г. Саратов |
|
14 ноября 2022 г. |
Дело N А12-19166/2022 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н. В. Савенковой,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пикина Алексея Михайловича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2022 года по делу N А12-19166/2022, принятое в порядке упрощенного производства по правилам статей 227 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик - Волгоград", г. Волгоград, (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337),
к индивидуальному предпринимателю Пикину Алексею Михайловичу, г. Михайловка Волгоградской области, (ИНН 343701549574, ОГРНИП 306345626800040),
о взыскании денежных средств, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ и принятых судом о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 4917945269 от 20 октября 2021 за период с апреля 2019 по октябрь 2021 года в размере 25 590,43 руб.; неустойки за период с 11.05.2019 по 31.03.2022 в размере 8 553,29 руб., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее по тексту ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) к индивидуальному предпринимателю Пикину Алексею Михайловичу (далее по тексту ИП Пикин А.М., ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 4917945269 от 20 октября 2021 за период с апреля 2019 по октябрь 2021 года в размере 25 590 руб. 43 коп.; неустойку за период с 11.05.2019 по 31.03.2022 в размере 8 553 руб. 29 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статьи 226-229 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2022 года (резолютивная часть решения от 19 сентября 2022 года) по делу N А12-19166/2022 исковые требования удовлетворены, с ИП Пикина Алексея Михайловича в пользу ООО "Ситиматик- Волгоград" взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 4917945269 от 20 октября 2021 за период с апреля 2019 по октябрь 2021 года в размере 25 590 руб. 43 коп.; неустойку за период с 11.05.2019 по 31.03.2022 в размере 8 553 руб. 29 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым решением арбитражного суда, ИП Пикин А.М. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что выводы суда о периоде образования задолженности с апреля 2019 года, являются незаконными и противоречат материалам дела, поскольку договор N 4917945269 заключен 20.10.2021 года.
Кроме того, вывод суда о принадлежности ответчику гостиницы на 10 мест в г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 9Б не соответствует действительности, так как в собственности либо пользовании у ответчика гостиницы не имеется. Новый объект образования отходов (гостиница на 10 мест) указан в дополнительном соглашении от 02.11.2021 года, однако такое соглашение ему не направлялось. Учитывая произведенную им оплату оказанных услуг за период с 16.12.2021 года по 04.07.2022 года за объект по ул. Подгорная, д. 6а, у него имеется переплата, но не задолженность.
Также расчет неустойки произведен с нарушением ч. 14 ст. 155 ЖК РФ со следующего дня просрочки, а не с 31 дня, как установлено законом; не исключен период моратория, установленный Постановлением Правительства РФ N 424 от 02.04.2020 г.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2022 лицам, участвующим в деле, в срок по 31.10.2022 предложено представить отзыв на апелляционную жалобу.
Публикация данного судебного акта в сети Интернет произведена 07.10.2022.
В установленный определением суда срок в порядке статьи 262 АПК РФ от ООО "Ситиматик-Волгоград" письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 АПК РФ, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закон N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор осуществляет свою работу на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области, заключенного 06.08.2018 с комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Соглашение).
В зону деятельности регионального оператора входит вся территория Волгоградской области.
ООО "Управление отходами-Волгоград" (в настоящее время ООО "Ситиматик - Волгоград") начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории всей Волгоградской области с 01.01.2019 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Волгоградской области до 31.12.2028.
Из содержания абз. 2 п. 8 (17) Правил N 1156 следует, что региональный оператор в течение десяти рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на первый год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение пятнадцати рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку 3 потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на шестнадцатый рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Типовая форма публичного договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28.12.2018 N 151, зарегистрированной в качестве средства массовой информации (свидетельство N ПИ N ТУ 34 - 00826 от 26.07.2017).
Приказами комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23 и от 20.12.2019 N 44/1 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами-Волгоград" - 464,88 руб. / куб. м без учета НДС с 01.01.2019 по 31.12.2019 и 514,14 руб. / куб. м без учета НДС с 01.01.2020 по 31.12.2020 соответственно.
Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N 18/1 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для различных категорий объектов.
Как указал истец, между (региональным оператором) и ответчиком был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917945269 от 20.10.2021 (далее - договор). Однако указанный договор ответчиком не подписан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом пунктом 8 Правил N 505 установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил коммерческого учета расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
При этом определение мест накопления твердых коммунальных отходов входит в компетенцию органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 13.4, статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В приложении к договору указаны место сбора и накопления твердых коммунальных отходов, а также объем принимаемых по договору ТКО.
Согласно приложению к договору, объем подлежащих вывозу отходов определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с условиями Договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к Договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим Договором, в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа па услугу Регионального оператора.
В соответствии с п. 5 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа па услуги Регионального оператора.
Согласно пункту 11 договора стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
За период с апреля 2019 по октябрь 2021 года истец оказал ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО которые в полном объеме ответчиком не оплачены, и задолженность составила 25 590 руб. 43 коп.
Также истец просил взыскать неустойку за период с 11.05.2019 по 31.03.2022 в размере 8 553 руб. 29 коп.
С целью досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 4 статьи 13.4, статьями 24.6. и 24.7, 24.10 Закона N 89-ФЗ, пунктами 4, 5, 8 (1), 8 (5)-8 (7), 8 (15), 8 (17), 8 (18) Правил N 1156, и установив факт оказания истцом в исковой период услуг по вывозу ТКО в отсутствие доказательств их оплаты и погашения задолженности, определив, что лицом, обязанным производить оплату, является ответчик, пришел к выводу о наличии оснований для осуществления спорного взыскания.
В результате анализа материалов дела апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, считает его основанным на тщательном исследовании представленных сторонами доказательств, правильном применении норм права.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В материалы дела представлен договор N 4917945269 от 20.10.2021, который не был подписан со стороны ответчика.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
На основании пункта 4 Правил N 1156, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами N 1165.
Пунктом 8 (11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8 (12) Правил обращения с ТКО).
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917945269 от 20.10.2021 между ООО "Ситиматик-Волгоград" и ИП Пикиным А.М. заключен на условиях типового по регулируемой цене.
Заключенный сторонами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 4917945269 от 20.10.2021, является договором возмездного оказания услуг и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641".
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Предметом договора возмездного оказания услуг является совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По расчету истца, региональный оператор за период с апреля 2019 по октябрь 2021 года оказал ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО на сумму 25 590 руб. 43 коп.
Факт оказания коммунальной услуги ответчику по договору за спорный период, подтверждается начислениями, произведенными истцом и отображенными в УПД за спорный период.
Представленный истцом расчет задолженности произведен в соответствии с действующим законодательством, проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан верным.
Доказательств оплаты спорной суммы ответчиком не представлено.
Ответчиком не отрицается факт оказания ему услуг по вывозу ТКО, образуемых в результате осуществления им деятельности по адресу: г. Михайловка, ул. Подгорная д. 6а/2 и количество расчетных единиц - 3 сотрудника.
Вместе с тем, ответчик считает недоказанным факт оказания ему услуг по вывозу ТКО в спорный период от объекта (гостиница на 10 мест) расположенного по адресу: г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 9 б., поскольку истцом не направлялось в адрес ответчика дополнительное соглашение от 02.11.2021 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 4917945269 от 20.10.2021, и истцом не представлено доказательств того, что ИП Пикину А.М. принадлежит на праве собственности или пользовании (аренде) гостиница, таким образом информация об указанном объекте была включена истцом в договор самостоятельно.
Между тем, не подписание дополнительного соглашения от 02.11.2021 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 4917945269 от 20.10.2021 не может свидетельствовать о том, что региональным оператором услуги фактически не оказывались.
Следует также отметить, что ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не опровергнут факт принадлежности ему на праве собственности объекта (гостиница на 10 мест) расположенного по адресу: г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 9 б.
Сведения из ЕГРН носят открытый характер за исключением тех, которые имеют статус ограниченного доступа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления сведений из ЕГРН регулируется статьями 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
К общедоступным сведениям, которые представляются по запросу любого заинтересованного лица, относятся следующие выписки: из ЕГРН о переходе права на объект недвижимости; об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект, кадастровый план территории; о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 62 Закона о регистрации, а также приказу Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащих в Едином государственном реестре недвижимости" установлен порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, состав и порядок заполнения таких запросов.
Лица, участвующие в деле, обладают процессуальными правами, предусмотренными статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из принципов диспозитивности и состязательности арбитражного процесса, получивших отражение в статьях 9, 11, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представление доказательств в подтверждение своих требований и доводов является обязанностью стороны. В случае уклонения участника процесса от реализации предоставленных ему законом прав и обязанностей, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий.
Согласно части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По общему правилу ресурсоснабжающая организация, которой фактически является региональный оператор, в силу принципа относительности договорных обязательств (пункт 3 статьи 308 ГК РФ, пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении") не обязана самостоятельно отыскивать фактических пользователей нежилых помещений и вправе при адресовании имущественных притязаний об оплате переданного ресурса (оказанных услуг) ориентироваться на данные публично достоверного Единого государственного реестра недвижимости.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (1) Правил N 1156 и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 Правил N 1156 потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В пункте 8 (2) Правил N 1156 установлено, что при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для заключения указанного договора.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственник нежилых помещений, действуя добросовестно, разумно и осмотрительно, сообразно критерию ожидаемого поведения в гражданском обороте (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), обязан предоставить региональному оператору доказательства передачи помещений в законное пользование иным лицам с возложением на них обязанности по заключению договора с региональным оператором.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в отсутствие в действующем гражданском законодательстве норм, обязывающих арендодателя нежилого помещения оплачивать ресурсоснабжающей организации поставляемые в это помещение коммунальные ресурсы, у арендатора нежилого помещения возникает обязанность по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией только при наличии соответствующего условия в договоре аренды.
Соответственно, в отсутствие договора между арендатором и ресурсоснабжающей организацией обязанность по оплате поставляемых в нежилое помещение коммунальных ресурсов лежит на собственнике (арендодателе) такого помещения (ответ на вопрос N 5 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
В определениях от 11.06.2021 N 308-ЭС21-1900, от 17.11.2021 N 303-ЭС21-20867, от 25.11.2021 N 303-ЭС21-21958, от 01.04.2022 N 310-ЭС22-2709 и др. Верховный Суд Российской Федерации подтвердил применение этой позиции к отношениям по обращению с ТКО, обратив особое внимание на значимость условий договоров аренды, заключенных между собственником нежилого помещения (здания) и арендаторами, раскрытых для ресурсоснабжающей организацией в порядке пункта 3 статьи 307 ГК РФ.
Суть в том, что предъявление требований ресурсоснабжающей организацией непосредственно к арендатору допустимо только в ситуации, когда условия подобного договора (доведенные собственником до ресурсоснабжающей организации) возлагают именно на арендатора обязанность по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно сведениям из ЕГРИП основным видом деятельности ИП Пикина А.М. (ИНН 343701549574, ОГРНИП 306345626800040) является предоставление мест для краткосрочного проживания (код ОКВЭД 55.20), дополнительными видами деятельности являются: аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (68.2), операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (68.3), предоставление посреднических услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (68.31.2), предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (68.31.3), Предоставление консультационных услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (68.31.4).
Таким образом, ИП Пикин А.М. имеет возможность по предоставлению услуг в сфере проживания в гостиницах, арендуемых помещениях и т.д.
Согласно сведениям из открытых источников интернет ресурса, вопреки доводам ответчика, в доме расположенном по адресу: г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 9 б, располагается мини-гостиница, состоящая из пяти комнат.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд, приходит к выводу о том, что ИП Пикиным А.М. не опровергнут факт неосуществления им деятельности по адресу: г. Михайловка, ул. Б. Хмельницкого, д. 9 б, в связи с чем начисление региональным оператором платы за предоставление услуг по вывозу ТКО в отношении указанного объекта является обоснованным.
Как разъяснено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978 по делу N А07-3169/14, образование твердых бытовых отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека.
В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Доказательств того, что до настоящего момента Ответчик осуществлял самостоятельный вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Ответчиком не предоставлено.
Ответчик в любом случае образовывал отходы (на объектах ответчика), которые обязан складировать только в соответствующих законодательству местах накопления, соответственно, либо вывозил свои ТКО на близлежащую контейнерную площадку, либо в общегородские контейнеры, либо контейнеры, принадлежащие иным лицам, откуда они также вывозились региональным оператором согласно территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами.
Тем самым, истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Ответчик не представил доказательства об отсутствии задолженности перед региональным оператором, а именно акт сверки взаимных расчетов, платежные поручения об оплате задолженности с назначением платежа за спорный период.
Таким образом, факт оказания ООО "Ситиматик-Волгоград" услуг индивидуальному предпринимателю Пикину А.М. по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с апреля 2019 по октябрь 2021 года в размере 25 590 руб. 43 коп. подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в заявленном истцом размере.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств, истец просил взыскать неустойку за период за период с 11.05.2019 г. по 31.03.2022 г. в размере 8 553 руб. 28 коп.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктом 23 Договора установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего Договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Кроме того, условия типового договора в разделе VII Постановления N 1156 предусматривают ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с. твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанциями проверен расчет неустойки и признан верным расчет пени по договору, с чем, требование о взыскании неустойки правомерно удовлетворено.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом не применен мораторий в отношении начисления неустойки, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании правовых норм.
С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, у суда отсутствовали основания для применения моратория в отношении ответчика, поскольку доказательств того, что он является собственником и (или) пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домах, равно как и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами (не является управляющей организацией), т.е. подпадает под субъектный состав, на который распространяется действие постановление N 424, ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, мотивированы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИП Пикина А.М. - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия либо в документарном виде по ходатайству стороны в срок, не превышающий пяти дней.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 сентября 2022 года (резолютивная часть решения от 19 сентября 2022 года) по делу N А12-19166/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.?
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд
первой инстанции.
Судья
Н. В. Савенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19166/2022
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Пикин Алексей Михайлович