г. Москва |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А41-21015/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Беспалова М.Б., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Гавриловым С.И.,
при участии в заседании:
от истца - Беликова О.А. представитель по доверенности от 10.10.2022,
от ответчика - Капустина П.В. представитель по доверенности от 10.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" на решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2022 года по делу N А41-21015/22 по иску муниципального предприятия коммунального хозяйства "Шаховская" (ИНН 5079000720, ОГРН 1025007863880) к обществу с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" (ИНН 5017115922, ОГРН 1185024003273) при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Московский областной единый информационно-расчетный центр" (ИНН 5037008735, ОГРН 1135043002962) о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Шаховская" (далее - истец, МПКХ "Шаховская") обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" (далее - ответчик, ООО "Рузский РО") о внесении в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РРО-2020-9191681 от 27.12.2019 изменений, а именно: "В связи с переходом на прямые договоры собственников помещений части многоквартирных жилых домов с 01 марта 2020 приложение N 1 договора изложить в редакции, указанной в просительной части иска".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Московский областной единый информационно-расчетный центр".
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2022 по делу N А41- 21015/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Рузский РО" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда https://kad.arbitr.ru/.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 27.12.2019 стороны заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РРО-2020-9191681, согласно условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, в том числе крупногабаритные отходы, в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 1.3 договор заключен на срок с 01.01.2020.
Истец в тексте искового заявления указал, что в 2020 году собственниками МКД (185) в городском округе Шаховская приняты решения о переходе на прямые договоры, в связи с чем, МПКХ "Шаховская" с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не может нести обязанности потребителя указанных услуг.
10.01.2020, 19.02.2020, 26.05.2020 и 07.12.2020 протоколы направлены региональному оператору и размещены в системе ГИС ЖКХ.
Истец указал, что ответчик МКД для оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов не принял, дату принятия обязанностей потребителя не перенес.
28.12.2021 МПКХ "Шаховская" направило ООО "Рузский РО" письмо с проектом соглашения об изменении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.12.2019 N РРО-2020-9191681, оставленное последним без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности исковых требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ) введена в действие статья 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
В соответствии с частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Таким образом, независимо от способа управления домом, с 03.04.2018 ЖК РФ предусматривает право собственников и нанимателей жилья в многоквартирных домах на общем собраний принять решение о заключении с поставщиком коммунального ресурса прямых договоров.
В соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 5 статьи 157.2 ЖК РФ по истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Согласно части 7 указанной статьи договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно:
1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса;
2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, по истечении тридцати дней с даты направления предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом;
3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, с даты заключения договоров, в том числе предусмотренных частью 2 статьи 164 настоящего Кодекса, действовавших до принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно части 1 указанной нормы при управлении МКД управляющей организацией или ТСЖ (ЖСК) коммунальные услуги собственникам в доме могут предоставляться не управляющей компанией или ТСЖ (ЖСК), а непосредственно ресурсоснабжающей организацией (РСО).
"Прямые" договоры о предоставлении коммунальных услуг заключаются РСО с каждым собственником или пользователем помещения в МКД по желанию собственников, при этом решение о переходе на "прямые" договоры принимается на общем собрании собственников.
Материалами дела установлено, что в 2020 году собственниками МКД (185) в городском округе Шаховская приняты решения о переходе на прямые договоры.
Протоколы направлены региональному оператору письмами от 10.01.2020, от 19.02.2020, от 26.05.2020 и от 07.12.2020 и размещены в системе ГИС ЖКХ.
Данные протоколы ответчиком в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.
Таким образом, в данном случае собственниками помещений на собраниях, проведенных большинством голосов, приняты решения о переходе на прямые договоры.
Результаты общих собраний оформлены протоколами, подписанными председателем и секретарем собрания, а также членами счетной комиссии.
Вместе с протоколами собраний в материалах дела имеются извещения о проведении общего собрания собственников помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 2 письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Однако по решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 ЖК РФ (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ).
Абзацем 3 пункта 2 письма Минстроя России N 20073-АЧ/04 от 04.05.2018 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3.04.2018 N59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", установлено, что согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По смыслу приведенных вышеизложенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом.
В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
Материалами дела установлено, что в соответствии со статьей 161 ЖК РФ истец направил ответчику информацию и сведения по собственникам квартир ("транспортный файл"), которые необходимы оператору (ответчику) для перехода на прямые договоры с собственниками квартир.
Таким образом, истцом выполнены требования, необходимые и достаточные для заключения оператором прямых договоров с собственниками квартир в МКД, для открытия лицевых счетов и выставлению счетов собственникам квартир на оплату услуг по вывозу ТКО.
Кроме того, действие договора между истцом и ответчиком в части услуги "обращение с ТКО" по вышеуказанным домам прекращено, а обязанность по оплате услуг по вывозу ТКО от управляющей компании в силу закона перешла к собственникам квартир в многоквартирных жилых домах.
Однако ответчик не согласился переходить в отношении вышеуказанных домов на прямые договоры и соответственно вносить изменения в спорный договор, исключая указанные выше МКД из приложения к спорному договору.
Таким образом, учитывая, что истцом выполнены требования Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", необходимые и достаточные для заключения оператором прямых договоров с собственниками квартир в МКД, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о внесении изменений в спорный договор.
Представленные заявителем апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции дополнения к апелляционной жалобе не могут быть приняты судом апелляционной инстанции и возвращены заявителю в силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", так как нарушен порядок подачи указанного процессуального документа как части апелляционной жалобы.
Заявитель не направил дополнения к апелляционной жалобе заблаговременно суду и лицам, участвующим в деле, в срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, при этом ходатайство о восстановлении срока на подачу дополнений к апелляционной жалобе ответчиком не заявлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчик лишен возможности реализовать решение собственников, поскольку сведения направлены по истечении установленного законом срока, после даты, обозначенной для такого перехода, несостоятелен в силу вышеизложенного и переоценке не подлежит.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец направил ответчику не все документы, перечисленные в требованиях к оформлению протоколов общих собраний собственников помещения в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, необоснован, поскольку требования действующего законодательства предусматривают право собственников помещений МКД принимать решения о переходе на "прямые" договоры с ресурсоснабжающими организациями, при этом такие договоры в силу части 7 статьи 157.2 ЖК РФ считаются заключенными с даты, определенной собственниками.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2022 по делу N А41-21015/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
М.Б. Беспалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21015/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ШАХОВСКАЯ"
Ответчик: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: ООО "МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО- РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14146/2023
20.02.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-36615/2022
15.11.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20489/2022
09.09.2022 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-21015/2022