г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А26-3614/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Изотовой С.В., Слобожаниной В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: Ким Г.Е., на основании доверенности от 27.05.2022;
от заинтересованных лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30833/2022) Федерального бюджетного учреждения "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2022 по делу N А26-3614/2022 (судья Таратунин Р.Б.), принятое по заявлению
заявитель: Федеральное агентство лесного хозяйства (адрес: Россия, 113184, город Москва, Пятницкая улица, 59/19, ОГРН: 1047796366298, Дата присвоения ОГРН: 24.05.2004, ИНН: 7705598840)
заинтересованные лица: 1. Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" (адрес: Россия, 186350, Республика Карелия, Медвежьегорский район, город Медвежьегорск, улица Дзержинского, 26, ОГРН: 1021001009886, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2002, ИНН: 1013000200); 2. Администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" (адрес: Россия, 186352, Республика Карелия, Медвежьегорский район, город Медвежьегорск, улица Кирова, 7, ОГРН: 1021001011734, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: 1013005590)
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" (далее - Администрация) от 27.10.2010 N 2520 в части предоставления Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей" (далее - Учреждение) в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0080807:106, 10:13:0080806:6, 10:13:0070703:16, 10:13:0070702:6, 10:13:0070707:55 и 10:13:0070706:454, и об исключении из Единого государственного реестра недвижимости записей о правообладателе - Учреждении и государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования в отношении данных земельных участков.
Решением суда от 23.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, считая решение незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, полагая, что при рассмотрении настоящего спора не установлено несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту, равно как и нарушений оспариваемым актом законных интересов заявителя в предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель Агентства просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель Учреждения, равно как и Администрации, не явился, Учреждение направило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в марте 2022 года из материалов арбитражного дела N А26-3470/2021 Агентству стало известно, что 27.10.2010 Администрацией вынесено постановление N 2520, которым Федеральному государственному учреждению "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (ныне Учреждение) были переданы в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки общей площадью 1359168 кв. м, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0080807:106, 10:13:0080806:6, 10:13:0070703:16, 10:13:0070702:6, 10:13:0070707:55 и 10:13:0070706:454 (строки 2, 3, 18, 25, 34 и 41 постановления N 2520), относящиеся к землям лесного фонда и находящиеся в собственности Российской Федерации.
Материалами дела также подтверждается, что на основании данного постановления в декабре 2010 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о регистрации за Учреждением права постоянного (бессрочного) пользования в отношении указанных лесных участков за номерами N 10-10-05/019/2010-519, N 10-10-05/019/2010-517, N 10-10-05/019/2010-286, N 10-10-05/019/2010-523, N 10-10-05/019/2010-521 и N 10-10-05/019/2010-437.
В то же время, как указало Агентство, при вынесении вышеназванного постановления в части соответствующих лесных участков Администрация превысила свои полномочия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия у Администрации полномочий по распоряжению спорными земельными участками.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Так, в рамках дела N А26-3470/2021 арбитражным судом рассматривается иск ФБУ "Администрация "Беломорканал" к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия и акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" о признании частично недействительным договора аренды лесного участка от 24.04.2020 N 181-з, в предмет которого входит один из вышеуказанных лесных участков.
Агентство было привлечено судом к участию в деле N А26-3470/2021 определением от 24.03.2022.
Заявление об оспаривании постановления N 2520 поступило в суд 17.05.2022, то есть в течение трехмесячного срока.
При этом постановлением Администрации от 27.01.2022 N 46 оспариваемое постановление в части строк 2, 3, 18, 25, 34 и 41 отменено.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Таким образом, поскольку в результате реализации оспариваемого постановления заявитель утратил имущественные права и в настоящее время эти права в отношении вышеуказанных лесных участков не восстановлены, суд верно дал правовую оценку постановлению N 2520 в обжалуемой части.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) (в том числе в редакции, действовавшей в период принятия постановления Администрации от 27.10.2010 N 520) закреплена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
На территории Республики Карелия таким уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее -Министерство).
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 ЛК РФ).
Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Исходя из положений статьи 12 ЛК РФ именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов.
Виды использования лесных участков определены статьей 25 ЛК РФ.
Вопросы предоставления лесных участков в целях их использования урегулированы ЛК РФ.
Вопросы предоставления земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование урегулированы частью 5 статьи 71 ЛК РФ: предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
В соответствии со статьей 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. В данном случае речь идет о землях лесного фонда, следовательно, в соответствии с полномочиями в области лесных отношений в части предоставления земель лесного фонда (статья 83 ЛК РФ) таким уполномоченным лицом является Министерство.
Статьей 84 ЛК РФ (в том числе в редакции, действовавшей в период принятия постановления Администрации от 27.10.2010 N 2520) определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункты 1 и 2 статьи 209 ГК РФ).
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ (пункты 1 и 3 статьи 214 ГК РФ).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Администрацией не доказано наличие у неё полномочий по распоряжению принадлежащими Российской Федерации земельными участками с кадастровыми номерами N 10-10-05/019/2010-519, N 10-10-05/019/2010-517, N 10-10-05/019/2010-286, N 10-10-05/019/2010-523, N 10-10-05/019/2010-521 и N 10-10-05/019/2010-437, а потому правомерно удовлетворил требования Агентства, так как постановления последней в соответствующей части принято с нарушением положений вышеназванных норм.
Довод подателя жалобы о том, что Агентство является ненадлежащим истцом по настоящему делу, также несостоятелен ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ к категориям земель в Российской Федерации по целевому назначению относятся земли лесного фонда.
Частью 2 статьи 9 ЗК РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 2 статьи 101 ЗК РФ порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается ЗК РФ и лесным законодательством.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован в главах 6-9 ЛК РФ и предусматривает, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 84 ЛК РФ).
Представителем имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Таким органом как раз и является Агентство в соответствии с пунктом 5.20(3) Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736.
Соответственно Правительство Российской Федерации определило федеральный орган власти в лице Агентства, в полномочия которого включена, в том числе судебная защита прав и законных интересов РФ в области лесных отношений.
Земли лесного фонда в силу закона являются федеральной собственностью (статья 8 ЛК РФ), соответственно федеральный орган власти и осуществляет защиту федеральной собственности.
В свою очередь в соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочия по предоставлению земель лесного фонда Российская Федерация передала на региональный уровень.
Так, в соответствие с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-п, Министерство предоставляет в пользование лесные участки, в том числе на праве постоянного бессрочного пользования (подпункт 7 пункта 9 Положения).
Приказом Минприроды России от 25.10.2016 N 558 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Учитывая изложенное, довод апеллянта о том, что Агентство является ненадлежащим истцом, противоречит действующему законодательству.
Несостоятелен и довод подателя жалобы о том, что постановление Администрации не подлежало отмене поскольку не нарушало прав Агентства в предпринимательской деятельности, поскольку оно однозначно нарушало права и законные интересы Агентства в иной экономической деятельности, что также является достаточным основанием для его оспаривания (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, при вынесении решения от 23.08.2022 судом первой инстанции также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Учреждения и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на Учреждение.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2022 по делу N А26-3614/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
С. В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3614/2022
Истец: Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕДВЕЖЬЕГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН", Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей"