г. Вологда |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А52-115/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 ноября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланган" на решение Арбитражного суда Псковской области от 01 сентября 2022 года по делу N А52-115/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (адрес: 180001, Псковская область, город Псков, улица Некрасова, дом 23; ИНН 6027087659, ОГРН 1056000309331; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ланган" (адрес: 182270, Псковская область, Себежский район, деревня Кузнецовка; ИНН 6027147058, ОГРН 1136027000262; далее - Общество) о взыскании 972 377 руб. ущерба, причиненного лесному фонду по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Псковской области, от 10.06.2008 N 7 (с учетом уточнения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 194021, город Санкт-Петербург, проспект Институтский, дом 21, корпус Б; ИНН 7802384322, ОГРН 1077847120944; далее - Департамент), государственное казенное учреждения Псковской области "Себежское лесничество" (адрес: 182250, Псковская область, Себежский район, город Себеж, улица Первомайская, дом 81; ИНН 6022009600, ОГРН 1096027000189; далее - Лесничество), общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ПФ" (адрес: 192007, Санкт-Петербург, проспект Лиговский, дом 150, офис 403; ИНН 7816631980, ОГРН 1177847052602; далее - Торговый Дом).
Решением суда от 01.09.2022 иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Рубка леса осуществлялась на законных основаниях. В соответствии с требованиями лесного законодательства Общество подготовило лесную декларацию от 07.03.2018 N 4 для заготовки древесины в квартале 445 Дубровского участкового лесничества в выделах 22, 26, 44 лесосека 1. Уполномоченный орган принял лесную декларацию, требований о внесении в нее соответствующих изменений не заявил. Проектом освоения лесов спорные выделы 26, 44 предназначены под сплошную рубку. Общество своевременно и в полном объеме производило оплату арендных платежей по договору аренды лесного участка от 10.06.2008 N 7 за период с 2019 по 2021 года, допустимый проектом освоения лесов ежегодный объем изъятия древесины не превышало. Суд не учел расходы Общества по лесовосстановлению, необоснованно отказал в уменьшении размера заявленного ущерба в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Департамент и Комитет в отзывах на жалобу возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзывах на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах лесного конкурса от 20.12.2006 N 16 Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию, правопреемником которого является Комитет (арендодатель) и закрытое акционерное общество "Псковский лесной терминал" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда Псковской области, от 10.06.2008 N 7.
В соответствии с пунктами 1-4 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает на себя обязательство принять во временное пользование с целью заготовки древесины сроком на 49 лет лесной участок площадью 42 338 га, который является частью земель лесного фонда Себежского лесничества - филиала Государственного учреждения "Управление природными ресурсами по Псковской области", расположенный на территории Себежского района Псковской области Дубровского участкового лесничества в кварталах: 1-39, 42-53 площадь 9 446 га (эксплуатационные леса), Дубровского участкового лесничества в кварталах: 40, 41, 57-59, 65. 66, 71, 74-120 площадь 6 343 га (защитные леса - 1 254 га, эксплуатационные леса - 5 089 га) с учетными кадастровыми номерами: 60:22:190101:19,60:22:190102:33, 60:22:190102:34, 60:22.190102:35, 60:22:190104:66, 60:22:190104:67, 60:22.190104:68, 60:22:190107:16, 60:22:190107:17, 60:22:190107:18, 60:22:190107:19, 60:22:190107:20, 60:22:190107:21, 60:22:190110:73, 60:22:190110:74, 60:22:200109:54, 60:22:200109:55, 60:22:220101:55, 60:22:220102:31, 60:22:220102:32, на площади 15789 га из лесного участка, кадастровым номером 60:22:000000:54, площадью 17 602 га; Дубровского участковое лесничество в кварталах: 1-85, площадь 8 897 га (защитные леса - 542 га, эксплуатационные леса - 8 355 га), кадастровый номер 60:22:000000:53; Идрицкого участкового лесничества в кварталах: 31-33, 40, 50-61, 64-74 площадь 57 га (защитные леса), Идрицкого участкового лесничества в кварталах: 91, 92, 99, 103, 105, 109, 110, 118-120, 124-131, 137, 138, 141-167, 173-177, 181-183, 187-190, 198-200, 204-206, 213, площадь 7 695 га (защитные леса - 85,га, эксплуатационные леса - 4 810 га) с учетными кадастровыми номерами: 60:22:200102:1, 60:22:200103:1, 60:22:200103:2, 60:22:200104:110, 60:22:200104:111, 60:22:200105:1, 60:22:200106:66, 60:22:200106:67, 60:22:200107:79, 60:22:200107:80, 60:22:200107:81, 60:22:200107:82, 60:22:200107:83, 60:22:200109:56, 60:22:200109:57, 60:22:200109:58, 60:22:200111:42, 60:22:200111:43, 60:22:200111:44, 60:22:220102:33, 60:22:220102:34, 60:22:220103:148, 60:22:220103:149, 60:22:220105:28, 60:22:220106:89, 60:22:220106:90, 60:22:220106:91, 60:22:220106:92, 60:22:220106:93, 60:22:230101:35, 60:22:230101:36, 60:22:230103:28, 60:22:230103:29, 60:22:230106:89, 60:22:230106:90, 60:22:230106:91, на площади 10 552 га из лесного участка, кадастровым номером 60:22:000000:56, общей площадью 17 584 га; Идрицкого участкового лесничества в кварталах: 1-43,46,48-50, 68,69, 79-88, площадь 7 100 га (защитные леса - 246 га, эксплуатационные леса - 6854 га) с учетными кадастровыми номерами:60:22:230106:87, 60:22:230106:88, 60:22:240108:2, 60:22:250101:48, 60:22:250102:4,60:22:250102:5, 60:22:250102:6, 60:22:250102:7, 60:22:250103:17, 60:22:250103:18, 60:22:250105:2, 60:22:250105:3, 60:22:250105:4, 60:22:250106:4, 60:22:250106:5, 60:22:250106:6, 60:22:250106:7, 60:22:250107:8, 60:22:250107:9, 60:22:250108:1, 60:22:250108:2, 60:22:250108:3, 60:22:250108:4, 60:22:250109:4, 60:22:250109:5, на площади 7 100 га из лесного участка, кадастровым номером 60:22:000000:55, общей площадью 13257 га. Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к договору. Лесной участок передается арендатору для использования в целях и объемах, указанных в приложении 3 к договору.
В силу пункта 21 договора лесной участок передан арендатору по актам приема-передачи лесного участка в аренду от 10.06.2008 N 1, 2, 3, 4, 5, 5 (приложение 5). Срок действия договора аренды установлен с момента государственной регистрации по 27.12.2055.
Подпунктом 2 пункта 13 договора предусмотрено, что арендатор обязан производить заготовку древесины в объеме, не превышающем расчетную лесосеку по лесничеству-филиалу ГУ "Псковприродресурсы" (допустимый объем изъятия древесины), и соблюдением возрастов рубок.
Согласно пункту 14 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и договором.
Приказом Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию от 19.01.2001 N 25 лесным кварталам по участковым лесничествам присвоена новая нумерация.
Договор аренды лесного участка с приложениями с 1 по 6, являющимися неотъемлемой его частью, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области 18.07.2008 за N 60-60-04/006/2008-376.
Согласно договору передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области от 10.06.2008 N 7, заключенному 04.04.2013 закрытым акционерным общество "Псковский лесной терминал" (арендатор) и Обществом (новый арендатор), последнему переданы права и обязанности по договору аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области от 10.06.2008 N7.
Договор передачи прав и обязанностей арендатора по договору аренды лесного участка с приложениями 1 и 2, являющимися неотъемлемой его частью, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области 30.04.2013 за N 60-60-03/011/2013-310.
В соответствии с постановлением администрации Псковской области от 13.07.2009 N 250 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды" Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды является правопреемником переименованного Государственного комитета Псковской области по лицензированию и природопользованию.
Согласно постановлению администрации Псковской области от 06.12.2018 N 420 "О внесении изменений в постановление администрации области от 13 июля 2009 года N 250 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Псковской области но природопользованию и охране окружающей среды" Комитет является правопреемником переименованного Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды.
По лесной декларации от 07.03.2018 N 4 Общество, осуществляя заготовку древесины, нарушило пункта 12 подпункта "е" Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, действующих на момент заготовки древесины, по которым запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки. Произвело отвод делянки N 1 в квартале 445 выделов 22, 26, 44 площадью 4,3 га.
В результате текущего патрулирования лесничий 17.06.2019 обнаружил незаконную рубку лесных насаждений в квартале N 445 выделах 26, 44 Дубровского участкового лесничества в эксплуатационных лесах, составил акт о нарушении лесного законодательства от 19.06.2019 N 9. Произвел перечет незаконно вырубленных деревьев следующих пород: сосна в количестве 203 деревьев, объемом 105 куб.м, из них: крупной - 28 куб.м, средней - 60 куб.м, мелкой - 16 куб.м, дровяной - 1 куб.м; ель в количестве 31 дерева, объемом 10 куб.м дровяной; береза в количестве 1 дерева объемом 1 куб.м дровяной.
Расчет ущерба, рассчитанный в соответствии с методикой и таксами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 по ставкам платы за единицу объема древесины, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 с применением к ним коэффициента в 2018 год в размере 2,17, составил 1 527 014 руб.
Учитывая, что заготовка древесины арендатором произведена на участке лесного фонда, не заявленном в декларации, заместителем руководителя Лесничество 20.06.2019 подало заявление начальнику МО МВД РФ "Себежский" о проведении проверки факта незаконной рубки и установлении виновных лиц.
По окончании проведения проверки Следственные органы отказали в возбуждении уголовного дела на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях Общества состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При отводе лесосеки в рубку Общество допустило следующие нарушения, а именно: точка привязки смещена западнее на 13 м, что повлекло за собой смещение лесосеки, а так же длины линий не соответствовали заявленным в приложении к лесной декларации. При осмотре лесосеки и проверки отвода лесосеки установлено, что линия 3-4 имеет натурную длину 52 м, а в приложении к лесной декларации указано, что линия 3-4 составляет 65 м, таким образом, линия 3-4 фактически оказалась короче на 13 м. Данные нарушения в отводе лесосеки повлекли за собой незаконную рубку лесных насаждений.
За нарушение, допущенное при отводе лесосеки, Общество привлечено Комитетом к административной ответственности, по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 руб. (постановление от 09.08.2019 N 71/2294). С данным нарушением Общество согласилось, штраф оплатило в полном объеме.
Комитет 01.09.2021 направил Обществу претензионное письмо с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный лесным насаждениям в результате совершения незаконной рубки деревьев, в течение 30 дней со дня получения претензии (вручено 07.09.2021).
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции предложил сторонам провести совместный осмотра (при участии лесничества) делянки, оставить акт осмотра и направить его в суд.
По результатам комиссионного осмотра с участием работников Лесничества, представителей Комитета и Общество, составлены соответствующие документы (рукописные ведомости перечета деревьев, подписанные всеми участниками осмотра, машинописная ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, ведомость перевода диаметров хлыстов на высоту 1,3 м, ведомость материально - денежной оценки лесосеки, расчет ущерба, технический отчет). Совместным осмотром установлена незаконная рубка древесины ответчиком следующих пород деревьев: сосна - 72 куб.м, ель 1 куб.м.
Лесничество произвело перерасчет ущерба в соответствии с действовавшим на тот момент постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730. Ущерб от незаконной рубки лесных насаждений в квартале 445 выделе 44, 26 Дубровского участкового лесничества составил 972 377 руб.
Не возмещение ответчиком добровольно заявленного ущерба явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков.
Исходя из общих принципов деликтной ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками, вину причинителя вреда. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21) разъяснено, что гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
На основании статьи 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Постановления N 21 незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Согласно части 2 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие самих убытков, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт незаконной рубки с нарушением разрешенного объема заготовки и заготовки ответчиком деревьев на участке лесного фонда, не заявленного в лесной декларации, наличие причинно-следственной связи между действиями Общества и наступившим вредом, подтверждается актом о нарушении лесного законодательства от 16.09.2019 N 9, где установлено, что в квартале 445, в выделе 26, 44, на участке леса, переданном в аренду Обществу, совершена незаконная рубка деревьев в объеме 116 куб.м. Комитет уточнил объем незаконной рубки деревьев, который в общей сумме составил 73 куб.м, в подтверждение представил копии рукописных ведомостей перечета деревьев, машинописной ведомости перечета деревьев, назначенных в рубку, ведомости материально-денежной оценки лесосеки, перерасчета суммы ущерба.
Поскольку Общество, осуществляя заготовку древесины, произвело незаконную рубку деревьев на участке лесного фонда, не заявленного в лесной декларации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии причинной связи между действиями Общества и вредом, причиненным лесам. Доказательств, свидетельствующих о том, что вред причинен не по его вине, ответчиком не представлено.
При этом суд указал, что обеспечить надлежащий отвод и таксацию, надлежащую разработку делянки и не допустить нарушения лесохозяйственных требований обязано именно Общество как участник правоотношений по аренде участка лесного фонда. Как таковые формы вины лица, непосредственно осуществлявшего рубку деревьев, в виде умысла или неосторожности для данного спора значения не имеют.
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Как правильно указал суд первой инстанции, требование о возмещении ущерба обоснованно предъявлено к Обществу - арендатору лесного участка, как к лицу, обеспечивающему выполнение работ по отводу и таксации лесосек.
В соответствии с частью 4 статьи 100 ЛК РФ особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения причиненного вреда (части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ).
Из материалов дела видно, что расчет ущерба произведен на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730, которым утверждены Таксы для исчисления размера ущерба и Методика определения размера вреда.
В соответствии с приложением 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 1730) размер ущерба, причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением до степени прекращения роста деревьев, определяется как 50-ти кратная стоимость древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Расчет суммы ущерба произведен в результате обработки данных перечета пней, представленных Лесничеством в соответствии с ценами 2018 года, так как лесосека выпилена полностью в 2018 году, об этом свидетельствует отчет арендатора Общества формы 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года.
При расчете суммы ущерба применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, с коэффициентом, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 на 2018 год - 2,17.
Общий ущерб от незаконной рубки составил 972 377 руб.
Как указал суд первой инстанции, факт причинения ответчиком заявленного ущерба, его размер и порядок расчета документально подтверждены, признаны обоснованными.
Доводы подателя жалобы о том, что истец и суд не учли понесенные им расходы по лесовосстановлению и не применении статью 333 ГК РФ, были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Общество в суде первой инстанции заявило, что понесло расходы по лесовосстановлению, данные расходы подлежат исключению из размера ущерба, заявленного в иске Комитетом на основании пункта 12 приложения 4 к Постановлению N 1730. В подтверждение понесенных расходов представило договор купли-продажи посадочного материала от 29.03.2021 N 3, товарная накладная от 20.04.2021 N 3, договор от 02.07.2021 N 02/07-ЛВ, акт приемки выполненных работ от 17.07.2021 N 4, платежные поручения от 30.03.2021 N 137, от 23.09.2021 N 400, от 24.09.2021 N 401 на 43 904 руб.
Согласно пункту 12 Методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением N 1730, при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.
В пункте 15 Постановления N 49 разъяснено, что согласно при определении размера возмещаемого вреда допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты.
В соответствии со статьей 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах: устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов.
Длительность выращивания лесов является основным критерием рисков, связанных с возможностью неполучения полной компенсации причиненных убытков.
Статьей 61 ЛК РФ предусмотрено, что вырубленные леса подлежат воспроизводству. Согласно части 3 данной статьи воспроизводство лесов осуществляется лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом.
Годовой объем лесовосстановительных мероприятий на арендуемом лесном участке определяется исходя из суммарной площади лесосек по сплошным рубкам, включенным в лесную декларацию на год, а также площади вырубок прошлых лет, на которых не выполнены лесовосстановительные мероприятия.
Способы лесовосстановления на лесосеках, пройденных рубкой, определяются по результатам осмотра лесосек, с учетом сохранности жизнеспособного подроста и молодняка лесных насаждений хвойных пород в количестве, предусмотренном в приложении 6 к Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2016 N 375 "Об утверждении правил лесовосстановления".
Арендатор обязан обеспечить лесовосстановление на лесосеках, пройденных рубкой, способами, указанными в актах осмотра лесосек, на основании проекта освоения лесов.
Поскольку в соответствии с проектом освоения лесов Общества за 2019 год проведение работ по лесовосстановлению является обязанностью арендатора, оно обязано провести лесовосстановительные работы в спорных кварталах и выделах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предоставленные ответчиком в подтверждение заявленного довода документы, согласно проекту освоения лесов являются обязательными для исполнения, и средства, затраченные арендатором на их проведение не могут компенсировать причиненный государству ущерб.
При этом суд указал, что расчет ущерба, ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, и ведомость материально-денежной оценки лесосек выполнены компетентными работниками Лесничества и проверены Комитетом. Возражений со стороны ответчика по документам не поступило. Натурный осмотр спорной делянки проводился совместно с представителями Общества, которые замечаний в ведомости перечета не внесли.
Расчет причиненного ущерба суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
Из материалов дела видно, что Общество в суде первой инстанции заявило ходатайство о применении статьи 333 ГК РФ и снижении ущерба, мотивируя тем, что по своей природе мера ответственности как возмещение вреда окружающей среде является гражданско-правовой мерой ответственности, носящая компенсационный характер.
В силу статьи 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если ее размер явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рамках настоящего дела данная норма права не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям, так как мерой ответственности является не штрафная санкция, а ущерб лесному фонду.
Правовых оснований для снижения заявленного размера ущерба не установлено.
Доводы Общества о том, что незначительное нарушение границ отвода делянки фактически не влечет ущерб лесному фонду по причине дальнейшего освоения им лесных участков в рамках договора аренды и проекта освоения лесов, правомерно не приняты судом первой инстанции.
В части 2 статьи 3 ЛК РФ предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются, в частности, гражданским законодательством, и вместе с тем учитывает отраслевую специфику данной обязанности, поскольку в результате нарушения лесного законодательства вред причиняется не только конкретным лицам, их имуществу, но и окружающей среде, являющейся общим достоянием, то есть затрагивает и частные, и публичные интересы.
Как правомерно указал суд первой инстанции, правовое регулирование возмещения вреда, причиненного лесам, не должно противоречить вытекающему из Конституции Российской Федерации принципу справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, а обязанность возместить причиненный вред должна возникать безотносительно к тому, являются ли противоправные действия (бездействие) уголовно наказуемым деянием, административным правонарушением либо нарушением непосредственно лесного законодательства.
Особые характеристики вреда, причиненного окружающей среде, который не поддается в полной мере объективной оценке (в частности, по причине отдаленности во времени последствий правонарушения), влекут за собой и применение особого, условного метода определения его размера.
Согласно статье 99 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормы ЛК РФ (статья 100) и Закона N 7-ФЗ (статьи 77 и 78) предусматривают, что вред окружающей среде возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления его размера. Специальные методики применяются в отношении таких объектов, как земля, водные объекты, атмосферный воздух и недра, а таксы (твердые единицы исчисления убытков) - в отношении лесов и животного мира. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 100 ЛК РФ). Хотя исчисление размера вреда посредством такс и методик позволяет получить лишь приблизительную оценку причиненного лесу ущерба, такой подход снижает издержки, связанные с определением ущерба, причиненного лесу как экосистеме.
Как указал суд, при определении объема выплат возмещения причиненного лесам вреда вследствие нарушения лесного законодательства, исчисленных по соответствующим таксам и методикам, законодатель, а по его поручению - органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, вправе в пределах предоставленных им полномочий для таких случаев, когда причинитель вреда за свой счет произвел восстановление лесного участка, особенно если он вложил при этом средства большие, чем это необходимо для устранения нарушения, предусмотреть учет денежных средств, потраченных правонарушителем при исполнении им обязанности по устранению вреда в натуре.
Таким образом, сама по себе часть 2 статьи 100 ЛК РФ, содержащая лишь отсылку к таксам и методикам как форме исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, притом что такой размер, будучи величиной условной, поддается лишь приблизительному исчислению, не противоречит Конституции Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 01 сентября 2022 года по делу N А52-115/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-115/2022
Истец: Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области
Ответчик: ООО "Ланган"
Третье лицо: Государственное Казенное учреждение Псковской области "Себежское лесничество", Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, ООО "Торговый Дом "ПФ"