город Омск |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А75-689/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11933/2022) общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2022 по А75-689/2022 (судья Истомина Л.С.,), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (ОГРН 1088603004698, ИНН 8603155062, адрес: 628613, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Авиаторов, дом 11, офис 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600529933, ИНН 8603109468, адрес: 628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Менделеева, дом 13), с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, 2), об оспаривании решения от 05.08.2021 N 14/4355 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Задесенцева Александра Викторовича по доверенности от 26.10.2021 (поле перерыва);
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Иванова Константина Викторовича по доверенности от 01.06.2022 (после перерыва);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НефтеСервис" (далее - заявитель, ООО "НефтеСервис", общество, налогоплательщику) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МИФНС России N 6 по ХМАО -Югре, инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения N 14/4355 от 05.08.2021 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 19.01.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее -УФНС России по ХМАО-Югре, Управление, вышестоящий налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2022 по делу N А75-689/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано; со дня вступления решения в законную силу отменены обеспечительные меры в виде приостановления действия решения МИФНС России N 6 по ХМАО - Югре о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.08.2021 N 14/4355, принятые определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.01.2022.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО"НефтеСервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части установления размера штрафа, принять по делу новый судебный акт о снижении назначенного штрафа до 50 000 руб.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель просит признать в качестве смягчающих ответственность следующие обстоятельства:
1) деятельность общества имеет высокую оценку со стороны различных организаций и учреждений, доказательством чего служат многочисленные благодарственные письма;
2) общество активно участвует в общественной жизни, в том числе г. Нижневартовска, что подтверждает его социальную ориентированность не только в профессиональной сфере;
3) общество оказывает благотворительную помощь большому количеству социальных учреждений, доказательством чего служат благодарственные письма и платежные поручения о пожертвованиях;
4) тяжелое финансовое положение ООО"НефтеСервис", учитывая, что в обществе трудоустроено 903 работника и ежемесячный фонд оплаты труда составляет более 50 млн. руб. Всего в нанастоящий момент комиссией по трудовым спорам выдано удостоверений на сумму более 542,224 млн. руб.;
5) заключение мирового соглашения по иску МИФНС России N 6 по ХМАО-Югре о признании общества банкротом. Так, в ходе рассмотрения дела N А75-21249/2021 стороны приняли меры к заключению мирового соглашения и прекращении производства по делу, что свидетельствует о намерении общества загладить причиненный бюджетной системе Российской Федерации ущерб.
По мнению общества, снижение штрафа призвано обеспечивать достижение цели соразмерности наказания совершенному деянию и принципу индивидуализации.
МИФНС /России N 6 по ХМАО - Югре, УФНС России по ХМАО -Югре представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых налоговый орган и вышестоящий налоговый орган не согласились с доводами подателя апелляционной жалобы.
Определением от 05.10.2022 апелляционная жалоба ООО "НефтеСервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2022 по делу N А75-689/2022 принята к производству Восьмого арбитражного апелляционного суда, судебное заседание назначено на 03.11.2021 на 13 час. 30 мин.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в их отсутствие.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании, открытом 03.11.2022, объявлен перерыв до 16-10 час. 08.11.2022.
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Судья Котляров Н.Е., участвовавший в рассмотрении настоящего дела до перерыва в судебном заседании, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 08.11.2022 апелляционного суда заменен на судью Шиндлер Н.А. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 АПК РФ проведено с самого начала.
После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей инспекции и управления.
В судебном заседании представители инспекции и управления возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Против проверки решения суда первой инстанции в обжалуемой налогоплательщиком части не возражали.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "НефтеСервис" 26.12.2019 в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее -НДС) за 2 квартал 2019 года.
В период с 26.12.2019 по 26.03.2020 инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт проверки от 09.04.2020 N 1911.
ООО "НефтеСервис" поданы возражения на акт проверки, при рассмотрении которых принято решение N 8 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 10.08.2020.
Инспекцией 01.10.2020 составлено дополнение к акту налоговой проверки N 5.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 09.04.2020 N 1911, возражения налогоплательщика на акт, дополнение к акту налоговой проверки N 5 и иные материалы проверки, заместителем начальника МИФНС России N 6 по ХМАО-Югре вынесено решение от 05.08.2021 N 14/4355 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ООО "НефтеСервис" налогоплательщику предложено уплатить НДС за 2 квартал 2019 года в размере 28 429 157 руб., пени в размере 6 915 550,32 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 5 685 832 руб.
Не согласившись с решением инспекции от 05.08.2021 N 14/4355, общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой, доводы которой сводились только к нарушению налоговым органом процедуры проведения и рассмотрения материалов налоговой проверки. В апелляционной жалобе общество не оспаривало вмененные нарушения законодательства о налогах и сборах по существу.
Решением УФНС России по ХМАО-Югре N 07-15/015864@ от 13.10.2022 апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 05.08.2021 N 14/4355 оставлена без удовлетворения.
Посчитав, что решение инспекции от 05.08.2021 N 14/4355 не соответствует закону и имеются основания для уменьшения суммы штрафа в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность, ООО "НефтеСервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено лишь в части доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно решению инспекции от 05.08.2021 N 14/4355 обществу доначислен НДС в размере 28 429 157 руб., пени в размере 6 915 550, 32 руб., а также штраф в размере 5 685 832 руб. за неуплату НДС в результате несоблюдения ООО "Нефтесервис" условий, предусмотренных положениями статьи 169, 170 и 171 НК РФ в части необоснованного применения налогового вычета по НДС.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что общество не оспаривает решение суда первой инстанции в части признания правомерными доначислений недоимки по НДС и сумм пени. Вместе с тем, общество считает необоснованным неприменение судом смягчающих обстоятельств.
Проверяя доводы налогоплательщика о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, суд апелляционной инстанции с учетом характера и обстоятельств совершенного налогового правонарушения не усматривает оснований для уменьшения суммы штрафа исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установленный пунктом 1 статьи 112 НК РФ, не является исчерпывающим.
Так, согласно подпункту 3 пункта 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты таковыми.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что осуществляет социально значимую деятельность, а также занимается благотворительностью.
Вместе с тем, обществом не представлено доказательств осуществления социально-направленной деятельности.
Основной вид деятельности ООО "НефтеСервис" (предоставление прочих услуг в области добычи нефти и природного газа) не входит в перечень социально значимых видов экономической деятельности согласно постановлению Администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.03.2018 N 726.
Доказательств того, что налогоплательщик включен в реестр социально ориентированных организаций либо фактически осуществлял за счет собственных средств социально-значимую деятельность, не преследуя цель извлечения прибыли, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя об осуществлении благотворительной деятельности не может оцениваться как смягчающие ответственность обстоятельства, поскольку обязанность уплаты налогов и сборов никаким образом не взаимосвязана с оказанием налогоплательщиком данной помощи.
Статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Таким образом, оказание благотворительной помощи с расчетом, что при наступлении соответствующих обстоятельств в случае неоплаты (несвоевременной оплаты) законно установленных налогов, не может являться послаблением к применению соответствующих санкций при привлечении к налоговой ответственности
Документальное подтверждение наличия тяжелого материального положения отсутствует, общество не признано банкротом, не находится в стадии ликвидации.
Нестабильность финансового состояния общества и наличие большой дебиторской задолженности, не является основанием для снижения штрафных санкций, поскольку общество создано для ведения самостоятельной предпринимательской, осуществляемой на свой риск деятельности с целью систематического получения прибыли.
Ссылка общества на то, что применение мер ответственности в установленном инспекцией объеме приведет к задержкам выплат заработной платы, просрочке исполнения текущих обязательств перед бюджетом, несостоятельна. Данное обстоятельство обусловлено исключительно действиям самого ООО "НефтеСервис", допустившим неуплату обязательных платежей и санкций в бюджет.
Довод общества о том, что оно исправно выполняет свои обязательства перед работниками не может считаться обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку указанные действия являются обязанностью работодателя, обычное исполнение которых не является его заслугой.
Согласно решению инспекции от 05.08.2021 N 14/4355 ООО "НефтеСервис" умышлено совершило формальные мнимые сделки с контрагентами ООО "НижневартовскЭнергоСервис Плюс", ООО "Фактор" и ООО ТД "Альфа Трейд" с целью получения неправомерного налогового вычета, за что заявитель привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ.
При этом из полученных налоговым органом в ходе проверки доказательств (документов) следует, что налогоплательщик заведомо знал о недостоверности оформленных от имени спорных контрагентов счетов - фактур, учитывая, что фактически товары не были поставлены организациями, указанными в этих счетах - фактурах, на основании которых налогоплательщик претендует на получение из бюджета налоговых вычетов по НДС.
Таким образом, применение такого смягчающего обстоятельства как отсутствие умысла, не может рассматриваться в рассматриваемом деле как опровергаемое результатами налоговой проверки.
Заявитель систематически является участником "схемных" операций, связанных с умышленным уклонением от уплаты налогов, что подтверждается соответствующими решениями инспекции от 30.09.2019 N 10-15/1207, от 05.08.2021 N 14/4355, от 02.02.2022 N 445, от 21.02.2022 N 801, наличие исполнительного производства и процедуры банкротства является следствием неправомерных действий налогоплательщика.
Установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства (формальное оформление документации по деятельности, которую фактически общество не осуществляет; отсутствие основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств, штата работников, управленческого, технического, производственного персонала у ООО "Нижневартовскэнергосервис Плюс", ООО "Фактор" и ООО ТД "Альфа Трейд"; неуплата налога на доходы физических лиц; отсутствие фактов заключения договоров гражданско-правового характера ООО "Нижневартовскэнергосервис Плюс", ООО "Фактор" и ООО ТД "Альфа Трейд") не позволяет сделать вывод о том, что поведение заявителя может быть квалифицировано в качестве добросовестного.
В рассматриваемом случае заявителем не доказана связь между обстоятельствами, заявленными им в качестве смягчающих ответственность, и совершенным правонарушением (неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)), наличие каких-либо препятствий для исполнения заявителем обязанности по правильному исчислению налогов из материалов дела не усматривается.
В рассматриваемом же случае размер налоговой санкции не является несоразмерным и непропорциональным к выявленной недоимке и правонарушению.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для признания решения инспекции от 05.08.2021 N 14/4355 в оспоренной обществом части недействительным в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "НефтеСервис" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2022 по делу N А75-689/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-689/2022
Истец: ООО НЕФТЕСЕРВИС
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, МИФНС N 6 по ХМАО - Югре
Третье лицо: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ