г. Владивосток |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А51-1244/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края", Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционные производства N 05АП-5449/2022, 05АП-5518/2022
на решение от 15.07.2022
судьи А.А.Фокиной
по делу N А51-1244/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (ИНН 2540975823, ОГРН 1132500003195)
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041)
о признании незаконным представления от 18.11.2021 N 20-20-29/21-10804 в части нецелевого использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, в общей сумме 1883902,40 руб., направленных на выполнение работ по ремонту отмостки, в части вменения нарушения о возвратности средств, предоставленных для финансирования капитального ремонта общего имущества из средств взносов собственников других многоквартирных домов, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора; о взыскании судебных расходов по уплате госпошлины в размере 3000 руб.,
при участии:
от Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" - Забайдуллина Н. В. по доверенности от 30.06.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 1243),
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Прокопенкова О.В. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 30.12.2022, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 3027); Барбарийская М.Г. по доверенности от 06.05.2022, сроком действия до 30.12.2022, служебное удостоверение; Резникова А.Ф. по доверенности от 02.02.2022, сроком действия до 30.12.2022, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" (далее - заявитель, Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК, Казначейство) от 18.11.2021 N 20-20-29/21-10804 в части нецелевого использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, в общей сумме 1 883 902,40 руб., направленных на выполнение работ по ремонту отмостки, а также в части вменения нарушения о возвратности средств, предоставленных для финансирования капитального ремонта общего имущества из средств взносов собственников других многоквартирных домов, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора.
Решением от 15.07.2022 суд признал незаконным представление Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 18.11.2021 N 20-20-29/21-10804 по пункту 3 в части вывода о нарушении Фондом Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" части 1 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса РФ, части 1 статьи 19 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" при оплате за счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов выполненных работ по ремонту отмостки многоквартирных домов в общей сумме 1 883 902,40 руб. В удовлетворении остальной части требований судом отказано. Также суд взыскал с Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в пользу Фонда Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" судебные расходы на уплату госпошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.07.2022, УФК просит его отменить в части вывода о признании незаконным представления о нарушении Фондом части 1 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса РФ, части 1 статьи 19 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" при оплате за счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов выполненных работ по ремонту отмостки многоквартирных домов в общей сумме 1 883 902,40 руб. и взыскании 3000 руб. расходов по плате государственной пошлины.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что выполнение работ по ремонту отмосток региональным оператором свидетельствует о не надлежащем выполнении в предыдущих периодах содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" также не согласилось с решением суда в части выводов о вменении нарушения о возвратности средств, предоставленных для финансирования капитального ремонта общего имущества из средств взносов собственников других многоквартирных домов, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора, и просит его изменить в данной части, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, настаивая на отсутствие в действующем законодательстве норм, запрещающих заимствование спорных денежных средств.
Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просит решение суда в части признания испаиваемого представления по пункту 3 незаконным оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Федерального казначейства по Приморскому краю в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы Фонда возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Представители УФК и Фонда поддержали доводы своих апелляционных жалоб, в то же время, не согласившись с доводами жалобы оппонента.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю на основании приказа от 23.08.2021 N 353о/д проведена плановая выездная проверка ФПК "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах.
По результатам завершения контрольных действий составлена Справка о завершении от 12.10.2021 и Акт выездной проверки от 12.10.2021.
В ходе проверочных мероприятий выявлен ряд нарушений, в том числе части 1 статьи 166, части 1 статьи 174 Жилищного кодекса РФ, части 1 статьи 19 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" при оплате за счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов выполненных работ по ремонту отмостки многоквартирных домов по адресам в г. Владивостоке: ул. Новожилова, 3А, ул. Добровольского, 23, ул. Полярная, 7, ул. Военное шоссе, 34, ул. Нестерова, 1А, ул. Борисенко, 6 в общей сумме 1 883 902,40 руб., а также части 4 статьи 179, пункта 4 части 1 статьи 180, части 7 статьи 182 Жилищного кодекса РФ, пункта 4 Порядка использования на возвратной основе средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, на счетах этого же регионального оператора, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2019 N 423-па (далее - Порядок N 423-па), при заимствовании Региональным оператором для финансирования капитального ремонта средств, полученных от собственников других многоквартирных домов, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора, на сумму 3678694622,16 руб. с нарушением условия возврата в период действия региональной программы.
18.11.2021 Казначейством Фонду вынесено представление N 20-20-29/21-10804, которым предписано рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях и принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 23.03.2022 и о результатах исполнения сообщить в Управление до 31.03.2022.
Не согласившись с названным представлением в части нецелевого использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, в общей сумме 1 883 902,40 руб., направленных на выполнение работ по ремонту отмостки, а также в части вменения нарушения о возвратности средств, предоставленных для финансирования капитального ремонта общего имущества из средств взносов собственников других многоквартирных домов, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора, Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах УФК и Фонда, в отзывах, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Согласно пункту 3 представления Управления от 18.11.2021 N N 20-20-29/21-10804 в нарушение частей 1 статьи 166, части 1 статьи 174, части статьи 19 Закона Приморского края от 07.08.2013 N 227-КЗ "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае" Фондом допущено направление (использование) средств, полученных за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на финансирование работ, не соответствующих законодательству Российской Федерации, а именно приняты и оплачены работы, не являющиеся работами по капитальному ремонту отмостки по адресам в г. Владивостоке: ул. Новожилова, 3А, ул. Добровольского, 23, ул. Полярная, 7, ул. Военное шоссе, 34, ул. Нестерова, 1А, ул. Борисенко, 6 в общей сумме 1 883 902,40 руб.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ, в связи с чем удовлетворил требования заявителя в данной части. Возражения апелляционной жалобы УФК сводятся к несогласию с данным выводом.
В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Данная норма Кодекса содержит только общие положения, более подробное и конкретизированное определение капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт" и содержатся в следующих ведомственных строительных нормах:
- Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее - ВСН 58-88 (р),
- Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее - Положение МДС 13-14.2000),
- Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - МДС 13-1.99),
- Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79.
Согласно пункту 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункту 1.4 Положения МДС 13-14.2000, данные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства.
В силу пункта 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2).
Согласно пункту 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в Приложении N 7.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения ВСН 58-88 (р) система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым Приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым Приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Пунктом 3.1 Положения МДС 13-14.2000 предусмотрено, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в Приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8, которым определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от обще площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
Из анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнения строительных работ, следует, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.
При этом из вышеуказанных нормативных положений также следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Из анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнение строительных работ, ремонт отмостки МКД может проводиться в рамках капитального ремонта, текущего ремонта и выполнения работ по содержанию общего имущества дома.
Текущий ремонт - это комплекс работ (услуг), включенных в план работ и проводимых в рамках содержания общего имущества многоквартирного дома, связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей многоквартирного дома, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния.
Капитальный ремонт общего имущество многоквартирного дома - комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту), потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженерно-технического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций многоквартирного дома на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт.
Согласно требованиям Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, отмостки относятся к общему имуществу многоквартирного дома, в свою очередь, обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе проведению необходимого текущего ремонта, входит в стандарты управления многоквартирным домом.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), определяющие правила по эксплуатации, порядку обслуживания и ремонту жилищного фонда.
Как предусмотрено Разделом II Правил N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Приложением N 4 к Правилам N 170 утвержден рекомендуемый Перечень работ по содержанию жилых домов, в соответствии с которым к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период, относится ремонт просевших отмосток.
Приложением N 7 к Правилам N 170 утвержден Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в соответствии с которым к работам по текущему ремонту фундамента относится устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
Из материалов настоящего дела видно, что проектной организацией ООО "Примстройпрооект" проведены технические обследования спорных домов, по результатам которого сделаны выводы, что отмостка в существенной части разрушена и требуется её полное восстановление с демонтажом остатков отмостки, устройством щебёночного основания, армированием и бетонированием.
На момент проведения технического обследования МКД были нарушены предельно допустимые характеристики надежности и безопасности отмостки. Отсутствие отмостки ведет к разрушению фундамента дома и значительному ухудшению технического состояния дома.
В связи с необходимостью выполнения работ по ремонту отмостки при проведении капитального ремонта дома, такой ремонт был включен в перечень работ, выполняемых в рамках размера предельной стоимости работ, как при ремонте фундамента, так и при ремонте фасада.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, исходя из совокупности анализа вышеприведенных норм права и конкретных работ по выполнению новой отмостки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные работы подлежали оплате за счет средств капитального ремонта, поскольку проведены в рамках комплекса работ по капитальному ремонту.
В отсутствие доказательств, что спорные работы являются текущим ремонтом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности выводов Управления в части пункта 2 оспариваемого представления.
При этом судом первой инстанции верно учтено, что постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 N 513-па утверждена краевая программа "Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы", согласно пункту 3.1 которой к перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного, исходя из минимального размера взноса, выполняемых в рамках настоящей Программы в соответствии со статьей 19 Закона N 227-КЗ, отнесены:
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (пункт 3.1.4),
- ремонт фасада (пункт 3.1.5),
- ремонт фундамента многоквартирного дома (пункт 3.1.7), что соответствует перечню пункта 1 статьи 19 Закона N 227-КЗ.
Поскольку состав работ по капитальному ремонту и текущему ремонту может совпадать, то для квалификации проведенных работ имеет значение цель их проведения, их объем (в зависимости от того, в каком состоянии до ремонта находится отмостка и в какой степени требуется ремонт) и последствия для объекта.
Управляющая организация обязана выполнять текущий ремонт отмостки, который выражается, например, в заделке имеющихся трещин, а также замене части отмостки. В случае не исполнения управляющей организацией ремонта отмостки последняя может прийти в полную негодность в связи с чем потребуется ее полная замена (восстановление), а полная замена одного из конструктивных элементов дома относится к капитальному ремонту. При этом невыполнение управляющей организацией ее обязанностей по ремонту отмостки не может служить основанием для исключения МКД из программы проведения капитального ремонта и отказа в проведения капитального ремонта в случае полного разрушения отмостки и необходимости её полного восстановления.
При изложенных обстоятельствах представление Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 18.11.2021 N 20-20-29/21-10804 в части нецелевого использования средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, в общей сумме 1 883 902,40 руб., направленных на выполнение работ по ремонту отмостки является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные Фондом требования в данной части.
Фондом Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" также заявлено требование о признании незаконным пункта 4 представления Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 18.11.2021 N 20-20-29/21-10804, которым Фонду вменены нарушения о возвратности средств, предоставленных для финансирования капитального ремонта общего имущества из средств взносов собственников других многоквартирных домов, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора.
В соответствии с частью 4 статьи 179 ЖК РФ, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
Тем самым обеспечивается обращаемость средств фонда капитального ремонта, которая носит постоянный характер и составляет экономическую основу централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями, что позволяет не только оптимальным образом использовать средства фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений в многоквартирных домах на счете, счетах регионального оператора, и защитить их от обесценивания вследствие инфляционных процессов, но и, в конечном счете, достичь правомерной цели, вытекающей из конституционного принципа социального государства, - эффективного управления общественными ресурсами в жилищной сфере (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").
Вместе в тем, как следует из ее положений, региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 указанного кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В части 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Постановлением Администрации Приморского края от 03.07.2019 N 423-па утвержден Порядка использования на возвратной основе средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, для финансирования капитального ремонта в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, на счетах этого же регионального оператора".
Порядок N 423-па определяет цели, условия и правила использования на возвратной основе средств фонда капитального ремонта, полученных региональным оператором - фондом Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края" от собственников помещений в одних МКД, расположенных на территории Приморского края и формирующих фонды капитального ремонта на счете/счетах регионального оператора, для финансирования капитального ремонта общего имущества в других МКД, также расположенных на территории Приморского края и формирующих фонды капитального ремонта на счете/счетах этого регионального оператора.
Пункт 4 Порядка N 423-па устанавливает, что средства могут быть заимствованы при условии их возврата в период действия региональной программы (далее - предельный срок возврата). Заимствованные средства составляют разницу между стоимостью капитального ремонта и собранным объемом средств фонда капитального ремонта МКД и определяются по формуле:
Зс = Скр - Фнал, где: Зс - заимствованные средства;
Скр - стоимость капитального ремонта;
Фнал - объем собранных на год выполнения работ средств фонда капитального ремонта МКД, за исключением объема средств, использованных на оплату ранее проведенных услуг и (или) работ по капитальному ремонту этого МКД, если они выполнялись за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками помещений в этом МКД путем уплаты минимального взноса на капитальный ремонт.
Возвратность средств устанавливается исходя из предельного срока возврата этих средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка с учетом соблюдения условия превышения либо равенства размера фонда капитального ремонта МКД за оставшийся период действия региональной программы и определяется по формуле, указанной в пункте 5 Порядка N 423-па.
Как следует из материалов проверки, в проверяемом периоде Фондом как Региональным оператором были заимствованы для финансирования капитального ремонта одних МКД средства, полученные от собственников других МКД, также формирующих фонды капитального ремонта на счете Регионального оператора, на общую сумму 3678694622,16 руб., между тем условие возвратности таких заимствованных средств до истечения периода действия региональной программы (с учётом срока её действия, установленного по состоянию на дату выдачи представления) не выполняется. Указанные обстоятельства документально не опровергнуты.
Вместе с тем, срок действия программы имеет длительный период, что не исключает возможности возврата спорных сумм.
Суд первой инстанции правомерно отклонил как не имеющие правового значения ссылки Фонда на отсутствие у него полномочий по увеличению тарифа и по привлечению собственников МКД к софинансированию капитального ремонта, а также на факт уведомления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края о недостатке средства Фонда и невыполнении условия об их возвратности при заимствовании.
При таких условиях, требования заявителя о признании незаконным пункта 4 представления Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от 18.11.2021 N 20-20-29/21-10804 согласно части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно оставлены судом без удовлетворения.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Фонда и УФК, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1.500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на Фонд.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на Управление Федерального казначейства по Приморскому краю судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2022 по делу N А51-1244/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1244/2022
Истец: ФОНД ПРИМОРСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ