г. Красноярск |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А69-3467/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" ноября 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Щекотуровой Я.С. (до и после перерыва), Маланчик Д.Г. (после перерыва 27.10.2022),
без участия лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "29" апреля 2022 года по делу N А69-3467/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (ИНН 1701033158, ОГРН 1021700510590, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Перинатальный центр Республики Тыва" (ИНН 1701026425, ОГРН 1021700514021, далее - ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ") о взыскании излишне перечисленного пособия по беременности и родам в размере 8220 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "29" апреля 2022 года по делу N А69-3467/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что максимальная продолжительность отпуска по беременности и родам при осложненных родах составляет 194 календарных дня. При этом в указанную установленную законодателем продолжительность отпуска о беременности и родам при осложненных родах уже включены дополнительные 16 календарных дней, следовательно, у ГБУЗ РТ "Перинатальный центр Республики Тыва" отсутствовали правовые основания для выдачи листка нетрудоспособности на дополнительные 16 календарных дней.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе, посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих уполномоченных представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 26.03.2021 N 07 Фондом в отношении ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ" проведена внеплановая проверка соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.
По результатам проведенной проверки 05.04.2021 составлен акт, в котором отражено, что листок нетрудоспособности на имя Сарыглар Н.А. N 910 000 032 364 за период с 30.01.2019 по 14.01.2019 выдан с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н. Сарыглар Н.А. был установлен следующий диагноз: 5 - срочные оперативные роды в 37 недель. ОАА. Дихориальная диамниотическая двойня. Чистоягодичное предлежание I плода. Отеки беременной. ГАГ II, риск 3. Осложненные острым дистрессом II плода на фоне хронической внутриутробной гипоксии. ХПН с НК I ст. Многоводие. Предлежание ручек II плода. Пациентке выдан листок нетрудоспособности с 30.01.2019 по 14.02.2019, однако оснований для выдачи медицинской организацией листка нетрудоспособности по беременности и родам дополнительно на 16 календарных дней при предоставлении женщине отпуска по беременности и родам в связи с многоплодной беременностью продолжительностью 194 дня не имелось.
Письмом от 26.02.2019 Фонд предложил ГУП "РОАБ" РТ (страхователю) в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в сумме 8220 руб. 80 коп.
Письмами от 06.04.2021, от 04.05.2021, от 07.07.2021 Фонд предлагал ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ" в добровольном порядке перечислись излишне выплаченную сумму пособия по беременности и родам в размере 8220 руб. 80 коп. (листок нетрудоспособности N 910 000 032 364).
Поскольку ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ" в добровольном порядке излишне выплаченную сумму пособия по беременности и родам не перечислило, Фонд обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ закреплено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по беременности и родам.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно абзацу 2 пункта 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н, действовавший в период беременности пациентки и при выдаче ей спорного листка нетрудоспособности), при многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности единовременно продолжительностью 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).
В случае, когда диагноз многоплодной беременности установлен в родах, листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 54 календарных дня медицинской организацией, где произошли роды (пункт 47 Порядка N 624н).
При осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды (пункт 48 Порядка N 624н).
Согласно Инструкции о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах, утвержденной Минздравом Российской Федерации 23.04.1997, к осложненным родам относятся, в том числе многоплодные роды.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ" пациентке Сарыглар Н.А. выдан листок нетрудоспособности N 910 000 032 364 за период с 30.01.2019 по 14.02.2019 (16 календарных дней) в связи с осложненными родами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом Фонда о том, что максимальная продолжительность отпуска по беременности и родам при осложненных родах составляет 194 календарных дня, а не 210 календарных дней. Выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на неверном толковании норм материального права.
Поскольку роды Сарыглар Н.А. многоплодные, ей должен быть предоставлен отпуск по беременности и родам общей продолжительностью 194 календарных дня. Из положений статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона N 255-ФЗ следует, что максимальный размер отпуска по беременности и родам не может превышать 194 календарных дня. Листок нетрудоспособности дополнительно на 16 дней должен выдаваться только в том случае, если изначально женщине был предоставлен отпуск после родов продолжительностью 70 дней, но роды оказались осложненными. Действующими нормативными правовыми актами многоплодные роды уже отнесены к осложненным, поэтому женщине сразу предоставляется отпуск после родов продолжительностью 110 дней. Возможность сложения отпуска по беременности и родам общей продолжительностью 194 дня при рождении двух и более детей и 16 дней отпуска, дополнительно предоставляемых женщинам в случае осложненных, но не многоплодных родов, не предусмотрена, поскольку законодательством уже учтена сложность родов при рождении нескольких детей.
Таким образом, медицинская организация не должна была выдавать второй листок нетрудоспособности дополнительно на 16 календарных дней. Такой листок не может быть признан выданным в установленном законом порядке, поэтому работодатель (страхователь) не должен на основании такого листка предоставлять женщине дополнительный послеродовый отпуск на 16 календарных дней и выплачивать пособие за этот период, а Фонд должен был отказать в возмещении пособия по беременности и родам за 16 календарных дней.
Вместе с тем, неверные выводы суда первой инстанции не привели к вынесению неправильного решения. Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления Фонда в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ фонд наделен правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Между тем данное обстоятельство не освобождает Фонд от обязанности доказывания причинно-следственной связи между противоправными действиями медицинского учреждения и возникновением у Фонда убытков.
Из положений статей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии ряда условий, в том числе наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
В силу части 1 статьи 2.2 Закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 2 Закона N 255-ФЗ Фонд обязан осуществлять назначение и выплату страхового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 3 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ Фонд наделен правом по осуществлению проверок полноты и достоверности представляемых застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты ему страхового обеспечения.
Следовательно, у Фонда имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия в момент принятия соответствующего решения о выплате пособия застрахованному лицу. Вместе с тем, Фонд самостоятельно осуществил выплату, несмотря на отсутствие для этого законных оснований, соответственно, ответственность за совершение указанного действия несет Фонд, оснований для возложения ответственности на ГБУЗ РТ "Перинатальный центр РТ" не имеется.
Таким образом, Фонд не доказал наличие причинно-следственной связи между фактической выплатой пособия и самим по себе фактом выдачи листка нетрудоспособности медицинской организацией с нарушением Порядка N 624н.
В Постановлении от 22.06.2017 N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в их интересах, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Следовательно, причинение вреда бюджету в связи с ненадлежащем исполнением соответствующим органом своих обязанностей (полномочий), не должно быть вменено иным субъектам, имея в виду прямую причину в наступлении такого вреда.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "29" апреля 2022 года по делу N А69-3467/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-3467/2021
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА"