г. Ессентуки |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А15-6053/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Егорченко И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского жилищно-строительного кооператива "Фэмили-Блок С" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6053/2021, принятое по заявлению потребительского жилищностроительного кооператива "Фэмили-Блок С" (ОГРН 1160571056557) к Министерству строительства Республики Дагестан (ОГРН 1070562001950) о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2021 N135 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
потребительский жилищно-строительный кооператив "Фэмили-Блок С" (далее - кооператив, ПЖСК "Фэмили-Блок С") обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным постановления Министерства строительства Республики Дагестан (далее - министерство, Минстрой РД) от 08.10.2021 N 135 о наложении административного штрафа по ч. 4 ст. 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6053/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6053/2021 потребительский жилищно-строительный кооператив "Фэмили-Блок С" обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6053/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6053/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с целью проверки и рассмотрения обращения Абдулмажидова Г.И. от 28.07.2022, на основании распоряжения от 03.08.2021 N 02.2-391- УГСН Управлением госстройнадзора Минстроя РД в период с 23.08.2021 по 17.09.2021 проведена проверка в отношении ПЖСК "Фэмили-Блок С" на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Проведение внеплановой проверки в отношении кооператива согласовано с Прокуратурой Республики Дагестан (решение о согласовании от 06.08.2021, сопроводительное письмо от 06.08.2021 N 7/4-71-2021).
Пунктом 11 распоряжения N 02.2-391-УГСН от 03.08.2021 установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.
08.09.2021 кооператив направил министерству часть запрошенных документов и сообщил, что остальные документы, указанные в пункте 11 распоряжения от 03.08.2021 N 02.2-391-УГСН представить не может, так как вся документация была изъята Следственным управлением СК РФ по Республике Дагестан в рамках проверки сообщения о преступлении.
По результатам проверки составлен акт проверки от 17.09.2021, в котором указано, что в установленный распоряжением N 02.2-391-УГСН от 03.08.2021 двадцатидневный срок ПЖСК "Фэмили-Блок С" не представлены все необходимые для проведения проверки документы, а именно, не представлены договоры, на основании которых ПЖСК "Фэмили-Блок С" привлекает денежные средства граждан, платежные документы, а также протоколы собраний.
Усмотрев в действиях кооператива признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, консультант отдела государственного строительного контроля (надзора) в области долевого строительства Управления госстройнадзора Минстроя РД Раджабов А.Г. составил в отношении ПЖСК "Фэмили-Блок С" протокол об административном правонарушении от 27.09.2021 N 000116.
Постановлением Минстроя РД от 08.10.2021 N 135 ПЖСК "Фэмили-Блок С" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований кооператива, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства МКД только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) предоставления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства МКД, или договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 214-ФЗ право на привлечение денежных средств граждан для строительства МКД с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся МКД, имеют застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (часть 3 статьи 4 Закона N 214-ФЗ). При этом, как следует из статьи 2 Закона N 214-ФЗ, застройщиком является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Законом N 214-ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке МКД и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Согласно части 1 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив, осуществляющий за счет средств членов кооператива строительство многоквартирного дома, обязан размещать в единой информационной системе жилищного строительства, предусмотренной Законом N 214-ФЗ (далее - единая информационная система жилищного строительства), устав кооператива, а также следующие документы и информацию: 1) количество членов жилищно-строительного кооператива; 2) разрешение на строительство многоквартирного дома, в строительстве которого своими средствами участвуют члены жилищно-строительного кооператива; 3) права жилищно-строительного кооператива на земельный участок, в том числе реквизиты правоустанавливающего документа на земельный участок, сведения о собственнике земельного участка (в случае, если жилищно-строительный кооператив не является собственником земельного участка), кадастровый номер и площадь земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, сведения об элементах благоустройства; 4) местоположение строящегося многоквартирного дома и его описание, подготовленное в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство; 5) количество жилых помещений в строящемся многоквартирном доме, описание технических характеристик таких жилых помещений в соответствии с проектной документацией, а также изменение указанной информации в случае внесения в проектную документацию соответствующих изменений; 6) предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящегося многоквартирного дома.
Частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ определено, что государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в срок, определенный статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Кооператив является застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома, в соответствии с Законом N 214-ФЗ.
В целях осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и в соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 23 Закона N 214-ФЗ, Кооперативу направлено распоряжение N 02.2-391-УГСН от 03.08.2021, в пункте 11 которого указан перечень документов, необходимых для представления контролирующему органу.
Анализ документов Кооператива показал, что документы представлены Министерству не в полном объеме.
Непредставление Кооперативом запрашиваемых сведений и документов подтверждается материалами административного дела, протоколом об административном правонарушении, которые отвечают требованиям статьи 26.2, 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
Довод Кооператива о невозможности представления договоров с членами кооператива, на основании которых привлекаются денежные средства для строительства жилого комплекса, в связи с их изъятием следственными органами, не нашел подтверждения. В приведенном в протоколе осмотра места происшествия от 04.08.2021 перечне изъятых документов не указаны договоры с пайщиками (о членстве в кооперативе) ПЖСК "Фэмили-Блок С". Как указано на стр. 8 означенного протокола осмотра, среди изъятых документов значится, в том числе, "блок сшитых файлов с 21 договорами "договора 2017-2019 ПЖСК "Фэмили Блок С" без уточнения наименования и характера этих договоров. К тому же количество указанных договоров составляет 21, а в представленном в суд реестре членов ПЖСК "Фэмили-Блок С" значатся 235 членов кооператива. Доказательства того, что следственными органами у кооператива были изъяты договоры и платежные документы о привлечении денежных средств каждого из указанных 235 членов кооператива, заявителем не представлены.
Относительно довода Кооператива о наличии совокупности условий, необходимых для снижения размера назначенного размера штрафа, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать следующее.
В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Наложение на Кооператив штрафных санкций в установленном законом размере и порядке законно и обоснованно, поскольку Кооператив должен нести ответственность за административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, что подтверждено материалами дела и признанием факта его совершения Кооперативом.
Доказательства невозможности соблюдения Кооперативом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалось, как в материалах административного дела, так и в материалах арбитражного дела отсутствуют, Кооперативом не представлены.
Порядок и процедура привлечения Кооператива к административной ответственности соблюдены, срок давности привлечения не нарушен.
Уведомление от 20.09.2021 N 11.02.2-68-21 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено кооперативу по почте и вручено адресату 21.09.2021, что подтверждается почтовой квитанцией и отчетом об отслеживании регистрируемого почтового отправления с идентификатором N 36701563011193. Протокол об административном правонарушении от 27.09.2021 N 000116 составлен в присутствии представителя ПЖСК "Фэмили-Блок С" Расулова М.Х. (доверенность от 18.08.2021), о чем имеется подпись о получении копии протокола. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ПЖСК "Фэмили-Блок С" извещен уведомлением от 04.10.2021 N 11.02.2-572-21, направленным кооперативу посредством почтовой связи, что подтверждается почтовой квитанцией от 04.10.2021 о направлении РПО N 36701563017478. В полученном с официального сайта Почты России отчете об отслеживании означенного почтового отправления значится неудачная попытка вручения 07.10.2021 и отметка о его вручении адресату 09.10.2021, на что обращает внимание представитель заявителя, утверждая о том, что уведомление на рассмотрение дела получено после вынесения оспариваемого постановления от 08.10.2021.
Из ответа УФПС Республики Дагестан от 23.03.2021 N МР26-06/5420 на запрос суда от 09.03.2021 следует, что вышеуказанное регистрируемое почтовое отправление N 36701563017478, адресованное ПЖСК "Фэмили-Блок С", вручено адресату - доверенному лицу Рзаевой М.А. 08.10.2021, приложена копия извещения ф.22, с паспортными данными и подписью лица, получившего почтовое отправление. Таким образом, представленная УФПС Республики Дагестан информация и приложенные к нему документы опровергают доводы заявителя о получении им уведомления на рассмотрение дела после вынесения оспариваемого постановления.
Кроме того, уведомление от 04.10.2021 N 11.02.2-572-21 о рассмотрении дела об административном правонарушении направлено кооперативу 04.10.2021 по электронной почте на электронной адрес arsi-group05@mail.ru, указанный в качестве официального электронного адреса ПЖСК "Фэмили-Блок С" в информационной системе "Наш.дом.рф".
То, что извещение было направлено одновременно почтовой связью (Почта России) и на электронный адрес Кооператива, не является нарушение процедуры привлечения, поскольку позволяло Кооперативу заблаговременно (до получения уведомления направленного через Почту России) знать дату назначения рассмотрения материалов административного дела.
Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
КоАП РФ устанавливает общее требование - выбранный способ связи должен обеспечивать фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Таким образом, Министерством приняты все необходимые и возможные меры для уведомления Кооператива о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного дела, Кооперативу обеспечена возможность реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, Министерством не пропущен.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям" (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микро-предприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Кооператив включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.08.2018, является микропредприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Санкция вмененной нормы предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 250000 р до 500000 р.
Наказание назначено Кооперативу по низшему пределу санкции ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ, что входит в диапазон, установленный от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица.
Учитывая характер допущенного Кооперативом правонарушения, а также, принимая в отсутствие доказательств наличия отягчающих обстоятельств совершения вмененного правонарушения, суд первой инстанции правомерно установил заявителю меру административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ - 250000 р, считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить подлежащий назначению административный штраф. В деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в указанном размере повлечет для Кооператива необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отклоняет доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.08.2022 N Ф08-7061/2022 по делу N А15-6046/2021), вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2022 по делу N А15-6053/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6053/2021
Истец: ПЖСК "Фэмили-Блок С", ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ФЭМИЛИ-БЛОК С"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: Абдулгалимов Расул Магомедович