город Томск |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А45-2793/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2022 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи до перерыва помощником судьи Атрощенко Д.А., после перерыва помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9268/2022) Управления Федерального казначейства по Кемеровской области на решение от 17.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2793/2022 (судья Д.В. Векшенков) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Термолэнд" (633261, Новосибирская область, Ордынский район, рабочий поселок Ордынское, пр-кт Революции, д. 24в, ОГРН 1045404358581, ИНН 5433156617) к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области (650000, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Кемерово, ул. Мичурина, д.54, ОГРН 1024200723447, ИНН 4207011574), о взыскании денежных средств,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: 1) Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, Октябрьская ул., д.80, ОГРН 1045402534143, ИНН 5406297094); 2) Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Кирова, д.3/1, ОГРН 1025402464493, ИНН 5406105211); 3) общество с ограниченной ответственностью "Строй-Контакт" (630008, Новосибирская область, г Новосибирск, Гурьевская ул, д. 78, офис 14, ОГРН 1165476090768, ИНН 5406606761); 4) общество с ограниченной ответственностью Строительная Компания "Союз военных строителей" (630017, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. 2 Кирзавод, д. 11, ОГРН 1095401012277, ИНН 5401332387)
при участии в судебном заседании:
от истца - Кузнецова Н.Г. по доверенности от 01.01.2021, паспорт,
от ответчика - Максимова И.А. по доверенности от 15.06.2020, Паршуков Д.Е. по доверенности от 15.06.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Термолэнд" (далее по тексту - истец, общество "Термолэнл") обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Кемеровской области (далее по тексту - ответчик, УФК по КО), об обязании перечислить денежные средства в размере 2 500 396 рублей 47 копеек в счет оплаты поставленного товара по договору поставки N 26-Т от 14.12.2020 (далее - договор), заключенного между обществом и обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Контакт" (далее - общество "Строй-Контакт").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - Управление МЧС, заказчик); 2) Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - УФК по НО; 3) общество "Строй-Контакт"; 4) общество с ограниченной ответственностью СК "Союз военных строителей" (далее - общество СК "СВС", подрядчик).
Решением от 17.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
УФК по КО с принятым судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе судебный акт отменить и принять новый, которым отказать в удовлетворении иска.
В обоснование к отмене судебного акта указано, что судом допущено нарушение статьи 49 АПК РФ, выразившееся в допущении одновременного изменения истцом предмета и основания иска; судом не определен характер спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства; судом применены нормы, которые не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец и ответчик в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в отзыве и апелляционной жалобе.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции приступил к рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствии представителей третьих лиц.
В судебном заседании 02.11.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 08.11.2022.
После перерыва заседание продолжено.
Представители истца и ответчика поддержали ранее изложенные позиции.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между обществом "Термолэнд" (поставщик) и обществом "Строй-Контакт" (покупатель) заключён договор, по условиям которого поставщик обязуется поставлять в собственность покупателя товар, а покупатель обязуется принимать и оплачивать товар.
Заказ считается согласованным с момента подписания спецификации или оплаты покупателем счета поставщика. Вышеуказанные документы должны содержать ассортимент, количество, цены на товар, общую стоимость, срок оплаты, срок и способ поставки товара. Спецификации подписываются уполномоченными лицами, заверяются печатями сторон. Оплаченные счета и спецификации являются неотъемлемой частью договора (п. 1.1.).
Пунктом 1.4. договора установлено, что настоящий договор заключается в целях реализации государственной контракта N 1921177100572540629709400/55 от 22.07.25019.
Из пунктов 3.1.4, 3.1.6, 3.1.8 договора следует, что поставщик обязан:
- открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в течение 15 дней с даты заключения настоящего договора в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденными приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н/;
- соблюдать режим лицевых счетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 1680 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее -Правила N 1680);
- при казначейском сопровождении целевых средств выполнять условия в соответствии с Правилами N 1680.
Согласно пункту 4.1. договора стоимость товара устанавливается в спецификации или в счете.
Стороны согласовали величину запасов в размере 4 698 857,09 рублей, в том числе НДС 20 %, которые произвел поставщик на формирование запасов продукции, товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий за свой счет до даты заключения настоящего контракта.
24.03.2021 стороны подписали спецификацию N 2 на поставку товара на общую сумму 5 378 165,36 рублей.
В пункте 4 спецификации установлен следующий порядок оплаты товара:
- 70% от общей стоимости товара (предоплата)- в течение 3-х (трёх) банковских дней с даты подписания спецификации;
- 30% от общей стоимости Товара - в течение 3-х (трёх) банковских дней с даты уведомления поставщиком покупателя по факсу или электронной почте о готовности поставщика товара к производству.
Пунктом 4.2 договора предусмотрено, что оплата по договору производится путём перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика.
Договор, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2020 N 1989-р подлежит казначейскому сопровождению, в связи с чем, 26.11.2020 истцом в УФК по КО открыт лицевой счет со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса N711Ж4690001.
Истец в рамках договора поставил товар обществу "Строй-Контакт" на общую сумму 5 378 165 рублей 36 копеек, что подтверждается подписанными уполномоченным представителем покупателя товарными накладными от 06.04.2021 N N 972, 973, 974, 975, 976 от 07.04.2021 NN 982, 987, 988, от 08.04.2021 NN 995, 996, 997.
В свою очередь, общество "Строй-Контакт" перечислило денежные средства в размере 5 378 165 рублей 36 копеек на лицевой счет N 711Ж4690001 (17.12.2020 в сумме 3 613 515 рублей 75 копеек; 15.03.2021 в сумме 1 548 649 рублей 61 копейки и 29.03.2021 в сумме 216 000 рублей).
В адрес истца поступили денежные средства в размере 2 877 768 рублей 89 копеек (списаны 07.07.2021 с лицевого счета N 711Ж4690001 на банковский расчетный счет истца).
Денежные средства в размере 2 500 396 рублей 47 копеек в счет оплаты поставленного товара по договору числятся на лицевом счете N 711Ж4690001.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик не является стороной договора, а осуществляет санкционирование денежных средств, находящихся на лицевом счете N 711Ж4690001.
24.05.2021 общество "Строй-Контакт" обратилось в УФК по КО с просьбой об организации проверки фактически отгруженных товаров в соответствии с договором
В свою очередь, УФК по КО направило в адрес УФК по НО письмо от 25.05.2021 N 39-07-13/10-6681 о необходимости проведения проверки факта поставки товара по договору.
УФК по НО проведена проверка факта поставки товара по договору, в ходе которой осуществлен визуальный осмотр с выездом по адресу места нахождения предмета осмотра (панели металлические с утеплителем из минераловатных плит): Новосибирская область, Коченевский район, Военный городок, в/ч 52987, по итогам которого установлено соответствие количества, фактически поставленного обществом "Термолэнд" товара информации, указанной в договоре на сумму 5 378 165 рублей 36 копеек.
Результаты проведенной проверки оформлены в справке по результатам осмотра поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) от 10.06.2021 и направлены в УФК по КО (письмо от 16.06.2021 N 51-07-07/10-6193).
26.08.2021 обществом "Термолэнд" подписана и представлена в УФК по КО информация N 3 о структуре цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта), контракта по выполнению государственного оборонного заказа, суммы средств, предусмотренных соглашением (Расходная декларация) от 23.08.2021 (далее - Расходная декларация от 23.08.2021).
Письмом от 30.08.2021 N 39-07-11/10-10910 УФК по КО обратилось к УФК по НО с вопросом формирования проверочной группы для проведения проверки соответствия фактических затрат по результатам финансово-хозяйственной деятельности общества "Термолэнд" в рамках исполнения договора.
В период с 06.09.2021 по 10.09.2021 УФК по НО проведена соответствующая проверка, установлено, что сумма расходов, предъявленная к проверке раздельного учета, составила 5 378 165 рублей 36 копеек; данные средства зачислены на лицевой счет N 711Ж4690001 общества "Термолэнд".
По итогам исполнения обязательств по договору денежные средства за фактически поставленный товар в сумме 2 877 768 рублей 89 копеек списаны с лицевого счета N 711Ж4690001 на банковский расчетный счет общества "Термолэнд" платежным поручением от 07.07.2021 N 8. На момент проверки остаток средств на лицевом счете N711Ж4690001 составляет 2 500 396 рублей 47 копеек.
В ходе проверки сотрудниками УФК по НО нарушений не выявлено, показатели расходной декларации соответствуют данным бухгалтерского (управленческого) учета результатов финансово-хозяйственной деятельности общества "Термолэнд".
Акт проверки соответствия показателей направлен в адрес УФК по КО письмом от 13.09.2021 N 51-24-10/10-8827.
Установив, что Управление МЧС 08.07.2021 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по причине выполнения работ по контракту настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, а также выполнение работ ненадлежащим образом, УФК по КО 03.03.2022 отказало обществу "Термолэнд" в принятии платежного поручения к исполнению по причине "46015 - не представлен государственный (муниципальный) контракт/контракт (договор)/документы-основания/выписка из государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), документов-оснований в нарушение пункта 21 приказа Минфина России от 17.12.2021 N 214н (в связи с расторжением в одностороннем порядке госконтракта, во исполнение которого заключен договор, заказчиком работы не принимались).
Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции исходил из того, что работы выполнены истцом и приняты заказчиком до расторжение госконтракта, проведенными проверками факт поставки установлен, нарушений действующего законодательства не выявлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями (пункт 1 статьи 516 ГК РФ).
В настоящем случае, сторонами согласовано, что оплата производится на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства; договор подлежит казначейскому сопровождению и для санкционирования платежей по договору необходимо представить в орган Федерального казначейства документы, подтверждающие выполнение работ и принятие их заказчиком.
Так, сформированная система учета и исполнения бюджетных обязательств соответствует принципу адресности и целевого использования бюджетных средств, определенному статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и именно в этой связи накладывает на получателей средств из бюджета (в том числе исполнителей государственных контрактов) законодательно определенные обязанности, как например, обязательность включения в отдельный реестр, в который включаются сведения юридического лица, получившего средства из бюджета; открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в целях осуществления контроля операций на указанных счетах.
Начиная с 2015 года Федеральным законом о федеральном бюджете предусматриваются положения о казначейском сопровождении средств в рамках исполнения государственных контрактов, позволяющие определить фактическую себестоимость закупаемых по государственным контрактам товаров, работ, услуг через раскрытие структуры цены контракта, исполнение обязанностей по государственному оборонному заказу подлежит казначейскому сопровождению, утвержденных Постановлением N 1680.
В связи с казначейской системой сопровождения средств оборонного заказа в силу пункта 5 статьи 152 БК РФ участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные этим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 БК РФ.
В этой связи для государственного контракта бюджетное законодательство Российской Федерации устанавливает обязательные для сторон правила, отличающие условия государственных контрактов от аналогичных договоров.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) установлены основные обязанности головного исполнителя и исполнителя.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 275-ФЗ головной исполнитель определяет состав исполнителей. Исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта.
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 275-ФЗ установлено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
Из пункта 4.1 статьи 3 Закона N 275-ФЗ следует, что кооперация головного исполнителя (далее - кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.
В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключившие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ, исполнитель по государственному контракту принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются. исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
В целях выполнения госконтркта между обществом "Термолэнд" (поставщик) и обществом "Строй-Контакт" (заказчик) заключен договор на поставку продукции, который исполнен сторонами в полном объеме, что сторонами не оспаривается.
Товар получен заказчиком, денежные средства перечислены поставщику и получены в размере 2 877 768 рублей 89 копеек, в остальной сумме (2 500 396 рублей 47 копеек) находятся на лицевом счете поставщика.
Поставка осуществлена в период с 06.04.2021 по 08.04.2021, что подтверждается товарными накладными и актами проверки.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона N 275-ФЗ бюджетные денежные средства, выделяемые в рамках государственного оборонного заказа, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
С учетом требований Закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма установлена также в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в части 1 статьи 5 Федерального закона 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
При казначейском сопровождении государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений) перечисление из федерального бюджета средств, являющихся источником финансового обеспечения указанных государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2019 N 1765 утверждены Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Правила N 1765).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 N 2153 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Правила N 2153).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 N 2024 "О правилах казначейского сопровождения", утверждены Правила казначейского сопровождения, осуществляемого федеральным казначейством (далее - Правила N 2024).
Согласно положениям пункта 5 Правил N 1765 использование целевых средств возможно исключительно на основании платежных документов, представленных в территориальный орган Федерального казначейства юридическим лицом, которому открыт лицевой счет, после осуществления санкционирования расходов (проверки использования целевых средств на соответствие установленным целям) в порядке, установленном приказом Минфина России от 10.12.2019 N 220н.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 2153 санкционирование расходов при казначейском сопровождении средств осуществляется в соответствии с представляемыми головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными в порядке и по форме, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации (далее - сведения), утверждаемыми в соответствии с положениями акта Правительства Российской Федерации или в соответствии с настоящим разделом по решению государственного заказчика (головного исполнителя (исполнителя-заказчика) на срок действия государственного контракта (контракта (договора).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 2153 для санкционирования расходов, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), головной исполнитель (исполнитель) вместе с распоряжением представляет в территориальный орган Федерального казначейства государственный контракт, контракт (договор), по которому у головного исполнителя (исполнителя) возникло обязательство по оплате указанных расходов, документы-основания или реестр документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований в случае указания реестра документов-оснований в распоряжении.
Повторное представление государственного контракта или контракта (договора) не требуется, если государственный контракт или контракт (договор) уже были представлены в территориальный орган Федерального казначейства при открытии головному исполнителю (исполнителю) лицевого счета.
Для санкционирования расходов в целях оплаты обязательств по накладным расходам по государственному контракту (контракту (договору) представление документов-оснований или реестра документов-оснований с приложением указанных в нем документов-оснований не требуется.
Из пункта 24 Правил N 2153 следует, что территориальный орган Федерального казначейства в случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации, дополнительно к требованиям, установленным пунктами 21 - 23 настоящих Правил, в соответствии с этими актами Правительства Российской Федерации осуществляет проверку:
а) информации о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), содержащейся в документах-основаниях, на соответствие условиям государственного контракта (контракта (договора) в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 настоящих Правил;
б) информации о количестве товаров (объеме работ, услуг), содержащейся в документах-основаниях, на соответствие условиям государственного контракта, контракта (договора) в соответствии с подпунктом "в" пункта 25 настоящих Правил;
в) фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники, на соответствие информации, указанной в государственном контракте, контракте (договоре), документах-основаниях, в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральным казначейством;
г) проверку соответствия фактических затрат по результатам финансовохозяйственной деятельности по государственному контракту, контракту (договору), данным раздельного учета, отраженным в информационных системах юридических лиц, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах по указанным государственному контракту, контракту (договору), и (или) в информации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), с проведением анализа экономической обоснованности затрат в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством.
Согласно пункту 25 Правил N 2153 территориальный орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем представления распоряжения:
а) в случае соответствия информации, указанной в подпунктах "а", и (или) "б", и (или) "в", и (или) "г" пункта 24 настоящих Правил, - принимает к исполнению распоряжение;
б) в случае несоответствия информации, указанной в подпункте "а" пункта 24 настоящих Правил, - направляет государственному заказчику (головному исполнителю, исполнителю-заказчику) информацию об указанном несоответствии и принимает к исполнению распоряжение при условии соответствия информации, указанной в подпунктах "б", и (или) "в", и (или) "г" пункта 24 настоящих Правил;
в) в случае несоответствия информации, указанной в подпунктах "б", и (или) "в", и (или) "г" пункта 24 настоящих Правил, - отказывает головному исполнителю (исполнителю) в принятии распоряжения к исполнению.
Пунктом 17 Правил N 2024 установлено, что для целей настоящего раздела при базовом казначейском сопровождении целевых средств, предоставляемых участникам казначейского сопровождения, являющимся головными исполнителями (исполнителями) по государственным контрактам, заключенным в рамках реализации государственного оборонного заказа, а также по контрактам (договорам), заключенным в целях исполнения указанных государственных контрактов, применяются понятия, определенные Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Из пункта 18 Правил N 2024 следует, что при казначейском сопровождении средств государственного оборонного заказа условия ведения и использования лицевого счета (режим лицевого счета) в дополнение к положениям пунктов 10 и 11 настоящих Правил, содержащимся в государственных контрактах, контрактах (договорах), предусматривают условия о перечислении целевых средств на счета, открытые в банке участнику казначейского сопровождения, являющемуся:
а) головным исполнителем, - в целях перечисления средств в согласованном с государственным заказчиком размере, не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем, либо в иных порядке и размере, которые определены условиями государственного контракта, в случае частичного исполнения головным исполнителем государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения государственного контракта является принятая государственным заказчиком продукция (товары, работы, услуги);
б) исполнителем, - в целях перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора) в случае, если условиями контракта (договора) предусмотрены этапы исполнения) и представления в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг) или иных документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора).
Таким образом, целевые средства, находящиеся на лицевых счетах, до представления юридическим лицом - получателем целевых средств соответствующих документов, подтверждающих исполнение обязательств по государственному контракту, не могут быть направлены на иные цели.
Исходя из буквального толкования норм права, денежные средства, перечисленные должнику в качестве аванса по государственному контракту и находящиеся на счете должника, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, являются бюджетными денежными средствами до санкционирования операций по списанию, бюджетными денежными средствами и не подлежат использованию иначе, как в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы казначейского сопровождения.
Поскольку санкционирование, в свою очередь, связано с представлением документов, подтверждающих выполнение работ и принятие их заказчиком, доказательств выполнения работ и направления таких документов казначейству, то спорные денежные средства не являются собственными средствами должника.
В рассматриваемом случае, судом установлено и сторонами не оспаривается, что товар по договору был поставлен и принят заказчиком, проведенными проверками факт поставки установлен, нарушений действующего законодательства не выявлено, необходимый пакет документов представлен в казначейство.
Так, факт поставки товара подтвержден УФК по НО посредством проведения соответствующей проверки; установлено соблюдение раздельного учета.
Кроме того, в материалы дела представлены документы, а именно реестр, подтверждающие направление истцом в адрес ответчика всех необходимых документов, являющихся основанием для санкционирования перечисления денежных средств ответчиком в пользу истца.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правомерно выводу об отсутствии оснований для отказа в перечислении денежных средств.
Материалами дела подтверждается, что товар был поставлен задолго до расторжения госконтракта в одностороннем порядке.
Кроме того, в рамках дела N А40-245603/2021 установлено, что 22.07.2019 Управлением МЧС (заказчик) по результатам проведения электронного аукциона N 0151100011019000055 с ООО СК "СВС" (подрядчик, исполнитель) заключен государственный контракт N 1921177100572540629709400/55 (государственный контракт) на выполнение работ по строительству и реконструкции объекта "Строительство и реконструкция объектов федерального государственного казенного учреждения "Сибирский спасательный центр МЧС России" в пос. Коченево Новосибирской области (2 этап строительства)" (в рамках государственного оборонного заказа) со сроком окончания выполнения работ 20.11.2021.
8.07.2021 Управлением МЧС принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по причине выполнения работ по контракту настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, а также выполнения работ ненадлежащим образом.
20.08.2021 ФАС России вынесла решение по делу N 21/44/104/367 об отказе во включение сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку именно действия Управления МЧС, выразившиеся, в том числе, в своевременном не предоставлении подрядчику проектной документации со штампом "К производству работ", привели к невозможности исполнения госконтракта со стороны ООО СК "СВС" в установленные сроки.
Так, комиссией ФАС России установлено, что в процессе исполнения обязательств по госконтракту ООО СК "СВС" выявлены существенные недостатки в проектной документации, не позволяющие выполнить работы в соответствии с требованиями технической документации.
Согласно заключению экспертизы по результатам Аудита от 07.10.2019 строительные работы невозможно осуществить по данной документации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.03.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.10.2022, отказано в удовлетворении заявления Управления МЧС о признании незаконным решения ФАС России от 20.08.2021 по делу N 21/44/104/367.
При рассмотрении указано дела судами отклонен за необоснованностью довод заказчика о недобросовестности подрядчика как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела и положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В настоящее время односторонний отказ заказчика от госконтракта оспаривается в рамках дела N А45-18675/2021 (судебное заседание отложено на 15.11.2022).
Ссылка апеллянта на нарушение судом первой инстанции положений статьи 49 АПК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", арбитражный суд не связан правовой квалификацией правоотношений, предложенной лицами, участвующими в деле; по смыслу части 1 статьи 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам, и указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Из изложенного следует, что отказ в иске со ссылкой на неправильный выбор способа судебной защиты (при формальном подходе к квалификации заявленного требования), при очевидности преследуемого истцом материально-правового интереса недопустим, поскольку не обеспечивает разрешение спора, определенность в отношениях сторон, баланс их интересов и стабильность гражданского оборота в результате рассмотрения одного дела в суде, не способствует процессуальной экономии и максимально эффективной защите прав и интересов всех причастных к спору лиц.
Заявленные истцом требования не предполагают материального спора с ответчиком, составляют область публичных правоотношений и имеют одно основание в виде вышеуказанных препятствий для перечисления истцу денежных средств в оплату поставленного по договору товара.
В процессе рассмотрения дела истец осуществил замену способа защиты нарушенного права, поскольку требование в виде взыскания с ответчика денежных средств не может быть удовлетворено в силу обстоятельств, установленных судом, а первоначально заявленные требования - неисполнимы.
При этом основания и предмет заявленных требований являются аналогичными и не менялись на протяжении всего рассмотрения дела.
Требование к ответчику было трансформировано из материального в нематериальное в связи с особым статусом ответчика; при этом правовая природа требования не изменилась.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2793/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2793/2022
Истец: ООО "ТЕРМОЛЭНД"
Ответчик: ООО "Строй-Контакт"
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, Управление Федерального казначейства по Кемеровской области, Управление федерального казначейства по Новосибирской области, ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "СОЮЗ ВОЕННЫХ СТРОИТЕЛЕЙ", Седьмой арбитражный апелляционный суд