г. Челябинск |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А76-5547/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 сентября 2022 года по делу N А76-5547/2022.
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области - Наумова А.Д. (служебное удостоверение, доверенность от 10.03.2022 N 15/29-47, диплом); Бабина Е.В. (служебное удостоверение, доверенность от 27.01.2022 N 15/29-20, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЗлатСитиСервис" (далее - заявитель, ООО УК "ЗлатСитиСервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора) о признании недействительным предписания от 28.01.2022 о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.09.2022 (резолютивная часть решения принята 25.08.2022) по делу N А76-5547/2022 предписание от 28.01.2022 признано недействительным, с Управления Роспотребнадзора в пользу ООО УК "ЗлатСитиСервис" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление Роспотребнадзора (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что специалисты отдела Управления, вошедшие в состав межведомственной комиссии, уполномочены осуществлять санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), проводить проверки требований санитарных правил и гигиенических нормативов. Апеллянт полагает, что предписание о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 28.01.2022, выданное в адрес общества, вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и при его принятии, права ООО УК "ЗлатСитиСервис" не нарушены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители ООО УК "ЗлатСитиСервис" не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 27.01.2022 проведено рейдовое мероприятие в составе межведомственной комиссии с участием специалистов УММ ЗГО, сотрудника ОМВД по ЗГО, специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора в отношении ООО УК "ЗлатСитиСервис".
Должностным лицом территориального отдела в городе Златоусте и Кусинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Долгодворовой Олесей Андреевной принято предписание от 28.01.2022 о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которым обществу предписано:
- обеспечить запас моющих и дезинфицирующих средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы, перчаток);
- обеспечить запас кожных антисептиков, предназначенных для этих целей (в том числе с помощью дозаторов) или дезинфицирующих салфеток для обработки рук сотрудников из расчета: обработка рук/ и/или перчаток кожными антисептиками продавцами, кассирами, работниками зала не реже чем каждые два часа;
- обеспечить проведение ежедневной (в течение рабочего времени, а также после окончания рабочей смены) влажной уборки служебных помещений, мест общего пользования с применением дез. средств, проведение дезинфекции всех контактных поверхностей, дверных ручек, выключателей и т.д.
- обеспечить организацию ежедневного перед началом рабочей смены) "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работников и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания, уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контрактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.). При измерении температуры тела контактными средствами измерения, обеспечить обязательную дезинфекцию приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания, рекомендованными для этих целей средствами. Организация осмотра работников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией;
- обеспечить разметку социальной дистанции в 1,5 м.
ООО УК "ЗлатСитиСервис" 09.02.2022 обратилось с жалобой на предписание от 28.01.2022, в удовлетворении которой 19.02.2022 отказано.
Полагая, что предписание от 28.01.2022 не соответствует Федеральным законам N 294-ФЗ и N 248-ФЗ и возлагает на ООО УК "ЗлатСитиСервис" не свойственные ему функции, общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением Роспотребнадзора не представлено доказательств нарушения ООО УК "ЗлатСитиСервис" требований СП-3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции" и не указано об этих правонарушениях в оспариваемом предписании.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Роспотребнадзор руководствуется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52) и санитарными правилами, утвержденными и введенными в действие в установленном законом порядке.
Федеральный закон N 52-ФЗ направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданам индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона N 52-ФЗ).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны быть предусмотрены санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и проводиться своевременно и в полном объеме (пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
В статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона N 52-ФЗ на юридических лиц возложена обязанность осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании пункта 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" дополнен пунктом 16 "В 34.2 коронавирусная инфекция (2019-nCoV)".
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 N 2, от 31.01.2020 N 3, от 02.03.2020 N 5, от 13.03.2020 N 6, от 18.03.2020 N 7, от 30.03.2020 N 9 введены дополнительные (в том числе санитарно-противоэпидемические) мероприятия в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в целях снижения рисков распространения и недопущения распространения COVID-2019.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20) утверждены санитарно-эпидемиологические правила, которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Распоряжением Губернатора Челябинской области от 18.03.2020 N 146-рп "О введении режима повышенной готовности" на территории Челябинской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций данного региона.
В условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и введения режима повышенной готовности на территории Челябинской области, Распоряжением Главы Златоустовского городского округа от 06.04.2020 N 674-р/АДМ, с изменениями к указанному распоряжению от 23.07.2020 в соответствии с Распоряжением Правительства Челябинской области от 27.03.2020 N 167-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 N 146-рп", на территории Златоустовского городского округа, в соответствии с протоколом заседания оперативного штаба по координации проведения мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, коронавирусной инфекции, вызванной 2019-n-CoV, создана рабочая группа из сотрудников Управления муниципальной милиции Администрации Златоустовского городского округа, представителей Министерства внутренних дел России по Златоустовского городского округа, должностных лиц территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в городе Златоусте и Кусинском районе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что предписание вынесено Управлением Роспотребнадзора в связи с угрозой распространения инфекционного заболевания новой коронавирусной инфекцией, представляющей опасность для окружающих, на что прямо указано в пункте 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ, следовательно, вынесение оспариваемого предписания не могло быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия проверочных мероприятий в отношении общества.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что на момент выдачи оспариваемого предписания действовали СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15, СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" (действуют до 01.01.2021), Методические указания, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.10.2013 3.1.3114/1-13, а также то, что в указанный период времени Челябинская область оказалась вовлечена в эпидемический процесс по новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в ней введены ограничения Распоряжением Губернатора Челябинской области от 18.03.2020 N 146-рп "О введении режима повышенной готовности", принимая во внимание установление Управлением Роспотребнадзора индивидуального подхода к изучению, анализу обстановки, ситуации как всего региона, так и на территории, в помещении определенного хозяйствующего субъекта, и пришел к выводу, что в выданном предписании указано на санитарно-противоэпидемические меры, которые, могли предотвратить распространение опасного инфекционного заболевания.
Кроме того, оспариваемое предписание о проведении дополнительных противоэпидемических (профилактических) мероприятий не нарушает права общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности и Управлением Роспотребнадзора впоследствии не проводилась проверка с целью проверки исполнения выданного предписания.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что из буквального содержания части 2 статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ следует, что предписание может быть выдано также и при угрозе распространения инфекционного заболевания. Такое предписание в случае, если соответствующая информация поступила вне рамок контрольных мероприятий, компетентный орган вправе вынести без проведения проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Следует отметить, что данное предписание является актом реагирования на сложившуюся санитарно-противоэпидемическую ситуацию по заболеванию новой коронавирусной инфекцией, вынесенным в ходе проведения противоэпидемических мероприятий.
Требование к обществу направлено не на устранение выявленных нарушений, а предполагает принятие обязательных мер, направленных на предотвращение возможного массового заболевания лиц, осуществляющих у общества трудовую либо иную деятельность, мер, препятствующих распространению инфекции.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 и части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления следует отказать, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Роспотребнадзора освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01 сентября 2022 года по делу N А76-5547/2022 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЗлатСитиСервис" о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области от 28 января 2022 г. отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5547/2022
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЛАТСИТИСЕРВИС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ