г. Владимир |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А39-2531/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19 июля 2022 года по делу N А39-2531/2022, принятое по заявлению акционерного общества "Агросервис" (ОГРН 1025801086926, ИНН 5820000046) о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выраженного в письме от 14.03.2022 N13-ИВ/3424, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерства сельского хозяйства Пензенской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Мордовия обратилось акционерное общество "Агросервис" (далее по тексту - заявитель, АО "Агросервис") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - ответчик, МТУ Росимущества) о признании незаконным отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выраженного в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3424, в предварительном согласовании предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), цель использования земельных участков: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), местоположение: ориентир примерно в 3.3 км по направлению на северо-запад от ориентира с. Камаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Пензенская область, Лопатинский, район, с. Камаевка, площадью 7237383 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480702:21, площадью 10276040 кв. м, в аренду без проведения торгов согласно подготовленной схеме, обязании Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в течение тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу принять и направить Акционерному обществу "Агросервис" решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), цель использования земельных участков: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), местоположение: ориентир примерно в 3,3 км по направлению на северо-запад от ориентира с. Камаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Пензенская область, Лопатинский район, с. Камаевка, площадью 7237383 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480702:21, площадью 10276040 кв. м, на праве аренды сроком 4 года 11 месяцев без проведения торгов согласно подготовленной схеме.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Министерство сельского хозяйства Пензенской области (далее - Минсельхоз), Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 19 июля 2022 года заявленные требования удовлетворены, отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, выраженный в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3424, в предварительном согласовании предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), цель использования земельных участков: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), местоположение: ориентир примерно в 3.3 км по направлению на северо-запад от ориентира с. Камаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Пензенская область, Лопатинский, район, с. Камаевка, площадью 7237383 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480702:21, площадью 10276040 кв. м, в аренду без проведения торгов согласно подготовленной схеме, признан незаконным. Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обязано устранить нарушение прав и законных интересов акционерного общества "Агросервис", в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление акционерного общества "Агросервис" в соответствии с нормами земельного законодательства и принять решение в соответствии с установленной процедурой. С Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в пользу акционерного общества "Агросервис" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.07.2022 по делу N А39-2531/2022 отменить, заявление АО "Агросервис" оставить без удовлетворения.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с принятым судебным актом полностью не согласно, считает его необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права, настаивает на отсутствии правовых оснований для предварительного согласовании предоставления земельного участка в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с отсутствием документального подтверждения участия заявителем в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, поскольку заявителем представлена справка Министерства сельского хозяйства Пензенской области об участии АО "Агросервис" в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области" от 18.09.2013 N 691-пП. Между тем, согласно письму Минсельхоза России от 14.02.2018 N 15/130 "О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности", документами, подтверждающими участие крестьянского (фермерского) хозяйства, 4 А39-2531/2022 сельскохозяйственной организации в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, являются решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором АО "Агросервис" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Министерства сельского хозяйства Пензенской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо оставляет решение по делу на усмотрение суда, поддерживает доводы, изложенные в отзыве Министерства сельского хозяйства Пензенской области, направленном в Арбитражный суд Республики Мордовия от 13.04.2022 N 10-2197, в дополнении к отзыву от 08.07.2022 N 10 -Ю/07, согласно тексту которых, третье лицо поддерживает позицию АО "Агросервис", указав на участие заявителя на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" N 691-пП. Кроме того обращает внимание, что АО "Агросервис" является участником программы льготного кредитования в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1528 (с последующими изменениями). Минсельхозом России приняты решения о включении АО "Агросервис" в реестр заемщиков на получение льготных краткосрочных кредитов.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, АО "Агросервис" обратилось в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с заявлением от 10.02.2022 N 15 (вх.13-3987 от 14.02.2022) о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, согласно прилагаемой схеме его расположения, на праве аренды в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), цель использования земельных участков: для сельскохозяйственного использования (растениеводство), местоположение: ориентир примерно в 3.3 км по направлению на северо-запад от ориентира с. Камаевка, расположенного за пределами участка, адрес ориентира Пензенская область, Лопатинский, район, с. Камаевка, площадью 7237383 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:15:0480702:21, площадью 10276040 кв. м. К заявлению о предварительном согласовании заявителем была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справка об участии в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, приказ о приеме работника на работу.
Рассмотрев указанное заявление, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области письмом от 14.03.2022 N 13-ИВ/3424 отказало АО "Агросервис" в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ, указав что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а именно: в комплекте документов представлено письмо Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 6-754 от 10.02.2022 об участии АО "Агросервис" в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" от 18.09.2013 N 691-пП, при этом решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки отсутствуют.
Не согласившись с отказом МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка АО "Агросервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований АО "Агросервис" указывает, что соответствует всем признакам субъекта, указанным в пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, соглашениями о предоставлении субсидии, а также письмом Министерства сельского хозяйства Пензенской области.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что заявитель на момент обращения в МТУ Росимущества, являлся участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, следовательно соответствовал критерию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В качестве правовосстановительной меры суд в порядке ст. 201 АПК РФ посчитал возможным обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление АО "Агросервис" в соответствии с нормами земельного законодательства и принять решение в соответствии с установленной процедурой.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок на оспаривание отказа, заявителем не пропущен.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Таким образом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, которому Правительством Российской Федерации делегированы полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Росимущество вправе делегировать свои полномочия территориальным органам Росимущества, при этом часть полномочий делегирована для самостоятельной реализации, а часть - для реализации исключительно по поручению Росимущества.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460 ТУ Росимущества в Республике Мордовия реорганизовано в форме присоединения к нему ТУ Росимущества в Республике Марий Эл, ТУ Росимущества в Чувашской Республике и ТУ Росимущества в Пензенской области.
Согласно пункту 4.1.2 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, утв. Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 460, территориальный орган осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4.1.18 указанного Положения установлено, что территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
В соответствии с пунктом 4.2.25 Положения по поручению Агентства территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный ЗК РФ объем полномочий МТУ Росимущества, являющегося исполнительным органом государственной власти, поскольку именно оно в рассматриваемой ситуации наделено полномочиями по рассмотрению спорного заявления и принятию соответствующего решения в отношении этого земельного участка.
Таким образом, МТУ Росимущества является уполномоченным органом по принятию соответствующего решения по заявлению АО "Агросервис".
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Оборот земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в силу пунктов 6 и 7 статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В рассматриваемом случае судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а поэтому порядок его предоставления регулируется нормами Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Из буквального толкования данной нормы закона следует, что требование об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, как обязательное условие предоставления земельного участка в аренду без торгов, распространяется как на крестьянские (фермерские) хозяйства, так и на сельскохозяйственные организации, претендующие на получение земельного участка на этом правовом основании.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020, в котором Верховный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о наличии права крестьянского (фермерского) хозяйства на получение земельного участка в арену без торгов на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, указывает на наличие сведений об участии крестьянского (фермерского) хозяйства в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Из изложенного следует, что основным условием предоставления земельного участка без торгов является участие заявителя в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, отказывая АО "Агросервис" письмом от 14.03.2022 N 13-ИВ/3424 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указало на отсутствие доказательств участия в программах, а именно решения регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки.
Вместе с тем, в обоснование своего права на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду без проведения торгов АО "Агросервис" представило вместе с заявлением письмо Министерства сельского хозяйства Пензенской области N 6-754 от 10.02.2022, подтверждающее участие АО "Агросервис" в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" от 18.09.2013 N 691-пП.
В материалы дела заявителем также представлены соглашения, заключенные с Министерством сельского хозяйства Пензенской области в целях реализации мероприятий по Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.09.2013 N 691-пП (с последующими изменениями), а именно соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета на поддержку элитного семеноводства на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета на поддержку отдельных подотраслей растениеводства от 22.10.2021 N 10-2021-71288 и соглашение о предоставлении субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета от 17.12.2021 N 10-2021-90540.
Согласно пунктам 1.1 данных соглашений предметом соглашения является предоставление из бюджета субсидии в целях возмещения части затрат получателя, связанных с поддержкой элитного семеноводства на посев элитных семян возмещения части затрат получателя, связанных с производством и реализацией зерновых культур соответственно.
Пунктом 6.2 соглашений установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с даты его подписания лицами, имеющими право действовать от имени каждой из сторон, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 2.1 соглашения, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по соглашению.
Министерство сельского хозяйства Пензенской области в представленном в суд первой инстанции отзыве на заявление и дополнениях к отзыву указало на участие заявителя на дату обращения с заявлением в уполномоченный орган в государственной программе Пензенской области "Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы" N 691- пП. АО "Агросервис" 13.01.2022 предоставляло в Министерство сельского хозяйства Пензенской области отчеты о достижении результатов предоставления субсидии по заключенным соглашениям. Весной 2022 АО "Агросервис" предоставило отчеты о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, сельскохозяйственных товаропроизводителей, получателей средств, производителей зерновых культур за 2021 год и за 1 квартал 2022 года. Кроме того, Министерство сельского хозяйства Пензенской области обращало внимание, что АО "Агросервис" является участником программы льготного кредитования в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1528 (с последующими изменениями). Минсельхозом России приняты решения о включении АО "Агросервис" в реестр заемщиков на получение льготных краткосрочных кредитов. При этом, соглашения подписаны в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", а подписание соглашение считается принятием решения о предоставлении субсидии (пункты 2.8, 2.11 Порядка предоставления субсидий на поддержку элитного семеноводства на условиях софинонсирования за счет средств федерального бюджета на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 13 февраля 2017 года N 66-пП).
Учитывая изложенное, ссылки МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на письмо Минсельхоза России от 14.02.2018 N 15/130 "О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности" правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению на приобретение земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - Перечень).
В пункте 34 Перечня приведены документы, предоставляемые заявителем при обращении в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставлении предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Указанные МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области документы (решение регионального органа управления агропромышленного комплекса об оказании государственной поддержки и соглашение об оказании соответствующей государственной поддержки) указанный пункт не содержит.
При этом, письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 15/130 датировано 14.02.2018, т.е. до утверждения соответствующего Перечня.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что заявитель на момент обращения в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, являлся участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, следовательно, соответствовал критерию, предусмотренному пунктом 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения МТУ Росимущества, выраженного в письме от 14.03.2022 N 13-ИВ/3424, об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения и нарушении данным отказом законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя, с учетом дополнительных доводов, приведенных ответчиком.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Мордовия принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19 июля 2022 года по делу N А39-2531/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2531/2022
Истец: АО "Агросервис"
Ответчик: Межрегиональное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Пензенской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом