22 апреля 2024 г. |
Дело N А83-15777/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2024.
В полном объёме постановление изготовлено 22.04.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Плотникова И.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Титовой Ирины Петровны - Потапов П.Г., представитель на основании доверенности от 22.08.2022 N 82/176-н/82-2022-729,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года по делу N А83-15777/2022 (судья Гризодубова А.Н.)
по иску Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (ИНН 9107003258, ОГРН 1149102106801)
к индивидуальному предпринимателю Титовой Ирине Петровне
(ИНН 910700063800, ОГРНИП 314910234509965)
о признании договора недействительным и понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд с исковыми требованиями (уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к индивидуальному предпринимателю Титовой Ирине Петровне (далее - ответчик), согласно которым просит:
- обязать индивидуального предпринимателя Титову Ирину Петровну в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект (НТО) 131, общей площадью 20 кв.м., расположенный на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым по адресу: с. Штормовое, район от перекрестка улицы Набережной с улицей Ленина до перекрестка улицы Ленина с улицей Пляжной с установленного места его размещения;
- обязать индивидуального предпринимателя Титову Ирину Петровну в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект (НТО) 15, общей площадью 20 кв.м., расположенный на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым по адресу: с. Штормовое, район площади Вознесения с установленного места его размещения;
- обязать индивидуального предпринимателя Титову Ирину Петровну в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект (НТО) 68, общей площадью 20 кв.м., расположенный на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым по адресу: с. Штормовое, район от перекрестка улицы Ленина с улицей Советской до перекрестка улицы Ленина с улицей Коммунистической с установленного места его размещения.
Исковые требования мотивированы тем, что договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района был заключен без проведения конкурентных процедур, в связи с чем, является ничтожной сделкой.
Возражая против заявленных исковых требований, предприниматель указал, что спорный договор на размещение НТО был заключен по результатам конкурса, в подтверждение чего в материалы дела представлено постановление администрации N 152 от 29.12.2018 года "Об организации конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым" и скриншот с официального интернет портала муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым об извещении о проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, протокол N 1 заседания комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Штормовского сельсткого поселения от 14.02.2019 года.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.10.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что договор N ИП-6 от 29.03.2019 года между Администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым и индивидуальным предпринимателем Титовой Ириной Петровной на размещение нестационарного торгового объекта, был заключён по результатам проведённого конкурса, что подтверждается постановлением Администрации N 152 от 29.12.2018 года "Об организации конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", скриншотом с официального интернет портала муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым об извещении о проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, а также протоколом N 1 заседания комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Штормовского сельского поселения от 14.02.2019 года (том 2, л.д. 81-84), согласно которого, ИП Титова И.В. является победителем конкурса по лотам (НТО) 15, лота (НТО) 68 и лота (НТО) 131.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Администрация Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии решения неполно установил обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Так апеллянт указывает на то, что договор N ИП-6 от 29.03.2019 года был заключён с ответчиком не по результатам конкурса, а в результате предоставления услуги "Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", в соответствии с постановлением администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым N 31 от 19 марта 2019 года.
По мнению апеллянта, заключая договор N ИП-6 от 29.03.2019 года, в соответствии с п. 3.1. которого данный договор заключён не по результатам конкурса, а в результате предоставления услуги "Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", и по цене меньшей, чем это определено по результатам конкурса ИП Титова И.П. действовала недобросовестно, вопреки известным ей требованиям закона с целью получения выгоды для себя и с целью причинения вреда муниципальному образованию Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым за счёт уменьшения платежей в бюджет за право заключения договора на размещение НТО.
Судом сделан неправомерный вывод о том, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным исковым требованиям, поскольку истец, с учётом отказа от исковых требований в части признания договора от 29.03.2019 года недействительной сделкой, принятого арбитражным судом, и изменения основания иска, не заявлял требования о признании сделки недействительной и применении последствий её недействительности. В силу статьи 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
ИП Титова И.П. представила отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, поскольку договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым N ИП-6 от 29.03.2019 года был заключён по результатам конкурса на размещение НТО на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, что подтверждается постановлением Администрации N 152 от 29.12.2018 года "Об организации конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", скриншотом с официального интернет портала муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым об извещении о проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования, а также протоколом N 1 заседания комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Штормовского сельского поселения от 14.02.2019 года (том 2, л.д. 81-84), согласно которого, ИП Титова И.В. является победителем конкурса по лотам (НТО) 15, лота (НТО) 68 и лота (НТО) 131.
Ответчик указывает, что в настоящем деле отсутствуют основания для применения положений 208 и 304 ГК РФ, поскольку право владения для размещения НТО было передано ответчику по договору N ИП-6 от 29.03.2019 года, следовательно, обращаясь с иском в суд только 15.08.2022 года, истец пропустил срок исковой давности.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив его материалы, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 29.03.2019 года между Администрацией (сторона 1) и предпринимателем (сторона 2), заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым N ИП-6, согласно условий которого, сторона 1 предоставляет стороне 2 право на размещение нестационарного торгового объекта, в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, характеристики которого указаны в пункте 1.2 договора и приложении к договору, а сторона 2 обязуется разместить объект в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации, Законами и нормативными актами Республики Крым, муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым и уплатить плату за его размещение в порядке и сроки, установленные настоящим договором (том 1, л.д. 43- 109).
Пунктом договора 1.2 определены следующие характеристики НТО, а именно номер торгового места в схеме НТО - 131; адрес размещения: с. Штормовое в районе перекрестка ул. Набережная с улицы Ленина до перекрестка улицы Ленина с улицей Пляжной; площадь земельного участка, на котором размещается объект 20 кв.м.; специализация объекта: продажа продуктов питания в заводской упаковке; тип объекта: торговый павильон; период функционирования объекта: с 7-00 часов утра до 23-00 часов; начало периода размещения с 01 апреля 2019 года; номер торгового места в схеме НТО 15, адрес размещения: с. Штормовое, район площади Восстания, площадь земельного участка, на котором размещается объект 20 кв.м.; специализация объекта: экскурсионные услуги; тип объекта: торговый киоск; период функционирования объекта: с 7-00 часов утра до 23-00 часов; начало периода размещения с 01 апреля 2019 года; номер торгового места в схеме НТО 68, адрес размещения: с. Штормовое, от перекрестка ул. Ленина с улицы Советской, до перекрестка ул. Ленина с ул. Коммунистической, площадь земельного участка, на котором размещается объект 20 кв.м.; специализация объекта: экскурсионные услуги; тип объекта: торговый киоск; период функционирования объекта: с 7-00 часов утра до 23-00 часов; начало периода размещения с 01 мая 2019 года;
Как указано в пункте договора 1.3, Договор заключён по результатам предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", предоставляемой в соответствии с постановлением Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым N 31 от 19.03.2019 года.
Согласно пункту 1.4, 7.1, договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31 мая 2030 года.
В соответствии с пунктом 5.4 договора, после расторжения договора объект подлежит демонтажу за счёт стороны 2, по основаниям и в порядке, указанным в договоре, в соответствии с требованиями и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации. Демонтаж объектов в добровольном порядке производится стороной 2 за счёт собственных средств в срок, указанный в предписании, выданном уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 5.5 договора).
Как указывает истец, договор был заключён на основании постановления Администрации N 31 от 19.03.2019 года, впоследствии отменённого в порядке самоконтроля постановлением Администрации N 84 от 10.06.2022 года.
По мнению Администрации, поскольку договор заключён без проведения конкурентных процедур, на основании постановления, впоследствии отменённого, ввиду его несоответствия действующему законодательству, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, по следующим основаниям.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным кодексом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения (статья 167 ГК РФ).
Согласно статье 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ, под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределённого круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной, как посягающая на публичные интересы (пункт 75). Положения статьи 15 Закона N 381-ФЗ, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
Как правильно указал суд первой инстанции, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 39.36 ЗК РФ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Данная схема и вносимые в неё изменения, подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Правовое регулирование отношений по размещению НТО на территории Республики Крым, осуществляется в соответствии с Порядком размещения и функционирования НТО на территории муниципальных образований в Республике Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 года N 402 (Порядок N 402), в соответствии с пунктом 1 которого, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой.
Кроме того, с целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку НТО проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения НТО (пункт 1 раздела V Порядка). Случаи предоставления места для размещения НТО без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка N 402.
Порядок размещения и функционирования НТО в Республике Крым определяет правила размещения и функционирования нестационарных торговых объектов, осуществления развозной и разносной торговли на территории муниципальных образований в Республике Крым в целях: наиболее полного удовлетворения потребительского спроса; упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, осуществления развозной и разносной торговли; обеспечения единства требований к организации торговой деятельности при размещении нестационарных торговых объектов, осуществления развозной торговли и торговли без использования торговых объектов на территории Республики Крым; обеспечения доступности продовольственных и непродовольственных товаров при размещении нестационарных торговых объектов, осуществления развозной торговли и торговли без использования торговых объектов на территории Республики Крым; формирования торговой инфраструктуры с учетом различных видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно разделу II названного Порядка, размещение НТО (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса. Утвержденные Схемы носят бессрочный характер. Технические требования к размещению НТО утверждаются органами местного самоуправления. Требования к размещению должны включать, в частности, архитектурный тип НТО; стилевое оформление с использованием логотипа или символики региона, цветовое оформление НТО; типовой размер НТО в зависимости от вида реализуемых товаров; ограничения к месту размещения, в том числе НТО и другие требования.
Хозяйствующие субъекты, желающие осуществлять торговую деятельность через НТО, подают заявки на включение выбранных ими мест размещения в Схему исходя из Требований к размещению.
Органы местного самоуправления, определенные в соответствии с уставом муниципального образования, с целью социально-экономического развития территорий, развития торгового предпринимательства и повышения обеспеченности территорий торговыми объектами, в том числе по результатам мониторинга состояния развития торговли, с учетом Требований к размещению, принимают решение о внесении изменений в Схему.
Контроль за размещением НТО осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Также, пунктом 6 раздела II Порядка установлено, что НТО размещаются на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании договора на размещение НТО, приложениями к которому являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500 (в случае установления обязанности ее предоставления органом местного самоуправления).
Согласно пункту 9 Порядка размещение НТО осуществляется в соответствии со Схемой, а в случаях, прямо предусмотренных органами местного самоуправления, схемой размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500. Технические требования к размещению НТО утверждаются органами местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно условиям Договора, заключённого между сторонами, размещение НТО производится в соответствии со Схемой размещения НТО, а также характеристиками, указанными в пункте 1.2 Договора (п. 1.1), и в Приложении к Договору (т.1 л.д.53-70).
Из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации N 152 от 29.12.2018 "Об организации конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", 14.02.2019 года был проведён конкурс, по результатам которого, составлен Протокола N 1 заседания комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.
Согласно указанному Протоколу N 1 от 14.02.2019 года, победителем конкурса по лотам (НТО) 15, лоту (НТО) 68 и лоту (НТО) 131 стала ИП Титова Ирина Петровна.
Также из содержания Протокола N 1 от 14.02.2019 года следует, что Конкурсная комиссия решила заключить договор с участниками конкурса (в том числе и с ответчиком) на размещение нестационарных торговых объектов, на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым N ИП-6 от 29.03.2019 был заключён по результатам конкурса на размещение НТО на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Более того, Администрация подтвердила факт размещения НТО N N 131, 15 и 68, согласно утверждённой Схеме размещения торговых объектов, в соответствии с идентичной нумерацией лотов, выступающих предметом проведенного истцом конкурса, что подтверждается Протоколом комиссии по рассмотрению результатов конкурса на право размещения спорных НТО на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Также, при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции, ответчиком был представлен документ с Официального интернет-портала Муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым "Штормовское.рф" "О результатах конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов".
Согласно сведениям сайта в информационно-телекоммуникационной сети интернет, регистрация освобожденных доменов: https://backorder.ru/d/%D1%88%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5.%D1%80%D1%84, Домен: штормовское.рф, Зарегистрирован: 15.01.2020 года, Продлен до: 15.01.2023 года, Освобожден: 15.02.2023 года, Регистратор: REGRU-RF, Org: Administratsiya Shtormovskogo selskogo poseleniya Saxkogo rayona Respubliki Krim / 9107003258 Статус домена: Домен свободен.
Согласно указанным документам, размещенным на указанном интернет-портале Муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым, Договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым N ИП-6 от 29.03.2019 был заключён по результатам конкурса на размещение НТО на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Таким образом, среди прочего, информация, размещённая на официальном интернет-портале Муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым относительно проведенного истцом конкурса на размещение НТО, является относимым и допустимым доказательством по данному делу.
Согласно сведениям, размещённым на официальном интернет-ресурсе муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым по адресу: http://www.штормовское.рф, Постановление N 152 от 29.12.2018 года "Об организации конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов", было опубликовано Извещение от 10 января 2019 года о проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым.
Из Протокола N 1 Заседания комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым от 14.02.2019 года с повесткой дня: определение регламента вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на право заключения договора на размещения нестационарных торговых объектов на территории Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым, вскрытие конвертов и рассмотрение заявок, проводимого конкурса на основании Постановления Администрации Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым от 29.12.2018 года N 152 "Об организации конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым", в соответствии с решением 60 сессии Штормовского сельского совета первого созыва N 314 от 14.06.2018 года, о внесении изменений в решение 13 сессии Штормовского сельского совета 1 созыва от 31.03.2015 года N 115 "Об организации деятельности нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории муниципального образования Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым", осуществлена публикация утверждённого перечня лотов для проведения конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на сайте муниципального образования Штормовское сельское поседение Сакского района Республики Крым http:www/Shtormovskoe.ru от 29.12.2018 года процедура принятия заявок для проведения конкурса начата с 14.01.2019 по 12.02.2019 года включительно, извещение о проведении конкурса на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым с перечнем лотов, конкурсной документации, размещено на сайте муниципального образования Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым http:www/Shtormovskoe.ru 10.01.2019 г. (публикация от 10.01.2019 г. по ссылке http:www/Shtormovskoe.ru.), всего подано заявок 81 от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, из которых 64 заявки по лотам в селе Штормовое и 17 в селе Поповка.
Так, в числе лотов в селе Штормовое на которые было подано по одной заявке, числятся лоты 15, 68, 131 от ИП Титовой И.П. За признание победителями в конкурсе всех конкурсантов на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовского сельского поседения Сакского района Республики Крым все члены комиссии проголосовали единогласно (т.2 л.д.82-88).
По мнению апеллянта, Договор N ИП-6 от 29.03.2019 на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, был заключён без проведения конкурса (торгов), при этом, в обоснование указанного довода, истец ссылается на отсутствие в заключенном договоре ссылок на проведенный конкурс, а также на нарушение сроков заключения договора, после проведенного конкурса.
Так, апеллянт указывает, что Договор заключается не позднее 7-ми рабочих дней со дня размещения протоколов. В случае непредоставления в семидневный срок в администрацию Штормовского сельского поселения необходимого пакета документов для заключения договора на размещение НТО, победитель считается уклонившимся от выполнения условий конкурса. При уклонении победителя конкурса от заключения договора на размещение НТО организатор конкурса передает право на размещение НТО участнику, занявшему второе место по результатам конкурса. В случае отказа, или уклонения участника конкурса, занявшего второе место по результатам Конкурса, от права на заключение Договора на размещение НТО, либо признания конкурса несостоявшимся и несоответствия поданной единственным участником заявки требованиям и условиям конкурсной документации, организатор конкурса не позднее 1 месяца проводит повторный конкурс.
При этом, ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено доказательств уклонения ответчика от заключения Договора на размещение НТО, признания конкурса несостоявшимся, либо несоответствия поданной единственным участником заявки требованиям и условиям конкурсной документации, как и проведения организатором конкурса не позднее 1-го месяца повторного конкурса.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно указал, что из заключенного сторонами договора от 29.03.2019 года следует, что договор сторонами исполнялся, Администрация на протяжении трёх с половиной лет получала финансовое удовлетворение, согласно заключенного договора на условиях, предусмотренных главой 3 договора.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, именно истец должен был опубликовать Протокол заседания комиссии по проведению конкурса на право размещения НТО от 14 февраля 2019 года не позднее 18 февраля 2019 года, вместе с тем, доказательств его своевременного на веб-портале Администрации, суду не представлено.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения данного требования закона суд может отказать лицу в защите прав.
По смыслу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, злоупотребление гражданским правом заключается в превышении пределов дозволенного гражданским правом осуществления своих правомочий путем осуществления их с незаконной целью или незаконными средствами, с нарушением при этом прав и законных интересов других лиц. Под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему гражданского права, сопряженное с нарушением, установленных в статье 10 Кодекса, пределов осуществления гражданских прав, причиняющее вред третьим лицам или создающее условия для наступления вреда.
Для признания действий какого-либо лица злоупотреблением правом судом должно быть установлено, что умысел такового лица был направлен на заведомо недобросовестное осуществление прав, единственной его целью было причинение вреда другому лицу (отсутствие иных добросовестных целей).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления N 25, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Для установления наличия или отсутствия злоупотребления участниками гражданско-правовых отношений своими правами при совершении сделок необходимо исследование и оценка конкретных действий и поведения этих лиц с позиции возможных негативных последствий для этих отношений, для прав и законных интересов иных граждан и юридических лиц.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 49, если сторона приняла от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердила действие договора, она не вправе недобросовестно ссылаться на то, что договор является незаключенным (пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Аналогичный подход может быть применен и при рассмотрении одной из сторон заявления о признании такой сделки недействительной на основании статьи 10 ГК РФ.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, ответчик указывал на необходимость рассмотрения данного спора сквозь призму установления факта планомерного злоупотребления Администрацией правом, которое выразилось в умышленном воспрепятствовании реализации ответчиком условий заключенного, в порядке проведенных Администрацией конкурсных процедур, договора и инициировании настоящего судебного разбирательства.
С учётом всего выше изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о заключении договора N ИП-6 от 29.03.2019 года с соблюдением конкурентных правил и отсутствии правовых оснований для признания его ничтожным с соответствующим применением последствий недействительности сделки.
Внесение Администрацией в текст Договора ссылки о его заключении по результатам предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым", предоставляемой в соответствии с постановлением администрации N 31 от 19.03.2019 года, не имеет правового значения для правильного рассмотрения данного спора, поскольку заключение спорного договора на основании конкурентных процедур подтверждается представленными в дело доказательствами.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Ответчиком также было заявлено о применении сроков исковой давности.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Гражданский кодекс РФ различает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен статьей 196 Гражданского кодекса РФ и составляет 3 года.
Статьей 181 Гражданского кодекса РФ установлены специальные сроки исковой давности по недействительным сделкам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, срок исковой давности требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки.
Таким образом, пункт 1 статьи 181 ГК РФ по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки предусматривает срок исковой давности три года, при этом течение срока исковой давности для Администрации началось со дня, когда началось исполнение Договора N ИП-6, то есть с 29.03.2019 года.
Спорный договор исполнялся сторонами, Администрацией при передаче участков в пользование и разрешение на возведение НТО, а индивидуальным предпринимателем, при выплате договорных платежей.
Истец, обратился с настоящим иском в суд через систему Мой Арбитр" 13.08.2022 года, а исполнение спорного договора началось 29.03.2019 года, следовательно, срок исковой давности истёк 29.03.2022 года, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 октября 2023 года по делу N А83-15777/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15777/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ШТОРМОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: Титова Ирина Петровна