16 ноября 2022 г. |
Дело N А65-8936/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственность "Агромолл"- представитель Назыров Т.Ш. (доверенность от 05.07.2022),
от Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан"- представитель не явился, извещено,
от Закрытого акционерного общества "Предприятие Кара Алтын" - представитель не явился, извещено,
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2022 года по делу N А65-8936/2022 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственность "Агромолл", РТ, Нижнекамский район, с.Верхняя Уратьма, (ОГРН 1021602514977, ИНН 1630004856)
к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан", г.Нижнекамск, (ОГРН 1061651022652, ИНН 1651044987)
о признании незаконным действия, выразившегося в ответе исх. N 455/ИсхП от 14.03.2022 по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю,
об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения заявителю,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовании относительно предмета спора - 1. Закрытого акционерного общества "Предприятие Кара Алтын", РТ, г. Альметьевск, 2. Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Агромолл" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан" (далее - ответчик) о признании незаконным действия, выразившегося в ответе от 14.03.2022 исх. N 455/ИсхП по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения заявителю.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требовании относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Предприятие Кара Алтын" и министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г.Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2022 года заявление удовлетворено.
Признано незаконным действие МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района", выразившееся в ответе от 14.03.2022 исх. N 455/ИсхП по отказу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю, и возложена обязанность на МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района" устранить допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения заявителю.
Взыскано с Муниципального казенного учреждения "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" в пользу общества с ограниченной ответственность "Агромолл" 3 000 рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
В апелляционной жалобе муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе ссылается на многократное превышение площади испрашиваемого земельного участка над площадью застройки объектов недвижимости как на основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка.
Общество с ограниченной ответственность "Агромолл" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственность "Агромолл" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды N 01-16-230 от 12.12.2016 ООО "Агромолл" (ранее ООО "Нефтехимагропром") (далее - арендатор) передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:30:000000:2839 сроком до 12 декабря 2021 г., с целевым использованием земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 32777350 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Нижнекамский муниципальный район, Сосновское сельское поселение.
09.12.2021 заявитель обратился к ответчику с заявлением N 131 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в аренду ООО "Агромолл" сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного производства и использования под объектами недвижимости, принадлежащими заявителю.
14.03.2022 на основании письма N 455/ИсхП ответчик сообщил заявителю, что оснований для предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 (далее - спорный земельный участок), в соответствии с подпунктами 9, 12 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.20, статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с пунктами 4, 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101- Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не имеется. В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ответчик уведомил заявителя об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка явились следующие обстоятельства:
- согласно информации, полученной из Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан испрашиваемый земельный участок налагается на земли лесного фонда, а именно на квартал 6 Ракашевского участкового лесничества Калейкинского лесничества, кварталы 44, 54, 55, 57, 62, 111, 112 Ямашинского участкового лесничества Заинского лесничества;
- согласно информации, полученной от ЗАО "Предприятие Кара Алтын", испрашиваемый земельный участок расположен в лицензионных границах Тавельского нефтяного месторождения и предполагается для последующего раздела и постановки на кадастровый учет, предоставления на праве аренды с намерением дальнейшего перевода в земли промышленности;
- согласно приложенному информационному сообщению, на земельном участке с кадастровым номером 16:30:000000:2839 площадью 32 695 298 кв. м расположено 4 объекта недвижимости общей площадью 2601,9 кв.м. Ответчиком установлено многократное превышение площади испрашиваемого земельного участка над площадью застройки объектов недвижимости;
- согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 площадью 32 695 298 кв.м. расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 16:30:000000:2897, 16:30:000000:3123, 16:30:000000:3124, 16:30:000000:3233, 16:30:000000:3238, 16:30:130603:50, 16:30:130603:51, 16:30:130603:52, 16:30:130603:54, 16:30:130704:30, 16:30:130704:31, 16:30:130704:32, 16:30:130704:33, 16:30:130704:34, 16:30:130704:35, 16:30:130704:36, 16:30:130704:37, 16:30:130704:38, 16:30:130704:39, 16:30:130704:43, 16:30:130706:39, 16:30:130706:45, 16:30:130707:7, 16:30:130804:3, 16:30:130804:4, 16:30:130804:5, 16:30:130806:22, 16:00:000000:68366, 16:30:000000:3719, 16:30:000000:3752, 16:30:130704:254, 16:30:130804:221, из них:
А) объекты недвижимости с кадастровыми номерами 16:30:130704:31, 16:30:130704:32, 16:30:130704:33, 16:30:130704:34, 16:30:130704:36, 16:30:130704:37, 16:30:130704:38, 16:30:130706:39 зарегистрированы за ООО "Нефтехимагропром" на праве собственности. В заявлении отсутствуют данные для идентификации указанных объектов недвижимости, а также сведения о регистрации права собственности на данные объекты.
Б) объекты недвижимости с кадастровыми номерами 16:30:000000:3123, 16:30:000000:3124, 16:30:130603:50, 16:30:130603:51, 16:30:130804:3, 16:30:130804:4, 16:30:130804:5, 16:00:000000:68366, 16:30:000000:3719, 16:30:130804:221 зарегистрированы на праве собственности за третьими лицами.
Заявитель, полагая, что данный отказ ответчика противоречит закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В рассматриваемом деле таким органом является Администрация.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно п.5 ст.9 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
В соответствии с п.4 ст. 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пп.11 п.8 ст.39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 12 ст.39.8 Земельного кодекса РФ при заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (за исключением случаев заключения договора аренды с лицом, которым подана единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником) срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 ст.39.8 Земельного кодекса РФ.
Согласно положениям п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и принимает соответствующее решение.
Одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду на новый срок явилось наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда, а именно на квартал 6 Ракашевского участкового лесничества Калейкинского лесничества, кварталы 44, 54, 55, 57, 62, 111, 112 Ямашинского участкового лесничества Заинского лесничества;
Кроме того, в отзыве Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан указывает на наличие пересечений спорного земельного участка и земельных участков (лесного фонда) с кадастровыми номерами 16:07:000000:4440 и 16:30:000000:1243.
Судом первой инстанции установлено, земельные участки с кадастровыми номерами 16:07:000000:4440 и 16:30:000000:1243 принадлежат на праве собственности Российской Федерации, поставлены на государственный кадастровый учет в 2009 году. При этом в сведениях ЕГРН отсутствует описание местоположения границ указанного лесного участка (границы не установлены).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, для уточнения границ земельного участка.
Частью 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ установлено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Впоследствии 29.07.2017 принят Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым в предусмотренных законом случаях установлен приоритет сведений Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) над сведениями государственного лесного реестра (далее - ГЛР).
Как указано в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в случае если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ не распространяются, в том числе, на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок используется обществом по целевому назначению, доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Более того, в силу части 1 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации леса на земельных участках сельскохозяйственного назначения подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
Согласно части 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Общество в настоящее время использует земельный участок по целевому назначению, в связи с чем, имущественные права и законные интересы Российской Федерации не нарушены.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции леса, располагающиеся на землях сельскохозяйственного назначения, к лесному фонду не относятся.
На основании Федерального закона N 583-ФЗ от 27.12.2018, внесшего изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, законодателем осуществлена легализация нахождения лесов на земельных участках сельскохозяйственного назначения, независимо от обстоятельств нахождения лесов на таких землях.
При этом в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Частью 8 статьи 60.2. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
В случае, если такой орган не совершил действия, предусмотренные частью 8 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", при наличии противоречий между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, принадлежность земельного участка к определенной категории земель должна определяться в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки.
Доказательства обращения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на спорный земельный участок, доказательств направления в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в орган регистрации прав уведомления об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на указанный земельный участок в материалы дела не представлены, судом факт обращения ответчика в установленном порядке не установлен.
Федеральное агентство лесного хозяйства письмом исх. N АВ-03-46/19524 от 08.10.2019 поручило Департаменту лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу, ФГБУ "Рослесинфорг" и Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан осуществить проверку законности возникновения прав на земельные участки, указанные в уведомлениях, и оценку перспектив судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. При подготовке заключения о наличии перспектив судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, содержащего выводы о наличии оснований для обращений в суд, необходимо в срок не позднее семи календарных дней с момента вынесения Заключения подготовить и направить в суд соответствующее исковое заявление.
Между тем, доказательств исполнения поручения от 08.10.2019 третьим лицом также не представлено.
Поскольку указанное в пункте 8 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ условие не наступило, в данном случае применению подлежат нормы пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ.
В ЕГРН сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:000000:4440 и 16:30:000000:1243 отсутствуют. В то же время, как следует из выписок из ЕГРН, испрашиваемый земельный участок не имеет пересечений с землями лесного фонда.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Изложенное свидетельствует о приоритете сведений ЕГРН над сведениями ГЛР в настоящем случае.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что в Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из владения к гражданам, чье право собственности на них зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей, в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 ГК Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление от 22 июня 2017 года N 16-П).
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1795-О следует, что Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков; федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и, сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании вышеизложенного, доводы Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, изложенные в отзыве, суд первой инстанции верно признал необоснованными и подлежащими отклонению.
Доказательств постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 16:07:000000:4440 и 16:30:000000:1243 в установленном законом порядке в материалы дела не представлено.
Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан также не представлены доказательства межевания границ участка лесного фонда, согласования границ участков со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
В то же время, материалами настоящего дела подтверждается, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
Представленные третьим лицом данные о координатах границ лесничеств обоснованно не признаны судом первой инстанции надлежащим доказательством, поскольку согласно представленным сведениям границы лесничеств закреплены в 2019 году, уже после того, как спорный участок был образован и предоставлен заявителю на праве аренды, соответственно, оснований полагать, что земельный участок, о предоставлении которого просит заявитель, пересекал границы лесничества в момент его образования не имеется.
Представленные третьим лицом схемы пересечения (с учетом отражения пересечения по границам участков) в отсутствие координат лесных участков, а также иных документальных доказательств формирования спорного земельного участка на землях лесного фонда, не могут подтверждать правомерность о наличии каких-либо пересечений.
Вторым основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участков явилось его расположение в лицензионных границах Тавельского нефтяного месторождения, где предполагается последующий раздел и постановка на кадастровый учет, предоставления на праве аренды с намерением дальнейшего перевода в земли промышленности.
Суд первой инстанции верно отметил, что указанное основание в качестве отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду является незаконным на основании следующего.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 части 1 статьи 4) Закона о недрах).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).
Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах.
В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае, в том числе нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 Условий пользования недрами недропользователь обязан соблюдать требования законов Российской Федерации и Республики Татарстан при пользовании недрами, обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих условия по безопасному ведению работ и охране недр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В пункте 1 статьи 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее -Закон N172-ФЗ).
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Из вышеприведенных норм следует, что земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для добычи полезных ископаемых, но могут быть переведены в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Констатация факта ЗАО "Предприятие Кара Алтын" в необходимости использования в дальнейшем спорного земельного участка для последующего раздела, постановки на учет с намерением дальнейшего перевода в земли промышленности без предоставления подтверждающих документов, судом первой инстанции обоснованно не принимается, поскольку является голословным.
Третьим основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участков явилось превышение площади испрашиваемого земельного участка над площадью застройки объектов недвижимости.
Суд первой инстанции верно указал, что указанное основание в качестве отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду является незаконным на основании следующего.
Спорные правоотношения связаны с предоставлением заявителю спорного земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности, следовательно, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
В пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована правовая позиция относительно размера площади участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может выкупить арендатор в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, где указано: что по смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства и отвечающий критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, имеет право приобрести в собственность такой земельный участок, в том числе при наличии на указанном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, правомерно размещенных и предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве; требования к предельным размерам и местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Закона N 101-ФЗ; площадь земельного участка, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется на основании установленных законодательством требований к образованию земельных участков соответствующей категории и не ограничена площадью участка, необходимого для использования объекта, правомерно размещенного на таком участке с учетом его разрешенного использования.
Указанная правовая позиция применена и по отношению к размеру площади земельного участка предоставленного в аренду для ведения сельскохозяйственного производства.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 30.12.2021 по делу N А65-27761/2020.
Следовательно, довод ответчика о значительности испрашиваемого земельного участка, а также о невозможности их предоставления в связи с этим в аренду, судом первой инстанции обоснованно отклонен как несостоятельный, поскольку пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо предусмотрено, что площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
Четвертым основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участков явилось то, что на земельном участке с кадастровым номером 16:30:000000:2839 помимо объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности обществу, также расположены объекты, которые не принадлежат на праве собственности ООО "Агромолл".
Суд первой инстанции верно отметил, что указанное основание в качестве отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду является незаконным на основании следующего.
Согласно сведениям из ЕГРН, на спорном земельном участке с кадастровым номером 16:30:000000:2839 расположены объекты недвижимости/сооружения с кадастровыми номерами:
1. 16:30:000000:2897, 16:30:13704:30, 16:30:13704:31, 16:30:13704:32, 16:30:13704:33, 16:30:13704:34, 16:30:13704:35, 16:30:13704:36, 16:30:13704:37, 16:30:13704:38, 16:30:13704:39, 16:30:13706:39, принадлежащие на праве собственности ООО "Агромолл".
2. 16:30:000000:3233, 16:30:000000:3238, 16:30:000000:3752, 16:30:130603:52, 16:30:130603:54, 16:30:13704:43, 16:30:13706:45, 16:30:130707:7, 16:30:130806:22, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Нижнекамский муниципальный район" РТ;
3. 16:00:000000:68366, 16:30:000000:3123, 16:30:000000:3124, 16:30:000000:3719, 16:30:130603:50, 16:30:130603:51, 16:30:130704:254, 16:30:130804:221, 16:30:130804:3, 16:30:130804:4, 16:30:130804:5, принадлежащие на праве собственности ЗАО "Предприятие Кара Алтын".
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено следующее основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пп.5 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
На основании пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.п. 4.2 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации "Геофизические исследования скважин. Термины и определения" ГОСТ Р 54362-2011, утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 июля 2011 года N 196-ст, скважина (буровая) - цилиндрическая выработка, пройденная буровым инструментом в горных породах земной коры для изучения ее геологического строения или добычи полезных ископаемых.
По назначению скважин различают: картировочные, опорные, структурные, поисковые, разведочные, эксплуатационные, горнотехнические, гидрогеологические.
Таким образом, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства эксплуатационной скважины, предусмотренной подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Согласно выпискам из ЕГРН все объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, за исключением объектов, принадлежащих ООО "Агромолл" на праве собственности, являются линейными объектами.
Объект с кадастровым номером 16:30:000000:3233 - сооружение дорожного транспорта от автодороги Казань - Оренбург до ул. Мира;
Объект с кадастровым номером 16:30:000000:3238 - автомобильная дорога от с. Тавель до кладбища;
Объект с кадастровым номером 16:30:000000:3752 - сети холодного водоснабжения с. Тавель;
Объект с кадастровым номером 16:30:130603:52 - автомобильная дорога от п. Троицкий до кладбища;
Объект с кадастровым номером 16:30:130603:54 - сооружение дорожного транспорта от с. Благодатная до мусульманского кладбища;
Объект с кадастровым номером 16:30:13704:43 - автомобильная дорога от дороги Верхняя Уратьма - Благодатная до д. Тавель;
Объект с кадастровым номером 16:30:13706:45 - автодорога между п. Троицкий и д. Благодатная;
Объект с кадастровым номером 16:30:130707:7 - автодорога от д. Большая Сосновка до кладбища;
Объект с кадастровым номером 16:30:130806:22 - автодорога от с. Тавель до свалки бытового мусора;
Объект с кадастровым номером 16:00:000000:68366 - обустройство Тавельского нефтяного месторождения (скважины);
Объект с кадастровым номером 16:30:000000:3123 - эксплуатационная скважина N 5028 Тавельского месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:000000:3124 - эксплуатационная скважина N 5030 Тавельского месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:000000:3719 - обустройство куста скважин N 180 Тавельского нефтяного месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:130603:50 - обустройство куста N 22 Нагорного нефтяного месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:130603:51 - обустройство куста N 24 Нагорного нефтяного месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:130704:254 - скважина N 1 с. Тавель;
Объект с кадастровым номером 16:30:130804:221 - обустройство куста скважин N 5046 Тавельского нефтяного месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:130804:3 - эксплуатационная скважина N 5032 Тавельского нефтяного месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:130804:4 - эксплуатационная скважина N 5031 Тавельского нефтяного месторождения;
Объект с кадастровым номером 16:30:130804:5 - эксплуатационная скважина N 5029 Тавельского нефтяного месторождения.
Таким образом, вышеуказанные объекты являются линейными объектами и не относятся к объектам капитального строительства, нахождение которых на испрашиваемом участке препятствует предоставлению земельного участка в аренду.
В Определение Верховного суда Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 309-КГТ8-21060 указано, что применив положения пункта 3 статьи 39.3, пунктов 6, 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, судами установлено, что размещение на спорном земельном участке подземных объектов трубопроводного транспорта, относящихся к линейным объектам, не влечет возникновения у их правообладателей права на приобретение земельных участков в собственность или в аренду; у собственника такого земельного участка возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон линейных объектов.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ ответчика не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Агромолл".
Учитывая, что вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ законность оспариваемого отказа, оформленного письмом N 455/ИсхП от 14.03.2022 МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан" в рамках настоящего спора не доказана, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, право выбрать способ восстановления нарушенных интересов заявителя принадлежит суду.
В целях восстановления нарушенного права заявителя с учетом полномочий МКУ "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан" суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления подготовки проекта договора аренды земельного участка в двух экземплярах, подписания его проекта и направления подписанного проекта договора для рассмотрения заявителю.
Довод апелляционной жалобы о многократном превышении площади испрашиваемого земельного участка суд апелляционной инстанции считает необоснованным следующим основаниям.
Обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду, ООО "Агромолл" обосновывал свое заявление не только положениями Земельного кодекса Российской Федерации, но и положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением ООО "Агромолл" земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо предусмотрено, что площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
Кроме того, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 30 декабря 2021 года по делу А65-27761/2020 (аналогичный спор с участием тех же сторон) отметил, что в пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским; хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, сформулирована правовая позиция относительно размера площади участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может выкупить арендатор в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, где указано: что по смыслу положений подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению для сельскохозяйственного производства и отвечающий критериям, установленным подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, имеет право приобрести в собственность такой земельный участок, в том числе при наличии на указанном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, правомерно размещенных и предназначенных для использования в сельскохозяйственном производстве; требования к предельным размерам и местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Закона N 101-ФЗ; площадь земельного участка, которая может быть выкуплена арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется на основании установленных законодательством требований к образованию земельных участков соответствующей категории и не ограничена площадью участка, необходимого для использования объекта, правомерно размещенного на таком участке с учетом его разрешенного использования.
Судебная коллегия пришла к выводу, что указанная правовая позиция может быть применена и по отношению к размеру площади земельного участка предоставленного в аренду для ведения сельскохозяйственного производства.
Таким образом, данный довод ответчика является необоснованным и подлежит отклонению.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что количество объектов капитального строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, не соответствует количеству объектов, указанному в информационном сообщении является несостоятельным.
Как заявляет ответчик, обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:30:000000:2839 в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов для целей сельскохозяйственного использования и использования под объектами недвижимости, принадлежащими Заявителю, ООО "Агромолл" указал не все объекты, принадлежащие ему на праве собственности, не приложил документы, подтверждающие право собственности на них.
По мнению ответчика, данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Между тем, необходимо отметить, что часть объектов, принадлежащих ООО "Агромолл" на праве собственности, на момент обращения с заявлением снесена в виду неудовлетворительного состояния.
В настоящий момент осуществляется подготовка документов, необходимых для исключения снесенных объектов из кадастрового учета.
Таким образом, обращаясь в Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан с заявлением от 09 декабря 2021 года N 131, ООО "Агромолл" указал все существующие объекты, принадлежащие ему на праве собственности.
В связи с вышеизложенным, данный довод ответчика является необоснованным и подлежащим отклонению.
Довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в лицензионных границах Тавельского нефтяного месторождения и предполагается для последующего раздела и постановки на кадастровый учет, предоставление на праве аренды с намерением дальнейшего перевода в земли промышленности, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание.
В ответе ЗАО "Предприятие Кара Алтын" N 06/11 от 11 января 2022 года сообщается, что испрашиваемый земельный участок расположен в лицензионных границах Тавельского нефтяного месторождения и предполагается для последующего раздела и постановки на кадастровый учет, предоставление на праве аренды с намерением дальнейшего перевода в земли промышленности.
По мнению Ответчика, данное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду ООО "Агромолл".
Вместе с тем, статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Вышеуказанные обстоятельства в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду не предусмотрены.
Кроме того, планы коммерческого предприятия на получение данного земельного участка в аренду с намерением дальнейшего перевода в земли промышленности не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
В связи с вышеизложенным, данный довод ответчика является необоснованным и подлежащим отклонению.
Другие довод учреждения, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2022 года по делу N А65-8936/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8936/2022
Истец: Общество с ограниченной ответственность "Агромолл", с.Верхняя Уратьма
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального район Республики Татарстан", г.Нижнекамск
Третье лицо: ЗАО "ПРЕДПРИЯТИЕ КАРА АЛТЫН", Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд