г. Пермь |
|
11 ноября 2022 г. |
А60-8307/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Дружининой Д.И., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-8307/2022
по иску Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588)
к обществу с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (ИНН 7459000826, ОГРН 1127459000822),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ОГРН 1046603570386, ИНН 6670073005), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ОГРН 1026605251287, ИНН 6661089658), Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ОГРН 1026605396817, ИНН 6662078828), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952), Администрация Сысертского городского округа (ОГРН 1026602178151, ИНН 6652004915), Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Сысертского городского округа (ОГРН 1026602176072, ИНН 6652003037), общество с ограниченной ответственностью "Эльф", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании отсутствующим права собственности общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (ответчик) на часть земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:22 в части наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером 66:25:0000000:154, на площади наложения 9901 кв. м, в части выделов 4,5,6 квартала 3 Арамильского участка Сысертского участкового лесничества Сысертского лесничества, в следующих координатах границ земель лесного фонда:
N точки |
X |
Y |
1 |
374531.84 |
1542114.53 |
2 |
374650.99 |
1542249.42 |
3 |
374770.01 |
1542377.34 |
4 |
374750.20 |
1542395.00 |
5 |
374503.29 |
1542129.16 |
1 |
374531.84 |
1542114.53 |
об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:25:0304003:22, а также указании, что решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.51 АПК РФ привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг", Администрация Сысертского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Сысертского городского округа.
До принятия решения судом первой инстанции истец требования уточнил, просил признать отсутствующим право собственности общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" на часть земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:22 в части его наложения на лесной участок с кадастровым (условным) номером 66:25:0000000:154, на площади наложения 9901 кв. м., в части выделов 4,5,6 квартала 3 Арамильского участка Сысертского участкового лесничества Сысертского лесничества, в следующих координатах границ земель лесного фонда:
N точки |
X |
Y |
1 |
374531.84 |
1542114.53 |
2 |
374650.99 |
1542249.42 |
3 |
374770.01 |
1542377.34 |
4 |
374750.20 |
1542395.00 |
5 |
374503.29 |
1542129.16 |
1 |
374531.84 |
1542114.53 |
Исключить из ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:25:0304003:22 в части его наложения на лесной участок, в следующих координатах:
N точки |
X |
Y |
1 |
374531.84 |
1542114.53 |
2 |
374650.99 |
1542249.42 |
3 |
374770.01 |
1542377.34 |
4 |
374750.20 |
1542395.00 |
5 |
374503.29 |
1542129.16 |
1 |
374531.84 |
1542114.53 |
Уточнения приняты судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчиком приведены доводы о том, что спорный земельный участок образован из иного земельного участка, сформированного в установленном порядке, без включения земель лесного фонда и части участка лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:154. Земельный участок принадлежит ответчику на основании решения о перераспределении земельных участков N 3 от 04.06.2016 путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:12, полностью входит в границы указанного участка, при разделе внешние границы исходного участка не менялись.
Ответчик полагает, что избранный истцом способ защиты права не обеспечит восстановления прав, так как данный способ не соответствует нарушению права, о котором заявлено истцом. Предмет и основания иска по настоящему делу подтверждают направленность иска на разрешение судом спора о праве на земельные участки. Считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Отмечает, что при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, считает, что необходимо учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Истец, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. полагает, что судом обстоятельства дела и представленные доказательства исследованы надлежащим образом, оснований полагать, что представленная ФГБУ "ФКП Росреестра" информация об образовании земельного участка не соответствует действительности не имеется. Полагает, что при разрешении спора не имелось оснований для применения положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ.
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области также представило отзыв на апелляционную жалобу, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. Ссылается на то, что согласно выписке N 12-вн из ГЛР от 19.04.2022 часть спорного земельного участка принадлежит землям лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация. Кроме того, указало, что квартал N 3 Арамильского участка Сысертского участкового лесничества (выделы 4, 5, 6) учтен в составе учетной записи в ГЛР 1117-2010-08 - аренда ООО "Эльф" для заготовки древесины по договору от 21.07.2008 N 135 на срок использования 25 лет.
Определением от 09.08.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А60-8307/2022 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечен арендатор лесного участка - общество с ограниченной ответственностью "Эльф".
В судебном заседании 30.08.2022 представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен в полном объеме, по основаниями, изложенным в письменном отзыве, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка, ранее предоставленного Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области в пользование по договору аренды, впоследствии приобретенного путем выкупа в частную собственность.
Ответчик ходатайствовал о приобщении к материалам дела доказательств по делу - договора аренды земельного участка АЗФ N 33/0832 от 16.05.2008, межевого плана от 30.04.2013, соглашения о перемене лиц от 10.09.2008.
Данное ходатайство о приобщении документов удовлетворено судом на основании статьи 159 АПК РФ.
Определением от 30.08.2022 судебное разбирательство отложено на 10.10.2022, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 АПК РФ привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Также суд в целях правильного рассмотрения дела в порядке ст.66 АПК РФ истребовал у Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии копии документов о формировании, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:0304003:22, 66:25:0304003:12, 66:25:0000000:40 (описания, межевые планы, заявления, иные документы).
21.09.2022 из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (исх. 3.20-18238-ЮБ/22) поступила информация из ЕГРН в виде копий правоустанавливающих документов и копий документов, помещенных в реестровое дело в отношении объектов, указанных в определении от 30.08.2022 (информация на СД-диске).
Определением от 07.10.2022 в порядке статьи 18 АПК РФ по делу произведена замена судьи Дружининой О.Г. на судью Скромову Ю.В.
От ответчика 10.10.2022 поступили дополнительные пояснения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 66:25:0304003:22 образован путем раздела участка с кадастровым номером 66:25:0304003:12, последний также сформирован путем раздела участка с кадастровым номером 66:25:0000000:40, перераспределение с муниципальными или государственными землями при этом не осуществлено. Перераспределение принадлежащих ответчику земель проведено без включения и использования территории муниципальных земель или земель лесного фонда. Приводит последовательность формирования спорного земельного участка. Обращает внимание на то, что право собственности на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:154 зарегистрировано 25.08.2010, то есть через 6 лет после постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении исходного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:40.
В судебном заседании 10.10.2022 принял участие представитель ответчика, который пояснил, что в его адрес отзыв вновь привлеченного третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области не поступил. Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
В судебном заседании к материалам дела приобщены дополнительные доказательства, а именно документы, поступившие из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (исх. 3.20-18238-ЮБ/22) - информация из ЕГРН в виде копий правоустанавливающих документов и копий документов, помещенных в реестровое дело в отношении объектов, указанных в определении от 30.08.2022. (информация на СД-диске).
Определением от 10.10.2022 судебное разбирательство по делу N А60-8307/2022 отложено на 08.11.2022 на 13:30.
Определением от 07.11.2022 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Крымджановой Д.И. на судью Дружинину О.Г.
07.11.2022 в адрес суда поступили дополнительные пояснения истца, в которых истец считает что формирование участка с кадастровым номером 66:25:0000000:40 значения не имеет. Настаивает на том, что ответчик спорной частью земельного участка не владеет, сельскохозяйственную деятельность не ведет, на участке произрастает лесная растительность, спорная территория не выбывала из владения Российской Федерации.
В судебное заседание 08.11.2022 лица, участвующие в деле, не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ в условиях надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Согласно материалам дела, полученным из органа кадастрового учета документам, в том числе кадастровой выписке от 08.04.2008, земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:40 площадью 5948039 кв.м, с местоположением примерно в 1000 по направлению на север от ориентира п.Большое Седельниково, расположенного за пределами участка, адрес ориентира - Свердловская область, Сысертский район, с целевым использованием - для сельскохозяйственного использования, учтен в ГКН 22.01.1998, правообладатель - Российская Федерация (собственность), государственное сельскохозяйственное предприятие "Свердловское" (постоянное бессрочное пользование). Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано в ЕГРП 11.06.2004.
После проведения работ по межеванию Территориальное управление Росимущества в Свердловской области 29.02.2008 обратилось в Управление Роснедвижимости по Свердловской области с заявлением о внесении изменений в характеристики ранее учтенного участка (единого землепользования) с приложением описания участка.
16.05.2008 Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:25:0000000:40 площадью 5948039 кв.м, с местоположением примерно в 1000 по направлению на север от ориентира п.Большое Седельниково, расположенного за пределами участка, адрес ориентира - Свердловская область, Сысертский район, с целевым использованием - для сельскохозяйственного использования, на срок до 30.08.2032; согласно п.1.2 договора на участке лесной растительности не имеется.
В соответствии с соглашениями от 01.08.2008, от 10.09.2008 о перемене лиц в договоре аренды арендатором участка являлось ООО "Светояр".
20.01.2015 проведена государственная регистрация прваа собственности ООО "Светояр" на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:40 площадью 5948039 кв.м на основании договора купли-продажи земельного участка N Т-20 от 22.12.2014.
14.05.2015 ООО "Светояр" принято решение (приказ) о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:40 на 12 земельных участков, в результате чего в том числе образован земельный участок с кадастровым номером 66:25:0304003:12 площадью 731367 кв.м
Земельный участок с кадастровым номером 66:25:0304003:12 приобретен ответчиком - обществом "Стройинвест" в собственность по договору купли-продажи земельного участка от 28.05.2015, о чем имеется отметка в копии свидетельства о государственной регистрации права от 17.07.2015.
На основании решения ООО "Стройинвест" от 14.06.2016 участок с кадастровым номером 66:25:0304003:12 перераспределен с участком с кадастровым номером 66:25:0304003:15, также являющимся собственностью ответчика, при этом образованы 6 земельных участков, в том числе участок с кадастровым номером 66:25:0304003:22.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0304003:22 площадью 49212 +/- 78 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, зарегистрировано в ЕГРН 18 июля 2016 года.
По сведениям ЕГРЮЛ ООО "Светояр" ликвидировано, исключено из ЕГРЮЛ 27.01.2022.
Также из материалов дела следует, что 10.06.2009 проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:154, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, площадью 1181440638 кв.м с местоположением: Свердловская область, Сысертский район, выдано свидетельство о государственной регистрации 25.08.2010 (повторное, взамен свидетельства от 10.06.2009).
Сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:154 в ЕГРН внесены с предоставлением краткой характеристики территорий, описания лесных участков, не по результатам межевания, а по данным материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда, с предоставлением плана лесного участка.
В государственном лесном реестре учтен лесной участок площадью 4,6 га с адресом (местоположением) - Свердловская область, Сысертский городской округ, Сысертское лесничество Сысертское участковое лесничество Арамильский участок квартал 3 (выделы 4-6), для ведения лесного хозяйства. В указанном реестре имеется запись о том, что квартал 3 (выделы 4-6) Арамильского участка Сысертского участкового лесничества учтен в составе учетной записи 117-2010-08 - аренда ООО "Эльф" для заготовки древесины по договору от 21.07.2008 N 135 на срок использования 25 лет.
В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 10 августа 2021 года N ФЗ 1/620, при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:22 имеют пересечение с границами земель лесного фонда Сысертского лесничества Сысертского участкового лесничества Арамильского участка квартал 3 части выделов 4, 5, 6.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев доводы сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации.
К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платности использования лесов.
По смыслу статей 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.
Согласно статье 8 Лесного кодекса, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Исходя из положений статьи 71 Лесного кодекса, а также пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда, общего пользования, в том числе лесопарки.
Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями статьи 68 Лесного кодекса, наряду с другими работами включает в себя проектирование лесничеств, лесных участков, таксацию лесов.
В соответствии со статьей 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 68.1, 68.2 названного Кодекса при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр, при этом на основании ст. 83 данного Кодекса полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах.
Лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов (части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 Лесного кодекса).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса).
До 01.01.2021 действовал Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 N 194.
Перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Перечень).
В соответствии с частью 2.2.2 Перечня основанием для внесения документированной информации в Акты, являющиеся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения (далее - Акты) являются решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе об установлении границ лесничеств (лесопарков), а также определении их границ.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ) определено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (п. 3 ст. 4.1).
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в соответствии с которой участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Нормами действующего лесного законодательства срок действия лесоустроительной документации и последствия его истечения не предусмотрены.
Таким образом, разработанная в отношении лесного участка лесоустроительная документация, информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, подтверждают отнесение лесного участка к землям лесного фонда.
Положениями статей 81 - 84 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений.
Исходя из пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельного кодекса Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Федеральный закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (определения от 21.09.2017 N 1793-О, 1794-О, 1795-О, от 24.02.2022 N 423-О).
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Из изложенного следует, что положения Федерального закона N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям Единого государственного реестра недвижимости, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения Единого государственного реестра недвижимости (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Так, не может быть признано добросовестным поведение лица, приобретающего земельный участок, состоящий преимущественно из многолетних лесных насаждений, что должно было быть очевидным при осмотре участка до совершения с ним сделок, которое не удостоверилось в том, что такой участок не может относиться к землям государственного лесного фонда.
Таким образом, судам при рассмотрении вопроса о применении части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции Федерального закона N 280-ФЗ необходимо руководствоваться не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, право частной собственности на который возникло до 01.01.2016, но и исследовать вопросы, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования такого земельного участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также законности возникновения прав на данный участок и добросовестности приобретателя.
Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами.
Как следует из материалов дела, в качестве основания заявленных требований истец ссылался на то обстоятельство, что часть спорного земельного участка является частью участка лесного фонда, Сысертского лесничества Сысертского участкового лесничества Арамильского участка в квартале 3 в части выделов 4,5,6, земельный участок является федеральной собственностью и принадлежит Российской Федерации в силу положений статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указывал на приобретение земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:12 в 2015 году на основании возмездной сделки, добросовестность приобретения.
Доводы истца о том, что площадь участка с кадастровым номером 66:25:0304003:22, принадлежащего ответчику, частично накладывается на земли лесного фонда, подтверждены заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 10.08.2021 N Ф31/620.
На площади наложения имеется лесная растительность, по данным космоснимков, представленным на публичной кадастровой карте, спорный земельный участок покрыт лесной растительностью, то есть объективно не может использоваться в качестве земель сельскохозяйственного назначения.
Сведения, использованные ФГБУ "Рослесинфорг" при подготовке заключения от 10.08.2021 N Ф31/620, признаны судом достоверными, поскольку основаны на объективных данных сопоставления материалов лесоустройства и сведений ЕГРН.
Помимо этого, сведения, отраженные в указанном заключении ФГБУ "Рослесинфорг" об отнесении спорной части участков к землям лесного фонда подтверждаются фотографическими материалами, согласно которым на участках имеются лесные насаждения, на участках деятельность по сельскохозяйственному производству не ведется.
Из акта административного обследования объекта земельных отношений Управления Россельхознадзора по Свердловской области от 19.05.2020 N 06/09 следует, что на большей части участка произрастает древесная (преимущественно сосна, береза, осина), кустарная (черемуха, рябина, малина, шиповник) и травянистая растительность, характерная для смешанных лесов зоны среднего Урала. Следы ведения сельскохозяйственной деятельности отсутствуют.
Доводы ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем земельного участка судом рассмотрены и отклонены, учитывая, что при приобретении участка и последующем его разделе ответчик знал о качественных характеристиках участка.
То обстоятельство, что границы исходного для участка с кадастровым номером 66:25:0304003:12 земельного участка 66:25:0000000:40 определены по результатам межевания, участок предоставлялся Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области в аренду в качестве земель сельскохозяйственного назначения, само по себе значения для правильного рассмотрения дела не имеет, так как межевое дело, описание участка не содержит доказательств согласования границ участка с органом, уполномоченным на распоряжение лесными участками, при проведении межевания; орган по управлению государственным имуществом полномочий на распоряжение лесными землями, лесными участками не имеет.
Проведение государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:154 после постановки на кадастровый учет исходного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:40, уточнения его границ в ЕГРН также не является обстоятельством, исключающим возможность обращения истца в суд с настоящим иском, и определяющим результат рассмотрения дела.
Обстоятельства приобретения ответчиком права собственности на спорный земельный участок свидетельствуют о том, что на момент приобретения исходного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:12, он включал в себя лесные земли, о чем ответчику не могло быть неизвестно с учетом изложенного выше.
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1993 N 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации колхозов колхозные леса остались в государственной собственности.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах основания для применения положений части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ и вывода о безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениями ГЛР в данном случае отсутствуют.
Доказательств перевода земель лесного фонда Сысертского лесничества Сысертского участкового лесничества Арамильского участка в квартале 3 в части выделов 4,5,6 в иную категорию земель в установленном законом порядке не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения об их отчуждении.
Учитывая, что сведения о части выделов 4,5,6 квартала 3 Арамильского участка Сысертского участкового лесничества Сысертского лесничества содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законом порядке они переведены не были, формирование и постановка на кадастровый учет в их границах вышеуказанного спорного земельного участка произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Указание категории земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения, при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на эти лесные участки.
Распоряжение лесным участком, в границах которого расположены земельный участок с кадастровым номером: 66:25:0304003:22, произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов: Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства, и с нарушением порядка, предусмотренного нормами действующего законодательством, что нарушает права Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда с кадастровым 66:25:0000000:154, а также препятствует осуществлению ведения лесного хозяйства.
Принимая во внимание, что право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым 66:25:0000000:154 зарегистрировано в ЕГРН, площадь участка, принадлежащего ответчику, частично накладывается на земли лесного фонда, на площади наложения имеется лесная растительность, участок объективно не использовался и не используется в качестве земель сельскохозяйственного назначения, требования истца признаны судом обоснованными.
Доводы ответчика о том, что избранный истцом способ защиты права не обеспечит восстановления прав, данный способ не соответствует нарушению права, о котором заявлено истцом, судом рассмотрены и отклонены как ошибочные.
Иск о признании отсутствующим права собственности ответчика на часть земельного участка в границах указанных координат, изменению сведений ЕГРН подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт.
На основании изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции следует отменить, заявленные требования удовлетворить.
С учетом результата рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика (ст.110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 мая 2022 года по делу N А60-8307/2022 отменить.
Иск удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (ИНН 7459000826, ОГРН 1127459000822) на часть земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:22, в части его наложения на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:154, на площади наложения 9901 кв. м, в части выделов 4,5,6 квартала 3 Арамильского участка Сысертского участкового лесничества Сысертского лесничества, в следующих координатах границ земель лесного фонда:
N точки X Y
1 374531.84 1542114.53
2 374650.99 1542249.42
3 374770.01 1542377.34
4 374750.20 1542395.00
5 374503.29 1542129.16
1 374531.84 1542114.53
Исключить из ЕГРН сведения о части земельного участка с кадастровым номером 66:25:0304003:22 в следующих координатах:
N точки X Y
1 374531.84 1542114.53
2 374650.99 1542249.42
3 374770.01 1542377.34
4 374750.20 1542395.00
5 374503.29 1542129.16
1 374531.84 1542114.53
Постановление по настоящему делу является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (ИНН 7459000826, ОГРН 1127459000822) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.И.Гуляева |
Судьи |
О.Г.Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8307/2022
Истец: АНО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСЛЕСИНФОРГ, ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСП МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СТРОЙИНВЕСТ"
Третье лицо: Администрация Сысерсткого городского округа, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Эльф", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ