г. Москва |
|
7 августа 2024 г. |
Дело N А41-96117/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2024.
Полный текст постановления изготовлен 07.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи О.В. Анисимовой,
судей Р.Р. Латыповой, Ю.С. Петропавловской
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Лыткарино: извещена, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированный "Созидание": Полякова Ю.Ю. по доверенности от 14.12.2023, паспорт, диплом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: извещено, представитель не явился;
от муниципального казённого учреждения "Ритуал-сервис Лыткарино": извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированный "Созидание" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А41-96117/22 по заявлению Администрации городского округа Лыткарино к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированный "Созидание" об обязании.
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, муниципальное казённое учреждение "Ритуал-сервис Лыткарино"
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Лыткарино (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Альфа-Капитал" Доверительный управляющий Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированный "Созидание" (далее - общество, ответчик) об обязании исключить из состава земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 часть площади, занятой захоронениями, установить площадь земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 за вычетом 6118 кв. м (захоронения) в размере 18209 кв. м в соответствующих координата; об обязании внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части сведений о конфигурации и площади земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 с учетом выдела части земельного участка, занимаемого захоронениями (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), муниципальное казенное учреждение "Ритуал-сервис Лыткарино" (далее - МКУ "Ритуал-сервис Лыткарино").
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024, требования удовлетворены частично. Установлены границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 в размере 18209 кв. м за вычетом 6118 кв. м (захоронения) в координатах, согласно таблице. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм права, без учета фактических обстоятельств дела, и навить дело на новое рассмотрение.
Судом кассационной инстанции отказано в приобщении к материалам дела отзыва Администрации на кассационную жалобу, поскольку в нарушение части 3 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он не подписан.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившегося представителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, в реестре муниципальной собственности как объект специализированного назначения числится муниципальное кладбище "Островецкое". В целях постановки земельного участка на кадастровый учет Администрацией были проведены работы по межеванию земельного участка, занятого захоронениями.
Истец указывает, что поставить на кадастровый учет получилось только часть участка, занятого захоронениями, с присвоением участку кадастрового номера 50:23:0030115:4. Иные земли, занятые захоронениями, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760, принадлежащего ответчику.
Указывая, что включение земель кладбища в границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 и регистрация права на данный участок нарушает права и законные интересы муниципального образования, Администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно требованиям Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" земельные участки, находящиеся под захоронениями должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность.
Согласно пунктам 4, 5 постановления Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области" объекты похоронного назначения должны быть включены в реестр государственного и муниципального имущества. Земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации..
Пунктом 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ и постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52 "Об утверждении Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области" земельные участки, занятые захоронениями, не могут находиться в частной собственности.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.06.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Исходя из анализа положений части 1 статьи 43, пункта 31 части 1 статьи 26, частей 8, 10 статьи 22, части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.06.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случаях: отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; если содержащиеся в Едином государственный реестр недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; если содержащиеся в Едином государственный реестр недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в Едином государственный реестр недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях Едином государственный реестр недвижимости, в том числе реестровой ошибки о местоположении границ земельного участка; по решению суда.
В силу части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.06.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
По результатам проведенной судебной экспертизы определены границы кладбища в границах земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 и варианты установления границ земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 с учетом санитарных норм и в целях обеспечения функционирования кладбища.
Заключение эксперта N 01/06-2023, подготовленное ООО "ГЕОКАДГРУПП", признано судами надлежащим доказательством.
Проанализировав обстоятельства дела, установив, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 внесены в Единый государственный реестр недвижимости позднее предоставления участка под размещение кладбища, приняв во внимание изложенное, а также факт нахождения кладбища в муниципальной собственности, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований об исключении из земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 площади и границ части земельного участка фактически занятого кладбищем, а также об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:147760 за вычетом площади пересечения с границами земельного участка под кладбищем, с учетом выводов судебной экспертизы.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права, иная оценка обстоятельств не свидетельствует о судебной ошибке и не может служить основанием для отмены судебных актов.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.11.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А41-96117/22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Анисимова |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что часть земельного участка, занятого захоронениями, должна быть исключена из его состава. Администрация городского округа обратилась в суд с требованием о внесении изменений в реестр недвижимости, что было частично удовлетворено. Кассационная жалоба ответчика отклонена, судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2024 г. N Ф05-12288/24 по делу N А41-96117/2022