г. Тула |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А62-9773/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.11.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Грошева И.П. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Адамович О.С., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" - Михайловой Я.В. (доверенность от 15.04.2022, личность установлена на основании паспорта, диплом), представителя администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области - Голиковой Н.А. (доверенность от 17.05.2022, личность установлена на основании служебного удостоверения, диплом), представителя СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат" - Рудковской Н.В. (доверенность от 14.11.2022, личность установлена на основании паспорта, диплом), в отсутствие в судебном заседании иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.08.2022 по делу N А62-9773/2020 (судья Лазарев М.Е.), принятое по исковому заявлению администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (ОГРН 1026701452997, ИНН 6714003858) к обществу с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" (ОГРН 1106731002278, ИНН 6730086298), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат" (ОГРН 1026700668532, ИНН 6714004516), СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат" (ОГРН 1026700672833, ИНН 6714000960), СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением" (ОГРН 1026700674153, ИНН 6714005580), Департамент Смоленской области по социальному развитию (ОГРН 1046758309509, ИНН 6730052450), ОМВД России по Смоленскому району, Департамент бюджета и финансов Смоленской области (ОГРН 1086731007373, ИНН 6730076902), Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН 1026701434539, ИНН 6730011729), о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" о взыскании задолженности по муниципальным контрактам ( с учетом уточнения (т. 4 л.д.30-33), принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Определением суда от 25.12.2020 исковое заявление Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (ОГРН 1026701452997; ИНН 6714003858) к обществу с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" (ОГРН 1106731002278; ИНН 6730086298) принято к производству для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Определением от 05.03.2021, суд перешёл к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением", Департамент Смоленской области по социальному развитию, ОМВД России по Смоленскому району, Департамент бюджета и финансов Смоленской области, Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.
Решением Смоленской области от 30.08.2022 по делу N А62-9773/2020 исковые требования удовлетворены: с общества с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" (ОГРН 1106731002278; ИНН 6730086298) в пользу Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (ОГРН 1026701452997; ИНН 6714003858) взыскано 125 000 руб. - основной долг, и в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 4 750 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью общества с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой о его отмене. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что спорная сумме неверно определена судом области в качестве неосновательного обогащения. Указывает, что истец, подписывая акты и оплачивая счета, подтверждал объем выполненных работ, предусмотренных муниципальными контрактами. Претензий по выполненниспсю работ, в адрес ответчика не поступало. С учетом изложенного, полагает, что оснований для удовлетворения иска не было.
Третье лицо, представило отзыв, доводы которого аналогичны по содержанию жалобе, просило решение отменить.
Истец представил отзыв, в котором возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика и третьего лица просили решение суда отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле и не явившихся в судебное заседание в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 2018 по 2019 гг. между Администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" заключены муниципальные контракты (N 0163300043718000060-0127786- 01 от 11.09.2018, N 1 от 01.01.2019, N 2 от 18.01.2019, N 3 от 12.02.2019, N 4 от 05.03.2019, N 5 от 19.03.2019, N 6 от 16.04.2019, N 7 от 08.05.2019, N 8 от 29.05.2019), по условиям которых по поручению муниципального заказчика - Муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, ответчику надлежало выполнить работы по обеззараживанию и транспортировке трупов на судебно-медицинскую экспертизу, обнаруженных на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области. Стоимость транспортировки трупа составляет 5 000 руб.
В ходе проверки деятельности, истцом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" в отсутствие оснований получило денежные средства в размере 125 000 руб., в счёт оплаты транспортировки трупов 25 умерших граждан, т.к. граждане умерли в СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением".
Истец полагает, что граждане, умершие в указанных интернатах не относятся к категориям установленным п. 2 Положения об организации перевозки в морг умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, в следствие чего обязанность по транспортировке трупов умерших в интернатах граждан на судебно-медицинскую экспертизу возлагается на соответствующие интернаты.
Требования истца о возврате полученных денежных средств в претензионном порядке не исполнены ответчиком.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с настоящим исковым заявлением о взыскании денежных средств.
Ответчик заявленные исковые требования не признал по основаниям доводов письменных возражений, представленных в материалы дела (т. 3 л.д.3-6, т. 4 л.д.11-12). В обоснование заявленных возражений указывает, что истец, подписывая акты и оплачивая счета, подтверждал объем выполненных работ, предусмотренных муниципальными контрактами. Претензий по выполненною работ, в адрес ответчика не поступало. Ответчик ссылаясь на надлежащее исполнение своих обязательств по муниципальным контрактам, в удовлетворении исковых требований просит отказать в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области правомерно руководствовался следующим.
Как усматривается из материалов дела, между Администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области и обществом с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" заключены муниципальные контракты N 0163300043718000060-0127786-01 от 11.09.2018, N 1 от 01.01.2019, N 2 от 18.01.2019, N 3 от 12.02.2019, N 4 от 05.03.2019, N 5 от 19.03.2019, N 6 от 16.04.2019, N 7 от 08.05.2019, N 8 от 29.05.2019.
В соответствии с положениями пунктов 1.1 муниципальных контрактов, муниципальный заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнить работы по обеззараживанию и транспортировке трупов на судебно-медицинскую экспертизу, обнаруженных на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
Согласно п. 1.2 муниципальных контрактов, работы, указанные в контрактах исполнитель выполняет собственным транспортом и собственными силами в соответствии с нормативной документацией.
Цена контракта (раздел 2) составляет: - по муниципальному контракту N 0163300043718000060-0127786-01 от 11.09.2018 - 600 000 руб.; - по муниципальному контракту N1 от 01.01.2019 - 95 000 руб.; - по муниципальному контракту N2 от 18.01.2019 - 95 000 руб.; - по муниципальному контракту N3 от 12.02.2019 - 95 000 руб.; - по муниципальному контракту N 4 от 05.03.2019 - 85 000 руб.; - по муниципальному контракту N5 от 19.03.2019 - 95 000 руб.; - по муниципальному контракту N6 от 16.04.2019 - 95 000 руб.; - по муниципальному контракту N 7 от 08.05.2019 - 95 000 руб.; - по муниципальному N 8 от 29.05.2019 - 95 000 руб.
Стоимость определена исходя из стоимости перевозки трупов - 5 000 руб. за единицу, с учётом обеззараживания трупа.
Пунктами 3.1 муниципальных контрактов стороны согласовали, что оплата производится по факту выполненных работ (ежемесячно), в течение 30-ти дней.
Согласно п. 3.2 муниципальных контрактов, оплате подлежат фактически выполненные исполнителем объемы работ, отраженные в актах приемки выполненных работ в соответствии с действующими нормативно-техническими документами (ТЕР, ФЭР, ЕНИР), и ценами за единицу работ.
Права и обязанности сторон согласованы в разделах 4, 5 муниципальных контрактов.
Разделом 7 муниципальных контрактов, стороны согласовали приемку работ.
Муниципальные контракты подписаны сторонами и скреплены фирменными печатями.
За спорный период, ответчиком - обществом с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" из СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат" вывезено 14 умерших граждан, из СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат" вывезено 7 умерших граждан, из СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением" вывезено 4 умерших гражданина. Стоимость работ составила 125 000 руб., в связи с чем сторонами подписаны акты выполненных работ, истцом произведена оплата работ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии с решением Смоленской районной Думы от 22.03.2016 N 27, утверждено Положение об организации перевозки в морг умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
В силу п.2 Положения, перевозка в морг умерших (погибших) граждан в случаях, если у них отсутствуют близкие родственники или родственники не имеют возможности осуществить перевозку, отсутствуют сведения о близких родственниках к моменту транспортировки (одинокие невостребованные граждане и неопознанные лица без определенного места жительства, трупы, обнаруженные в общественных местах), осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий перевозку трупов в морг за счёт средств местного бюджета муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, выбирается в рамках реализации ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 3 Положения, перевозка в морг умерших (погибших) граждан, непредусмотренная пунктом 2, осуществляется хозяйствующим субъектом на платной основе.
Таким образом, истец указывает, что граждане, умершие в учреждениях не относятся к категориям, установленным п. 2 Положения, т.к. перевозка в морг умерших в ОГБУЗ "Смоленское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", является расходным обязательством СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением", в связи с чем денежные средства в сумме 125 000 руб. получены ответчиком в отсутствие к тому оснований.
Разрешая заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Согласно пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
В соответствии со статьями 25, 29 Федерального закона от 12.01.2016 N 8-ФЗ и пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" (далее - Указ N 1001) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, а погребение умершего и оказание услуг по погребению, с учетом средств, выделенных органами местного самоуправления, специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного федерального закона в форме предприятий и учреждений. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления, а гарантированный перечень предоставляемых ею услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, установлен статьей 9 Федерального закона от 12.01.2016 N 8-ФЗ. Цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Исходя из вышеизложенного обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям и положения Федерального закона N 131-ФЗ не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
При этом, администрацией специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Смоленского района Смоленской области не создавалась.
В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Закон о погребении и похоронном деле, который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст. 1).
Пунктом 2 ст. 25 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов (ст. 29 Закона о погребении и похоронном деле).
В силу ч. 2 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Таким образом, исходя из положений Законов о погребении и похоронном деле и об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы только в форме муниципальных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ (в том числе межмуниципальных). При этом, правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям путем заключения договора на оказание услуг органы местного самоуправления не наделены, так как Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации не предоставляет им право делегировать сторонним организациям полномочия, которые отнесены законом к полномочиям организаций, создаваемых органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). То есть у органа местного самоуправления имеется обязанность исполнить соответствующие требования Закона о погребении и похоронном деле. Заключение договора с коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем и передача им функций специализированной службы не является исполнением требований ст.ст. 25, 29 Закона о погребении и похоронном деле, предполагающим создание специализированной службы в форме муниципального учреждения или предприятия.
Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона о погребении и похоронном деле финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
В целях выполнения Закона о погребении и похоронном деле издан Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", пунктом первым которого установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 названного Закона, и не имеют оснований для отказа в предоставлении данных услуг.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" предусмотрена обязанность, в том числе, и органов местного самоуправления, по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 Указа.
В ч. 3 ст. 9 Закона о погребении и похоронном деле также закреплено, что средства, потраченные специализированной службой на оказание ритуальных услуг, входящих в гарантированный перечень, возмещаются специализированной организации за счет соответствующих бюджетов. Оплата расходов по транспортировке трупов коммерческой организации нарушает права муниципального образования, так как средства бюджета, из которых специализированной службе возмещаются расходы на оказание гарантированного перечня услуг по погребению, поступают коммерческой организации, а не муниципальному учреждению или предприятию, что противоречит установленному законом порядку выделения бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела. Наделение в данном случае коммерческого предприятия полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела, противоречит действующему законодательству, нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также права неопределенного круга лиц, указанных в законе, на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Указанный правовой подход нашёл отражение в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А62-5458/2020.
При этом, в рамках спорных правоотношений оказаны услуги по транспортировке трупов умерших граждан, находившихся стационарно в СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением".
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, что по своим характеристикам умершие (погибшие) граждане подпадают по п.2 Положения об организации перевозки в морг умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, утв. решением Смоленской районной Думы от 22.03.2016 N 27, согласно которому, перевозка в морг умерших (погибших) граждан только в случаях, если у них отсутствуют близкие родственники или родственники не имеют возможности осуществить перевозку, отсутствуют сведения о близких родственниках к моменту транспортировки (одинокие невостребованные граждане и неопознанные лица без определенного места жительства, трупы, обнаруженные в общественных местах), осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области.
В силу пункта 6 части 3 статьи 80 Закона об охране здоровья при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании). Частью 7 статьи 35 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на оплату транспортных услуг.
Таким образом, за счет средств обязательного медицинского страхования подлежат оплате расходы на транспортные услуги, включенные в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
Согласно пункту 3 статьи 80 Закона об охране здоровья транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала осуществляется при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинскими организациями без взимания платы с граждан.
Исходя из вышеприведенных положений, в их совокупности следует, что государством гарантируется бесплатная транспортировка и хранение в морге трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях.
С учетом того, что обязанность по организации транспортировки трупов пациентов, умерших в интернатах в патолого-анатомические отделения законодательно отнесена на интернаты, суд области пришел к правильному выводу, что такие расходы должны финансироваться за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, поскольку медицинская помощь состоит из перечня медицинских услуг, включающего с себя транспортные услуги, диагностику заболеваний. В свою очередь составной частью диагностики заболеваний является паталого-анатомическое исследование. Расходование средств обязательного медицинского страхования на транспортировку тел умерших в морг должно производиться интернатами самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 980 Гражданского кодекса Российской Федерации, действия без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица в целях предотвращения вреда его личности или имуществу, исполнения его обязательства или в его иных непротивоправных интересах (действия в чужом интересе) должны совершаться исходя из очевидной выгоды или пользы и действительных или вероятных намерений заинтересованного лица и с необходимой по обстоятельствам дела заботливостью и осмотрительностью. Действия в чужом интересе, порождающие юридический результат, должны совершаться не по произвольному желанию любого лица, а лишь с соблюдением установленных законом требований. В ином случае они не получают признание закона и не влекут правовых последствий.
Согласно положениям статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Пунктом 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Суд правомерно отразил, что ответчиком не представлены в материалы дела доказательства получения распоряжений муниципального заказчика на осуществление транспортировки трупов граждан, умерших в СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением". При таких обстоятельствах, общество с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс", осуществляя транспортировку трупов умерших граждан, действовало в интересах СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", СОГБУ "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением".
Исполнение, совершённое обществом с ограниченной ответственностью "Смоленская мемориальная компания плюс" выходит за пределы заключённых контрактов с Администрацией муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области как в силу Положения об организации перевозки в морг умерших (погибших) граждан на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области, так и в силу федерального законодательства.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании 125 000 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны доводам, приводимым в суде первой инстанции, фактически сводятся к их повторению и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.08.2022 по делу N А62-9773/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9773/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МО "СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СМОЛЕНСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "СМОЛЕНСКАЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ПЛЮС"
Третье лицо: ОГБУ Смоленское "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением", Смоленское областное государственное автономное учреждение "Дрюцкий психоневрологический интернат", СОГБУ "Жуковский психоневрологический интернат с обособленным спецотделением", СОГБУ "Самолюбовский психоневрологический интернат", ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ, ОМВД России по Смоленскому району, СОГБУ "САМОЛЮБОВСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ"