г. Москва |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А41-96117/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Алешкевич В.М.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Управляющая компания "АльфаКапитал" - Полякова Ю.Ю. по доверенности от 14.12.2023, паспорт, диплом.
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "АльфаКапитал" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023 по делу N А41-96117/22.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Лыткарино (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Д. У. ЗПИФ комбинированный "Созидание" (далее - общество, ответчик) об обязании исключить из состава земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 часть площади, занятой захоронениями, установить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 за вычетом 6118 кв.м (захоронения) в размере 18209 кв.м в соответствующих координата; об обязании внести изменения в ЕГРН в части сведений о конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 с учетом выдела части земельного участка, занимаемого захоронениями (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, муниципальное казенное учреждение "Ритуал-сервис Лыткарино".
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023, исковые требования удовлетворены частично. Установлены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 в размере 18209 кв.м за вычетом 6118 кв.м (захоронения) в координатах, согласно таблице. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Д. У. ЗПИФ комбинированный "Созидание" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023 и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного заседания от ООО "Управляющая компания "АльфаКапитал" поступил оригинал апелляционной жалобы и копия платежного поручения об уплате госпошлины.
До начала судебного заседания от Администрации городского округа Лыткарино поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Представитель ООО "Управляющая компания "АльфаКапитал" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей истца третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, в реестре муниципальной собственности как объект специализированного назначения числится муниципальное кладбище "Островецкое".
В целях постановки земельного участка на кадастровый учет администрацией были проведены работы по межеванию земельного участка, занятого захоронениями.
Истец указывает, что поставить на кадастровый учет получилось только часть участка, занятого захоронениями, с присвоением участку кадастрового номера 50:23:0030115:4.
Иные земли, занятые захоронениями, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760, принадлежащего ответчику.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, администрация полагает, что включение земель кладбища в границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 и регистрация права на данный участок нарушает права и законные интересы муниципального образования.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции руководствовался заключением эксперта N 01/06-2023, которым установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 внесены в Единый государственный реестр недвижимости позднее предоставления участка под размещение кладбища; границы установлены судом за вычетом площади захоронения в 6118 кв. м.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок, используемый под размещение общественного кладбища, располагается на части земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760.
В соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 50 указанного Закона предусмотрено, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно требованиям Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" земельные участки, находящиеся под захоронениями должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52 утвержден порядок деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка объекты похоронного назначения должны быть включены в реестр государственного и муниципального имущества. Земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно указано судом, земельный участок, необходимый для использования по назначению Островецкого кладбища, относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно указанному классификатору описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений.
В силу пункта 6 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Пунктом 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с Законом о погребении и постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1178/52 земельные участки, занятые захоронениями, не могут находиться в частной собственности.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221- ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости
Аналогичные нормы содержались в Федеральном законе N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действующей до 01.01.2017.
Следовательно, для установления местоположения границ земельных участков необходимо произвести согласование таких границ со смежными землепользователями.
Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В силу части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Определением от 19 апреля 2023 года по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "ГЕОКАДГРУПП", экспертам Иноземцеву Ивану Николаевичу, Лопаткину Денису Александровичу.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1. Определить с выездом на место, фактические границы исторически сложившихся захоронений (кладбища) на части земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 с указанием площади и координат местоположения границ земельного участка, занятого захоронениями и необходимого для использования по назначению кладбища с учетом санитарных норм и обеспечения доступа к нему? Отобразить графически с приложением картографического материала;
2. После установления границ земельного участка при ответе на первый вопрос установить, имеется ли пересечение границ данного земельного участка с иными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН, а также с землями поселений, в том числе, с земельным участком с кадастровым номером 50:23:0000000:147760? Если имеется, то установить площадь и границы пересечения с указание координат и площади пересечения. Отобразить графически с приложением картографического материала;
3. В том случае, если при ответе на второй вопрос будет установлено пересечение, то установить границы и площади данных земельных участков за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем. Отобразить графически с приложением картографического материала.
Согласно экспертному заключению определены границы кладбища в границах земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 и варианты установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 с учетом санитарных норм и в целях обеспечения функционирования кладбища.
Заключение эксперта N 01/06-2023, подготовленное ООО "ГЕОКАДГРУПП", является надлежащим доказательством, поскольку оно содержит подробное описание проведенных исследований, оснований сомневаться в достоверности и объективности выводов, изложенных в отчете, не имеется, поскольку заключение дано квалифицированным экспертом, обладающим необходимыми специальными познаниями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Отчет является полным и обоснованным, противоречий в выводах, иных обстоятельств, вызывающих сомнения в достоверности проведенной оценки, не имеется.
Допустимых доказательств того, что экспертное заключение, составленное по результатам назначенной судом экспертизы, не соответствует требованиям действующего законодательства, а равно, что заключение содержит недостоверные выводы, и выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, суду не представлено.
Оснований для проведения повторной или дополнительной экспертизы судом не установлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно заключению эксперта, границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 внесены в Единый государственный реестр недвижимости позднее предоставления участка под размещение кладбища.
Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Доводы ответчика об избрании истцом ненадлежащего способа защиты основан на ошибочном толковании норм материального права.
Истец просил суд исключить часть земельного участка площадью 6118 кв.м кв. м, необходимого для использования кладбища по назначению с учетом санитарных норм и обеспечения доступа из состава земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760, установить границы указанного земельного участка за вычетом площади земельного участка, необходимого для использования кладбища.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Из положений пункта 3 статьи 6 ЗК РФ следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Учитывая, что рассматриваемое кладбище не относятся к кладбищам, которые находятся в ведении Российской Федерации субъекта РФ, а, следовательно, земельный участок на котором оно находится, не может находиться в федеральной собственности, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт нахождения кладбища в муниципальной собственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования об исключении из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 площади и границ части земельного участка фактически занятого кладбищем, а также об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем, с учетом выводов судебной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023 по делу N А41-96117/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Семушкина В.Н. |
Судьи |
Коновалов С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96117/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЫТКАРИНО
Ответчик: ООО "УК "Альфа-Капитал"
Третье лицо: МКУ "Ритуал-Сервис Лыткарино", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ