14 ноября 2022 г. |
Дело N А83-16364/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя Жилищно-строительного кооператива "Лазурит" - Сокол О.В. по доверенности от 24.12.2021,
представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Борзенкова А.В. по доверенности от 10.01.2022 N 28/01-34/9,
в отсутствие представителей заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальника управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Рогова А.А., Администрации города Алушты Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Лазурит" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2022 по делу N А83-16364/2021, принятое по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Лазурит" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заместителю главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальнику управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Рогову А.А., при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации города Алушты Республики Крым об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив "Лазурит" (далее - ЖСК "Лазурит") обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Рогова А.А о назначении административного наказания по делу N 193 от 26.07.2021, которым ЖСК "Лазурит" привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.; также ЖСК "Лазурит" просило прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 01 сентября 2022 года заявленные требования были удовлетворены частично. Постановление о назначении административного наказания ЖСК "Лазурит" по делу N 193 от 26.07.2021, принятое заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальником управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Роговым А.А. изменено в части назначения административного наказания, административный штраф заменен судом на предупреждение. Производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ЖСК "Лазурит" судом прекращено.
Не согласившись с указанным решением, ЖСК "Лазурит" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить в части замены административного штрафа на предупреждение. В части прекращения производства по делу не обжалуется.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель в т.ч. указывает на отсутствие события административного правонарушения, кроме того считает, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами двухмесячного срока давности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, в связи с чем является незаконным и подлежащим отмене.
В судебное заседание заместитель главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальник управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Рогов А.А., Администрация города Алушты Республики Крым явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют возражения лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, находит решение суда в обжалуемой части подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя председателя Госкомрегистра А.Г. Костюка от 28.05.2021 N 1189-01/7 была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства ЖСК "Лазурит" при использовании земельного участка площадью 99962 кв. м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, в районе погранпоста. Проведение проверки согласовано с органами прокуратуры (решение Прокуратуры Республики Крым от 31.05.2021).
Как следует из Акта проверки от 24.06.2021, в ходе проведения проверки установлено, что земельный участок площадью 99962 кв.м с кадастровым номером 90:15:000000:169 по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с. Солнечногорское, в районе погранпоста находится в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым. Земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер: 90:15:000000:169, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "туристическое обслуживание".
07.11.2017 между ЖСК "Лазурит" и администрацией города Алушты Республики Крым заключен договор аренды земельного участка пл. 99962 кв.м. с кадастровым номером N 90:15:000000:169, по адресу: Республика Крым, г.Алушта, с.Солнечногорское в районе погранпоста, сроком до 27.04.2055 (договор зарегистрирован в ЕГРН 09.01.2018 за N90:15:000000:169-90/090/2018-3).
Согласно пункту 1.1 договора аренды земельного участка от 07.11.2017 ЖСК "Лазурит" принимает во временное владение и пользование земельный участок на основании постановления Советов Министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым" и договора аренды земли от 19.04.2006 года, зарегистрированного в Алуштинском городском отделе Крымского регионального филиала ГП "Центр ГЗК при Госкомземе Украины по земельным ресурсам".
Пунктом 1.2 договора аренды земельного участка от 07.11.2017 установлено что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности арендатору.
Проверкой установлено, что ЖСК "Лазурит", являющийся арендатором, земельный участок площадью 99962 кв. м, по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Солнечногорское, в районе погранпоста, с кадастровым номером 90:15:000000:169, не использует более 3 (трех) лет. На момент проведения проверки земельный участок не осваивается, на земельном участке произрастает трава (сухостой), а также многолетние растения, какие - либо строения отсутствуют, земельный участок не огорожен, границы земельного участка на местности не определены.
В связи с указанными обстоятельствами 08.07.2021 главным консультантом отдела надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Симоненко В.Н. в отношении ЖСК "Лазурит" был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
26.07.2021 заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальником управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Роговым А.А. было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 193, которым ЖСК "Лазурит" привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.8. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, ЖСК "Лазурит" обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел в т.ч. к выводу о соблюдении сроков давности привлечения к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего.
Частью 3 статьи 8.8. КоАП РФ установлена административная ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
На основании статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности по вменяемому кооперативу правонарушению составляет два месяца в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно статье 23.21 КоАП РФ органы, государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 14 апреля 2021 года государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель - главным консультантом отдела надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Симоненко В.Н. был составлен Акт административного обследования объекта земельных отношений N 116. Этим же лицом впоследствии был составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2021.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшим на дату выявления правонарушения, под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Согласно пункту 3 статьи 71.2 ЗК РФ в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Аналогичные положения содержались в Правилах проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 (далее - Правила), согласно пункту 2 которых административное обследование объектов земельных отношений проводится, как путем исследования информации, документов, содержащихся в государственных и муниципальных системах, архивных фондах, полученной путем аэрокосмической съемки, результатов почвенных обследований, так и на основании информации, полученной по результатам визуального осмотра объектов земельных отношений.
Правилами было предусмотрено оформление акта административного обследования объекта земельных отношений в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 8 Правил).
Вместе с тем, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (подпункт 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ), ввиду чего применительно к особенностям рассматриваемого состава правонарушения, наличие этих данных после проведенного соответствующим должностным лицом административного обследования могло исключать необходимость проведения внеплановой проверки на основании пункта 2 части 6 статьи 71.1 ЗК РФ.
Исходя из пункта 2 части 6 статьи 71.1 ЗК РФ (действовавшего на момент спорных правоотношений), выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, могло служить одним из оснований для проведения внеплановой проверки. При этом в силу положений статьи 28.1 КоАП РФ право уполномоченного должностного лица административного органа на возбуждение дела об административном правонарушении не было обусловлено обязательным проведением проверки и не исключало возможность возбуждения дела без проведения проверки.
В настоящем случае из оспариваемого постановления по делу N 193 от 26.07.2021, а также акта проверки от 24.06.2021 не следует, что в ходе проверки были установлены какие-либо дополнительные обстоятельства, помимо указанных в акте N 166 от 14.04.2021 г.
Так, в акте административного обследования отражено, что земельный участок муниципальной собственности площадью 99962 кв. м с кадастровым номером 90:15:000000:169 находится в аренде у ЖСК "Лазурит" по договору от 07.11.2017 (договор зарегистрирован в ЕГРН 09.01.2018 за N 90: 15:000000: 169-90/090/2018-3). В акте указано, что на момент осмотра земельный участок не осваивается, на земельном участке прорастают деревья, кустарник и трава, какие - либо строения отсутствуют, земельный участок не огорожен. К акту приложены соответствующие фотоматериалы.
Таким образом, о наличии вменяемого кооперативу правонарушения лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении - государственному инспектору Республики Крым по использованию и охране земель - главному консультанту отдела надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Симоненко В.Н., стало известно 14.04.2021 г.
Проведение внеплановой проверки и составление протокола об административном правонарушении не изменяет срок, с которого уполномоченному должностному лицу стало известно о неиспользовании арендатором земельного участка с кадастровым номером 90:15:000000:169.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 КоАП РФ 26.07.2021, то есть за пределами двухмесячного срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Правовая позиция по вопросу исчисления срока давности привлечения к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2017 N 307-АД17-6188, от 25.11.2019 N 305-ЭС19-21683.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о соблюдении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 настоящего Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При этом в силу разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд не вправе за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, у административного органа не имелось оснований для привлечения ЖСК "Лазурит" к административной ответственности, соответственно, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, судебный акт в обжалуемой части - отмене.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.09.2022 по делу N А83-16364/2021 в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Лазурит" удовлетворить.
Заявленные требования Жилищно-строительного кооператива "Лазурит" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания по делу N 193 от 26.07.2021, принятое заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальником управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Роговым А.А.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16364/2021
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ЛАЗУРИТ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Заместитель главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - начальник управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики крым Рогов А.А.
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АЛУШТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ