г. Ессентуки |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А63-10889/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 18.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от заявителя - Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры - Самойленко Е.В. (по служебному удостоверению), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Арго" (ОГРН 1022601223050) - Акопджанова Д.Ю. (директор общества), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арго" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2022 по делу N А63-10889/2022,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2022, принятым по заявлению Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор (далее - заявитель, прокурор), общество с ограниченной ответственностью "Арго" (далее - общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 45 000 руб. Суд указал на соблюдение заявителем процедуры составления протокола об административном правонарушении и доказанность вменяемого обществу административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения. Общество не осуществляет сбор отходов и оно не обязано оформлять лицензию на осуществление деятельности по сбору отходов.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию от 07.04.2016 N Д 26 00097-П на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности; место осуществления лицензируемого вида деятельности: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Заводская, N2-2, Полигон N1, Ставропольский край, Предгорный район, 9-й км Боргустанское шоссе, полигон ТБО; Полигон N2, Ставропольский край, Минераловодский район, 2700 м севернее канала Широкий, в 12 км севернее г. Минеральные воды, в границах АКХ "Первомайский", полигон ТБО. Информация об эксплуатируемом объекте размещения отходов - полигоне ТБО включена в Государственный реестр объектов размещения отходов за номером 67-00002-З-00479-010814.
В лицензии от 07.04.2016 N Д 26 00097-П перечислены виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых в составе лицензируемого вида деятельности), в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ:
- обезвреживание отходов I класса опасности;
- обезвреживание отходов II класса опасности;
- обезвреживание отходов IV класса опасности;
- размещение отходов I класса опасности;
- размещение отходов II класса опасности;
- размещение отходов IV класса опасности.
В приложении к лицензии от 07.04.2016 N Д 26 00097-П, которое является неотъемлемой ее частью, установлен перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять виды работ в составе лицензируемого вида деятельности, а именно:
1. обезвреживание и размещение отходов 1 класса опасности:
- "лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие
потребительские свойства";
2. обезвреживание и размещение отходов 3 класса опасности:
- "отходы минеральных масел моторных";
- "отходы синтетических и полу синтетических масел моторных";
- "отходы минеральных масел трансмиссионных";
- "аккумуляторы свинцовые, отработанные в сборе, без электролита";
- "шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов";
- "всплывающие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений";
3. обезвреживание и размещение отходов 4 класса опасности:
- "шины пневматические автомобильные отработанные";
- "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)";
- "отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)";
- "обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%)";
- "отходы бумаги и картона, содержащие отходы фотобумаги";
- "мусор от сноса и разборки зданий несортированный";
- "песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов менее 15%)".
Прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации обществом полигонов ТКО N 1, расположенном по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, 9-й км Боргустанское шоссе, полигон ТБО, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11970 и N 2, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, 2700 м севернее канала Широкий, в 12 км севернее г. Минеральные Воды, в границах АКХ "Первомайский", в границах земельного участка с кадастровым номером 26:23:080210:248, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:29:000000:11970.
В ходе проверки обществом в прокуратуру представлен журнал учета в области обращения с отходами за январь - май 2022 года, согласно которому ООО "Арго" в период с 01.01.2022 - 31.05.2022, от сторонних лиц принято в целях дальнейшего размещения 1255,397 тонн отхода 4 класса опасности: "Мусор от сноса и разборки зданий несортированный" код ФККО 7 33 100 01 72 4, который в полном объеме размещен на эксплуатируемых Полигоне ТКО N 1, расположенном по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, 9-й км. Боргустанского шоссе, полигон ТБО, а также на полигоне ТКО N 2, расположенном по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, 2700 м севернее канала Широкий, в 12 км севернее г. Минеральные Воды, в границах КХ "Первомайский".
Ссылаясь на осуществление обществом деятельности (сбор) по обращению с отходами, не предусмотренными имеющейся у него лицензией от 07.04.2016 N Д 26 00097-П, прокурор 23.06.2022 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции не учел следующего.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществлялось должностным лицом управления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1, частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.
Объективную сторону оставляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности за предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ административное правонарушение подлежит установлению факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.07.2015) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежала лицензированию.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ) в пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ внесены изменения, согласно которым подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Из содержания названной нормы следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной.
Согласно пункту 5.26 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Пункт 5.30 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" устанавливает, что размещение отходов - деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.
Таким образом, из буквального толкования статьи 1 Закона N 89-ФЗ и пункта 5.26 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" следует, что сбор отходов, то есть их прием от физических лиц и юридических лиц, осуществляется в местах образования отходов. При этом деятельность по размещению отходов может осуществляться только в специализированных объектах или хранилищах.
Из протокола об административном правонарушении следует, что основанием для вывода о совершении обществом административного правонарушения явились данные учета отходов, принятых обществом на полигон ТБО за период январь-май 2022, справкой общества о приеме отходов. В указанных данных отражены объемы отходов, принятых на полигон для размещения, о наименования лиц, от которых они приняты и номерах и датах договора на прием отходов.
Вместе с тем, при рассмотрении дела по существу общество указало, что не осуществляет сбор отходов из мест их образования (от собственников отходов) и транспортировку на полигон ТБО. Сбор и транспортировку ТКО специализированным транспортом на полигон осуществляют предприятия района, производящие прием ТКО в бункеры и контейнеры от физических и юридических лиц, а общество размещает отходы на полигоне. Указанные доводы административным органом не опровергнуты.
Доказательств того, что именно общество осуществляет сбор отходов из мест их образования, в материалы дела не представлено. В данном случае, общество фактически осуществляет предпринимательскую деятельность по размещению отходов, которые поступают от организации, предпринимательская деятельность которой непосредственно связанна именно со сбором и последующей транспортировкой отходов.
Согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности административным органом факта осуществления обществом деятельности по сбору отходов у физических и юридических лиц в местах их образования. Факт приема отходов от указанных лиц не полигоне, равно как и наличие соответствующих договоров с ними, сами по себе не свидетельствуют о том, что непосредственно обществом осуществляется и сбор отходов в местах их образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Общества не доказано событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), а в удовлетворении заявления прокурора следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.09.2022 по делу N А63-10889/2022 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10889/2022
Истец: СТАВРОПОЛЬСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчик: ООО "АРГО"