г. Владимир |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А43-18122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2022 по делу N А43-18122/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" (ОГРН 1034313509108, ИНН 4312126856) о признании недействительным решения Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, оформленного протоколом от 03.02.2022 N 26-ПВ-КИР.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" - Антончик О.Н. по доверенности от 27.09.2021 N 20-15/174 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее по тексту - Департамент) протоколом от 03.02.2022 N 26-ПВ-КИР отказал обществу с ограниченной ответственностью "ГалоПолимер Кирово-Чепецк" (далее по тексту - Общество) в согласовании проектной документации "Проект водозабора Общества на разработку участка подземных вод "Заводской", расположенного в г. Кирово-Чепецк Кировской области".
Не согласившись с данными решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 06.09.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Департамент, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, указал на наличие новых доказательств, которым не была дана оценка в суде первой инстанции, поскольку Департаменту не было известно о их наличии, что в свою очередь негативно повлияло на принятие соответствующего решения судом первой инстанции. Указывает, что Департаментом после вынесения судом решения обнаружены сведения о вновь зарегистрированных Обществом геологоразведочных работах.
Кроме того, по мнению Департамента, Обществом пропущен срок на обжалование данного решения ввиду направления копии приказа в адрес должностного лица Общества 03.02.2022.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Департамента поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителей Департамента в отпуске.
Ходатайство рассмотрено и отклонено судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия процессуальных оснований, нахождения сотрудников в отпуске не является уважительной причиной для отложения судебного заседания, кроме того позиция Департамента подробна изложена в апелляционной жалобе.
Ходатайство Департамента о приобщении дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции отклонено, так как наличие объективных препятствий для заблаговременного получения данных доказательств и представления их в суд первой инстанции, не установлено.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, а исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 23.2 Закона N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 23.2 Закона N 2395-1).
В силу части 3 статьи 23.2 Закона N 2395-1 порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Предусмотренный частью 3 статьи 23.2 Закона N 2395-1 порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр утвержден постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, но видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Положение N 118, действовавшее на момент рассмотрения заявки Общества).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр ли; подготовки проектной документации на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах.
На основании подпункта "в" пункта 9 Положения N 118 при пользовании недрами для добычи питьевых и технических подземных вод согласованию подлежит проект водозабора.
По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (пункт 20 Положения N 118).
Из пункта 21 Положения N 118 следует, что основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются: а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации; б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 13 настоящего Положения); в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 Положения.
Как следует из материалов дела, Общество является владельцем лицензии на пользование недрами от 25.07.2011 КИР 01475 ВЭ с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для их использования в системах производственного, водоснабжения. Срок окончания действия лицензии - 22.12.2030.
Дополнением от 28.07.2011 N 1 к лицензии КИР 01475 ВЭ на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, целевое назначение лицензии КИР 01475 ВЭ изменено и значится как добыча подземных вод для технологического обеспечения водой объекта.
Пунктом 2.1 Дополнений N 1 к лицензии установлено, что право пользования недрами предоставляется до 29.09.2028.
Дополнением от 16.12.2021 N 2 к лицензии КИР 01475 ВЭ на право пользования недрами с целью добычи подземных вод условия пользования недрами изменены в части.
Согласно пункту 4.1.3 приложения N 1 к лицензии "Условия пользования недрами" запасы подземных вод утверждены в объеме 1665 1665 м?/сут. (1332 м?/сут. без скважины N 25644).
Дополнением N 2 к лицензии условия пользования недрами дополнены пунктом 4.3.10, согласно которому Общество обязано подготовить и утвердить в установленном порядке проект водозабора месторождения, согласованный в соответствии с законом Российской Федерации "О недрах" - не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации Дополнения N 2 к лицензии (не позднее 16.12.2022).
По итогам плановой выездной проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора) Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 25.06.2020 N 10-01/01-20, согласно пункту 3 которого Обществу в срок по 12.01.2022 предписано утвердить в установленном порядке проект водозабора по добыче подземных вод по лицензии КИР 01475 ВЭ на участке недр "Заводской".
На основании договора от 27.01.2021 N 3/21 общество с ограниченной ответственностью "ВЦГИ" выполнило для Общества Проект водозабора участка "Заводской", состоящего из скважин NN 8618, 11829,15073,25643.
Заседание комиссии отдела геологии и лицензирования Департамента по Кировской области по согласованию Проекта водозабора участка "Заводской" состоялось 22.06.2021, по результатам которого Обществу было отказано в согласовании проектной документации, о чем составлен Протокол от 22.06.2021 N 19-ПВ-КИР.
После устранения замечаний, 22.12.2021 Общество повторно направило в отдел геологии и лицензирования Департамента заявку на проведение повторной экспертизы и новый Проект водозабора участка "Заводской" с приложением необходимой документации, а именно: проект водозабора с приложениями; электронная версия проекта водозабора; копия пПротокола заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области (секция подземные воды) от 28.01.2004 N 2; копия лицензии на пользование недрами КИР 01475 ВЭ; копия Протокола заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами на территории Приволжского федерального округа (ТКР Приволжскнедра) от 22.06.2021 N 19-ПВ-КИР.
Заседание комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождении полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами на территории Приволжского федерального округа (ТКР Приволжскнедра) по согласованию Проекта водозабора участка "Заводской", состоящего из скважин N N 8618, 11829, 15073, 25643 состоялось 03.02.2022, по результатам которого Обществу отказано в согласовании проектной документации, о чем составлен Протокол от 03.02.2022 N 26-ПВ-КИР.
В качестве основания для отказа указано на несоответствие заключению государственной экспертизы запасов подземных вод в части принятой проектной документацией схемы эксплуатации подземных вод, а также законодательству Российской Федерации ввиду отсутствия проектных решений) учитывающих, что ликвидация скважин, к которым отнесены учтенные Государственным балансом полезных ископаемых Российской Федерации запасы подземных вод, влечет за собой списание запасов в порядке, установленном приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265.
Между тем из материалов дела следует, что в соответствии с заключением государственной экспертизы запасов подземных вод, оформленным Протоколом заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МНР России по Кировской области (секция подземные воды) от 28.01.2004 N 2 (далее - Заключение от 28.01.2004 N 2) на участках недр утверждены балансовые запасы технических подземных вод в объеме 1 665 м3/сут. (пять скважин NN 8618. 11829, 15073, 25643, 25644). При этом, скважина N25644 учитывалась как резервная (л.д. 108-110).
Указанное Заключение N 2 от 28.01.2004 составлено по результатам рассмотрения отчета Вятской ГРЭ о результатах работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод дл хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения на водозаборах Общества, согласно которому расчетная производительность каждой скважины определена 333 м3/сут.
Таким образом, заключением от 28.01.2004 N 2 запасы подземных вод утверждались уже с учетом "резервного" характера скважины N25644, из расчета производительности скважин 333 м3/сут. для каждой, что составляет 1 665 м3/сут. для пяти скважин, 1332 м7сут. - для четырех (без учета резервной).
Согласно письму ФГУП "ФЭО" от 14.07.2021 N 214-3.3/158и, выписке из ЕГРН от 09.12.2014, свидетельству о государственной регистрации права от 24.09.2009 водозаборная скважина N 25644 (кадастровый номер 42:42:000015:150) в 2010 году ликвидирована методом тампонажа (л.д. 105-106).
Лицензия КИР 01475 ВЭ выдана 25.07.2011 на четыре скважины, а именно: N N 8618, 11829, 15073, 25643.
При этом в пункте 4.1.3 лицензии КИР 01475 ВЭ указано, что запасы подземных вод утверждены в объеме 1665м3/сут. (1332 м3/сут. без скважины N 25644) по категории В (протокол N 2 от 28.01.2004 заседания ТКЗ при Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области).
Пунктом 3.1 Дополнений N 1 к лицензии установлено, что участок недр расположен в г. Кирово-Чепецк Кировской области (действующие скважины NN 8618, 11829,15073,25643).
В абзаце 2 пункта 3.1 Дополнений N 1 к лицензии буквально указано, что запасы ; подземных вод на участке недр утверждены по состоянию на 29.09.2003 в объеме 1665 м3/сут. (с нагрузкой на каждую скважину 333 м3/сут., 1332 м3/сут. без скважины N 25644) по категории В на срок эксплуатации 25 лет (протокол от 28.01.2004 N 2).
В Проекте водозабора участка "Заводской" на стр. 2, 8, 13, 14, 24,25, 28 и далее указано, что запасы технических подземных вод утверждены в объеме 1665м3/сут. (1332 м3/сут. без скважины N 25644) по категории В (протокол N 2 от 28.01.2004).
Таким образом, при выдаче лицензии фактически подтверждено право пользования подземными водами в соответствии с утвержденными запасами в соответствии с Заключением от 28.01.2004 N 2.
Вопреки доводам Департамента представленный на согласование Проект соответствует установленным лицензией условиям пользования недр и утвержденному заключению государственной экспертизы запасов подземных вод.
Доказательств наличия иных, предусмотренных пунктом 21 Положения N 118 оснований для отказа в согласовании Проекта, Департаментом не представлено.
Довод Департамента о несоблюдении приказа Минприроды от 06.09.2012 N 265, к таким основаниям не относится в силу положений пунктов 12 и 13 Положения N 118. Указанный Приказ регламентирует порядок списания путем отражения в формах государственного федерального статистического наблюдения, на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей.
Доводы Департамента в данной части правомерно признаны судом необоснованными, поскольку при утверждении протоколом N 2 от 28.01.2004 отчета по оценке эксплуатационных запасов было предусмотрено, что скважина N 25644 является резервной, запасы утверждались с учетом резервного характера данной скважины.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения Департамента положениям Закона N 2395-1, Положения N 118, а также о нарушении прав и законных интересов общества вследствие отказа в согласовании Проекта в отсутствие предусмотренных оснований.
Довод Департамента о пропуске Обществом срока на обжалование оспариваемого приказа ввиду направления копии приказа в адрес должностного лица Общества 03.02.2022 обоснованно не принят судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемый протокол датирован 03.02.2022, получен Обществом 01.04.2022 (л.д. 147). Общество направило заявление в суд 23.06.2022 (л.д.5).
В силу пункта 20 Положения N 18 решение о согласовании проектной документации или мотивированном отказе в согласовании проектной документации направляется пользователю недр в электронном виде на адрес электронной почты, указанной в заявлении.
При обращении с заявкой 22.12.2021 в качестве адреса электронной почты обществом указан "info@halopolymer-kc.com" (л.д.61).
Однако 03.02.2022 копия решения направлена Департаментом по адресу, не соответствующему заявке Общества, - "leschenkoaa@halopolymer-kc.com". При этом из представленного скрин-шота текста электронного письма невозможно с достоверностью установить дату получения оспариваемого решения (л.д. 143).
Таким образом, в рассматриваемом случае, срок установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не пропущен.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2022 по делу N А43-18122/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18122/2022
Истец: ООО "ГАЛОПОЛИМЕР КИРОВО-ЧЕПЕЦК"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу