г. Москва |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А40-85372/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной Религиозной организации русская Евангелическо-Реформатская церковь в городе Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2022 по делу N А40-85372/2022
по заявлению: Местной Религиозной организации русская Евангелическо-Реформатская церковь в городе Москве
к Департаменту городского имущества города Москвы,
третьи лица: 1) ГБУ Здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы", 2) Департамент культурного наследия города Москвы, 3) Департамент здравоохранения города Москвы,
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Чукина А.А. по доверенности от 29.07.2022; |
от заинтересованного лица: |
Караваева А.О. по доверенности от 05.09.2022; |
от третьих лиц: |
1. Антонян И.В. по доверенности от 10.11.2022, 2. не явился, извещен; 3. Штефан Д.И. по доверенности от 29.12.2021 |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 08.9.2022, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований Местной Религиозной организации русская Евангелическо-Реформатская церковь в городе Москве (заявитель, Религиозная организация) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (заинтересованное лицо, Департамент) в передаче государственного имущества от 04.10.2021 N ДГИ1-96538/21-1, отказано.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют: ГБУ здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы" (ГБУЗ "ПКБ N 1 ДЗМ"); Департамент культурного наследия города Москвы; Департамент здравоохранения города Москвы (далее - третьи лица).
Не согласившись с принятым судебным актом, Религиозная организация обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить.
Третье лицо - Департамент культурного наследия города Москвы явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Религиозной организации поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Представитель Департамента возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители третьих лиц поддержали позицию заявителя, просили решение суда отменить.
Законность решения Арбитражного суда города Москвы проверена Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 156, 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 07.09.2021 Заявитель обратился в Департамент с заявлением, в котором просил в установленном законом порядке прекратить право оперативного управления с ГБУ Здравоохранения г. Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения г. Москвы" на здание богадельни, расположенное по адресу: г. Москва, Армянский пер., д. 3-5, стр. 4 общей площадью 1.182,2 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0001032:1014, а также земельный участок общей площадью 557 кв.м., кадастровый номер: 77:01:0001032:44.
В направленном заявлении так же была изложена просьба передать указанное здание в собственность Заявителя с целью проведения в нем богослужений, а так же религиозной деятельности в соответствии с уставом.
Решением Департамента, оформленным письмом от 04.10.2021 N ДГИ-1-96538/21-1 в удовлетворении заявления было отказано.
Полагая, что представленный отказ в адрес заявителя является незаконным, не соответствующим нормам, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", Религиозная организация обратилась в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, исходил из недоказанности заявителем совокупности условий для признания решения Департамента незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи (ч. 3 ст. 5 Закона N 327-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 327-ФЗ установлено, что в течение месяца со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с ч. ч. 4 - 8 ст. 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных ст. 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа.
При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа.
Согласно ст. 8 Закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и (или) ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдаче".
Пунктом 2 данного постановления установлено, что документы, предусмотренные п. п. 1 - 9 перечня, прилагаются к заявлению религиозной организации о передаче в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 12 Закона N 327-ФЗ; копии документов, предусмотренные п. п. 1 и 3 Перечня, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов документов; документы, предусмотренные п. п. 5 - 7 и 9 Перечня, выдаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, в 90-дневный срок со дня поступления запроса религиозной организации об их выдаче в связи с необходимостью направления в орган, уполномоченный на принятие решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 327-ФЗ.
В случае если религиозной организацией при подаче заявления не представлены по собственной инициативе документы, указанные в п. п. 1 и 3 (за исключением копий Уставов), п. п. 5, 6, 8, 10 Перечня, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на передачу государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным ч. 3 ст. 5, ч. 1 ст. 12 Закона N 327-ФЗ, запрашивает эти документы (содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в иных государственных органах или органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами и в распоряжении которых такие документы находятся (п. 3 постановления N 325).
Судом установлено, что нежилое здание площадью 1136,4 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001032:1014 по адресу: г. Москва, пер. Армянский, д. 3-5, строен. 4 находится в собственности города Москвы (собственность N 77-77-11/013/2008-333 от 24.04.2008), является объектом культурного наследия регионального значения "Дома причта Армянской церкви Воздвижения Креста, 1781 г., архитектор Ю.М. Фельтен, XIX в.: Богадельня, 1842 г., 1892 г., 1930-е гг., архитектор В.А. Балашов" и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ Здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница N 1 им. Н. А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы" (оперативное управление N 77:01:0001032:1014-77/012/2017-2 от 21.06.2017).
Согласно архивной справке Департамента культурного наследия города Москвы от 18.01.2021 N 638/1 (д) здание богадельни при армянской церкви Воздвижения Креста было построено в 1842 году по проекту архитектора В.А. Балашова.
В указанной архивной справке не содержится информации о конфессиональной принадлежности религиозной организации к указанному объекту недвижимого имущества.
Согласно архивной справке Департамента культурного наследия города Москвы от 18.01.2021 N 639/1 (д) армянская церковь Воздвижения Креста была разобрана и не существует как объект религиозного назначения.
Вопросы передачи религиозным организациям государственного имущества рассматриваются Департаментом в соответствии с Федеральным законом N 327-ФЗ на основании комплекта документов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 "О перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи".
Одним из таких документов является согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества (п. 2 Перечня).
Между тем, в комплекте представленных религиозной организацией документов указанное согласие не представлено.
Установив, что в комплекте представленных религиозной организацией в Департамент указанное согласие не представлено, что заявителем и не опровергается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации объекта нежилого фонда по адресу: г. Москва, Армянский пер., д. 3-5, стр. 4, соответствует положениям Федерального закона N 327-ФЗ, не нарушает прав и законных интересов заявителя и обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.09.2022 по делу N А40- 85372/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85372/2022
Истец: МЕСТНАЯ РУССКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-РЕФОРМАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОРОДЕ МОСКВА
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 1 ИМ. Н. А. АЛЕКСЕЕВА ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ", Департамент здравоохранения г.Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ