен надлежащим образом о возбужденных исполнительных производствах.
Лица, участвующие в рассмотрении спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в порядке, установленном пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Поскольку фактически доводы жалобы сводятся к обжалованию определения суда в части включения в реестр задолженности по исполнительскому сбору, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенным статьей 71 и статьей 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.
В силу части 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П указал, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из разъяснений, изложенных в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве", следует, что в случае возбуждения дела о банкротстве исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
В силу приведенных правовых норм и разъяснений отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством; такая штрафная санкция является самостоятельной, не связанной с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, и подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительного производства и включено ли основное требование кредитора в реестр требований кредиторов должника.
Принимая во внимание положения статей 2 и 5 Закона о банкротстве, правовой позиции, приведенной в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, а также совершение Должником правонарушения в процессе исполнительного производства до возбуждения дела о банкротстве (29.12.2021), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о квалификации требования в качестве реестрового.
Как следует из материалов дела, в том числе отмеченных в жалобе постановлений о возбуждении исполнительных производств, судебным приставом-исполнителем осуществлена попытка вручения Должнику указанных постановлений, зафиксирован отказ коммерческого директора Миронова А.Ю. от их получения.
Доводы апеллянта о неполучении Должником постановлений о возбуждении исполнительных производств не свидетельствуют о невыполнении судебным приставом-исполнителем обязанности уведомить стороны о возбуждении исполнительных производств. Прекращение полномочий Миронова А.Ю. не подтверждено материалами дела. Кроме того, соответствующие сведения о возбуждении исполнительных производств размещены на официальном сайте службы судебных приставов.
На основании части 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания, уменьшении размера, освобождении от его взыскания.
Следует отметить, что постановления о взыскании исполнительского сбора не обжалованы в установленном законом порядке, не признаны незаконными, в материалах дела доказательства обратного отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал требование Уполномоченного органа о включении в реестр 517 625 руб. 10 коп. задолженности по исполнительскому сбору. Расчет суммы задолженности обоснован и подтвержден материалами дела, проверен судом и признан верным; контррасчет апеллянт не представил.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем исследованным доказательствам, содержащимся в материалах дела, не согласиться с которой у апелляционного суда нет оснований.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства о банкротстве, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить судебный акт в обжалуемой части, в апелляционной жалобе не содержится.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июля 2022 года по делу N А13-16294/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическое агентство "Практик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий |
С.В. Селецкая |
Судьи |
К.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16294/2021
Должник: Миронова Ирина Владимировна, ООО "ФОРА-М"
Кредитор: ООО "Европолимер"
Третье лицо: ООО "ПрофиЦентр", Управление службы судебных приставов по Вологодской области, Ассоциация "Евросибирская СРО АУ", Вологодское отделение Сбербанка N 8638, Временный управляющий Котов Александр Александрович, ГИБДД УМВД России по Вологодской области, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Вологде по Вологодской области, Конкурсный управляющий Котов Александр Александрович, Миронов Андрей Юрьевич, МИФНС России N11 по Вологодской области, ООО "Юридическое агенство "Практик", ООО "Юридическое агентство "Практик", Отдел адресно-справочной работы УФМС России по ВО, ПАО "Сбербанк России", ПАО "Сбербанк России" Вологодское отделение N 8638, Пятнадцатый Арбитражный Апелляционный суд, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, УМВД россии по Вологодской области, УМВД России по Ярославской области, Управление ЗАГС по Вологодской области, Управление по вопросам миграции УМВД России по Ярославской обл, Управление Росреестра по Вологодской области, Управление ФСБ России по ВО, Управлении инспекции гостехнадзора ВО, УФНС России по Вологодской области, УФССП по Вологодской области, ФГБУ ФКП Росреестра по ВО, ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по ВО ", ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14950/2024
05.08.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4895/2024
16.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20872/2023
26.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7007/2023
22.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7963/2023
17.04.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1553/2023
03.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-230/2023
10.11.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8060/2022
15.09.2022 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16294/2021
14.09.2022 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16294/2021