г. Владивосток |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А51-10719/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения-Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-6079/2022
на решение от 02.09.2022
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-10719/2022 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439, дата государственной регистрации 06.04.2006) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 25 г. Владивостока" имени Героя Российской Федерации Рыбака Алексея Леонидовича (ИНН 2537039775, ОГРН 1032501805830, дата государственной регистрации 28.02.2003) о взыскании задолженности в размере 5376,82 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд, истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 25 г. Владивостока" имени Героя Российской Федерации Рыбака Алексея Леонидовича (далее по тексту - заявитель, учреждение, страхователь) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4227,06 руб., пени в сумме 304,35 руб. и штрафа в сумме 845,41 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением суда от 02.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В доводах жалобы указывает на то, что в нарушении статьи 13 АПК РФ суд, принимая решение, руководствовался судебной практикой (Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12), где предметом рассмотрения являлись иные обстоятельства, чем в рассматриваемом деле. Указанная судебная практика основана на положении статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральной закон N 212-ФЗ от 24.07.2009), который утратил силу с 01.01.2017.
На основании пп. 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального Закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Закон N125-ФЗ) не все меры социальной поддержки, установленные законодательными актами субъектов Российской Федерации могут быть отнесены к категории не подлежащих обложению страховыми взносами. Перечень таких мер четко указан в законе и является исчерпывающим. С учетом изложенного, принимая судебный акт, суд первой инстанции необоснованно расширил сферу действия положений пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела следует, что Фондом на основании решения от 24.11.2021 N 25032150002101 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2018 по 31.12.2020, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 03.12.2021 N 250321500002106н/с.
В ходе проверки Фондом установлено, что страхователем допущено занижение базы для начисления страховых взносов в Фонд в 2019-2020 годах на сумму 2113529,41 руб., а именно: страхователем не были включены суммы ежемесячных выплат 13 молодым специалистам и 1 наставнику, которым была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 10000 руб. каждому молодому специалисту и 5000 руб. наставнику.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение от 28.12.2021 N 25032150002108н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно данному решению Фонд привлек учреждение к ответственности по статье 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 845,41 руб., а также доначислил ему страховые взносы в сумме 4227,06 руб. и пени в сумме 151,11 руб.
21.01.2022 заявителем в адрес учреждения выставлено требование N 250322600000401 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в общей сумме 5223,58 рублей в срок до 14.02.2022.
Неисполнение указанного требования в установленный срок послужило основанием для обращения фонда в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 271.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе: организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса): в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Согласно пункту 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 20.2 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, который включает в себя в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и другие выплаты.
Согласно оспариваемому решению Фонда, страхователем не включены в базу для начисления страховых взносов суммы ежемесячных выплат молодым специалистам и наставнику за 2019 - 2020 годы в общем размере 2113529,41 руб., идентифицированные фондом как стимулирующие выплаты, начисленные молодым специалистам и наставнику в рамках трудовых отношений.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 названного кодекса.
Под трудовым договором статьей 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В свою очередь, согласно статье 129 ТК РФ заработная плата включает в себя вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
Анализ положений статей 15, 56, 129, 135 ТК РФ и положений статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя непосредственно за выполнение трудовой функции.
Вместе с тем, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Так, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12 выплаты социального характера, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работника (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Постановлением администрации Приморского края от 18.12.2018 N 619-па "О Порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций Приморского края" (далее - Порядок) ежемесячные денежные выплаты молодым специалистам отнесены к мерам социальной поддержки, предоставляемым за счет субвенций из краевого бюджета.
Согласно пункту 9 Порядка руководитель муниципальной образовательной организации ежемесячно до пятого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении выплат по мерам социальной поддержки представляет в уполномоченный орган местного самоуправления, заявку о выделении средств на финансовое обеспечение мер социальной поддержки за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, а также ежемесячно представляет в уполномоченный орган местного самоуправления в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчет о произведенных расходах по предоставлению мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 9.3 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении мер социальным поддержки, представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в сфере образования заявку о выделении средств из краевого бюджета на финансовое обеспечение мер социальной поддержки за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций.
Согласно пункту 5.3 Порядка в случае принятия положительного решения о предоставлении ежемесячной денежной выплаты молодому специалисту руководителем образовательной организации издается приказ о предоставлении ежемесячной денежной выплаты молодому специалисту.
В силу пункта 3.1 постановления администрации города Владивостока от 19.02.2020 N 670 "О расходовании субвенций по обеспечению мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов" Управлению культуры администрации города Владивостока надлежит осуществлять перечисление денежных средств на лицевые счета муниципальных учреждений дополнительного образования города Владивостока, открытые в Управлении финансов администрации города Владивостока, при поступлении на лицевые счета предельных объемов субвенций по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, согласно переданным отдельным государственным полномочиям.
На основании пункта 4 указанного постановления муниципальные образовательные организации города Владивостока осуществляют полномочия по предоставлению мер социальной поддержки.
Во исполнение приведенных положений краевого законодательства учреждением изданы следующие приказы о назначении ежемесячных денежных выплат молодым специалистам и наставнику:
- приказ N 230-К от 04.12.2019 "О предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам", которым учителю английского языка Тимошенко М.В. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 10 000 руб., как молодому специалисту;
- приказ N 191-К от 19.09.2019 "О предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам", которым учителю английского языка Хрол В.В., учителю начальных классов Дудко А.А. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 10 000 руб., как молодым специалистам;
- приказ N 3/1-К от 18.01.2019 "О предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам", которым учителю физкультуры Барсуковой Н.Т., учителю физкультуры Николаенко А.С., учителю истории Притула А.В., учителю истории Кормина А.Д., учителю английского языка Лисичкиной А.Д., учителю математики Косян А.С., учителю английского языка Беленькой Д.А. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 10 000 руб., как молодым специалистам;
- приказ N 192-К от 07.09.2020 "О предоставлении мер социальной поддержки молодым специалистам", которым учителю физической культуры Исайкиной М.В., учителю физической культуры Шарипову Р.К., учителю русского языка и литературы Левкоевой Н.К. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 10 000 руб., как молодым специалистам, - приказ N15-К от 06.02.2020 "О назначении наставника молодого специалиста", которым учителю Охотниковой И.В. была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 5 000 руб. за работу наставником молодого специалиста Дудко А.А.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал на то, что данные выплаты являются выплатами социального характера и произведены молодым специалистам во исполнение положений вышеуказанного Порядка. При этом финансирование за счет средств бюджета Приморского края взносов на обязательное социальное страхование краевым законодательством не предусмотрено, что следует из содержания статьи 8 Закона Приморского края от 23.11.2018 N 390-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями".
При таких обстоятельствах, поскольку основанием спорных выплат является не трудовой договор, то есть, данные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию ответчика о том, что выплаты молодым специалистам и наставнику не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, доначисление спорных сумм страховых взносов в размере 4227,06 руб. является незаконным.
В соответствии со статьей 26.29 Закона N 125-ФЗ основанием для взыскания штрафа является неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия).
Поскольку в рассматриваемом случае судом не установлено занижение облагаемой базы, в результате которой образовалась неуплата страховых взносов, поскольку спорные выплаты молодым специалистам и наставнику произведены в рамках государственной социальной поддержки, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами, то у фонда отсутствовали законные основания для привлечения учреждения к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ.
В этой связи, начисление штрафа в сумме 845,41 руб. является незаконным.
Согласно пункту 1 статьи 26.11 Закона N 125-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Как указывалось выше, неуплата страховых взносов в рассматриваемом случае не установлена, в связи с чем основания для начисления ответчику пени у Фонда отсутствовали.
Таким образом, начисление пени по решению от 28.12.2021 N 25032150002108н/с также является незаконным.
Следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку Фонд от ее уплаты освобожден на основании пп. 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2022 по делу N А51-10719/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10719/2022
Истец: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 25 г. Владивостока" имени Героя Российской Федерации Рыбака Алексея Леонидовича