г. Саратов |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А57-3985/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "город Саратов", Комитета по финансам Администрации муниципального образования "город Саратов", Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "Город Саратов", муниципального унитарного предприятия "Саргорсвет", Комитета по управлению имуществом города Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2022 года по делу N А57-3985/2022
по заявлениям муниципального унитарного предприятия "Саргорсвет" (ОГРН 1026403357980, ИНН 6454003660, 410056, г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 40), Администрации муниципального образования "город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78), Комитета по финансам Администрации муниципального образования "город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344, 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78), Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1046405512229, ИНН 6452093964, 410012, г. Саратов, ул. им. А.М. Горького, д. 48), Комитета по управлению имуществом города Саратова (ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860, 410012, г. Саратов, Театральная пл., д. 7)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580, 410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81)
о признании недействительным решения,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Геометрия озеленения" (ОГРН 1196451011558, ИНН 6453160028, 410007, г. Саратов, ул. им. Блинова, д. 35, кв. 375), общество с ограниченной ответственностью "Магнето" (ОГРН 1196451007125, ИНН 6452137724, 410012, г. Саратов, ул. Краевая, д. 81, литер В, офис 31), муниципальное бюджетное учреждение "Служба Благоустройства города" (ОГРН 1146454002364, ИНН 6454141356, 410053, г. Саратов, ул. Каляевская, д. 20 А), индивидуальный предприниматель Синицын Р.Д. (г. Саратов), общество с ограниченной ответственностью "Плиткин двор" (ОГРН 1136439000389, ИНН 6439081159, 413857, Саратовская область, г. Балаково, ул. Ленина, д. 117),
при участии в судебном заседании: представителя Комитета по управлению имуществом города Саратова - Погребняк И.С., действующей на основании доверенности от 06.09.2021 N 18-05/18513, представлен диплом о высшем юридическом образовании, представителя Муниципального унитарного предприятия "Саргорсвет" - Никитиной Е.С., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 N 2, представлен диплом о высшем юридическом образовании, представителей Комитета по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - Шафеевой О.И., действующей на основании доверенности от 23.12.2021 N 04-02/1650, представлен диплом о высшем юридическом образовании, Гуреевой Е.В., действующей на основании доверенности от 06.07.2022 N 04-02/1119, представлен диплом о высшем юридическом образовании, представителя Администрации муниципального образования "город Саратов" - Пасечного С.С., действующего на основании доверенности от 22.06.2022 N 01-08/103, представлен диплом о высшем юридическом образовании, представителя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" - Салаховой О.В., действующей на основании доверенности от 14.04.2022 N 02-04/19, представлен диплом о высшем юридическом образовании, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Авдеевой К.Ю., действующей на основании доверенности от 10.01.2022 N 4, представлен диплом о высшем юридическом образовании, иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет" (далее - МУП "Саргорствет", предприятие, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы России по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021.
Определением суда первой инстанции от 15 марта 2022 года заявление МУП "Саргорствет" принято, возбуждено производство по делу N А57-3985/2022.
Администрация муниципального образования "город Саратов" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Саратовского УФАС России от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021.
Определением суда первой инстанции от 17 марта 2022 года заявление Комитета по финансам принято, возбуждено производство по делу N А57-4164/2022.
Комитет по финансам Администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - Комитет по финансам) обратился в суд первой инстанции с заявлением о признании недействительным решения Саратовского УФАС России от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021.
Определением суда первой инстанции от 18 марта 2022 года заявление Комитета по финансам принято, возбуждено производство по делу N А57-4354/2022.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет ДХБ и Т) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Саратовского УФАС России от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021.
Определением суда первой инстанции от 28 марта 2022 года заявление Комитета ДХБ и Т принято, возбуждено производство по делу N А57-5221/2022.
Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет по управлению имуществом) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Саратовского УФАС России от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021.
Определением суда первой инстанции от 30 марта 2022 года заявление Комитета ДХБ и Т принято, возбуждено производство по делу N А57-3673/2022.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 25 апреля 2022 года дела N А57-3985/2022, N А57-4164/2022, N А57-4354/2022, N А57-5221/2022, N А57-3673/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А57-3985/2022.
Решением суда первой инстанции от 05 августа 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "Саргорствет", Администрация, Комитет по финансам, Комитет ДХБ и Т, Комитет по управлению имуществом не согласились с принятым судебным актом и обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Саратовское УФАС России в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.10.2022.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Саратовским УФАС России проведена плановая выездная проверки в отношении Комитета ДХБ и Т по вопросу соблюдения требований статей 15, 16, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
В ходе проверки антимонопольным органом установлено, что распоряжением Комитета по управлению имуществом от 18.12.2020 N 1500-р за МУП "Саргорсвет" закреплен объект муниципальной собственности - сквер им. Гагарина Ю.А. в Заводском районе г. Саратова.
Согласно приложению к указанному распоряжению за МУП "Саргорсвет" на праве хозяйственного ведения закреплено следующее имущество: сквер им. Гагарина Ю.А. (площадь земельных зон 58 555 кв.м, площадь дорожек 8 200 кв.м), металлическое ограждение сквера, скульптурный бюст Ю.А. Гагарина, игровое оборудование (песочный дворик, качалки на пружинах, карусели, качели, машины, детский игровой комплекс), урны в сквере (52 шт.), урна (55 шт.), скамейка (52 шт.), детский игровой комплекс, карусель, качалка двухместная, качели на деревянных стойках, скамейка детская.
25 декабря 2020 года Администрацией принято постановление N 2671 "О предоставлении субсидии на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.", которым утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.
25 декабря 2020 года между Комитетом ДХБ и Т и МУП "Саргорсвет" заключено соглашение N 012/2020 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Город Саратов" субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю. А.
Предметом соглашения является предоставление в 2020 году из бюджета муниципального образования "Город Саратов" получателю субсидии на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина по кодам классификации расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов": код ГРБС 147, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 062F255550, вид расходов 811, в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Город Саратов" на 2018-2024 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.03.2018 N 623.
Размер субсидии согласно пункту 2.1 соглашения составляет 38,7 млн руб.
В расчете расходов на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. за декабрь 2020 года указаны следующие виды работ, услуг: разработка грунта, планировка участка механизированным способ (услуги спецтехники: для перевозки земли растительной (8070 кв.м) от площадки по адресу: г. ул. Новоузенская, 212; разработка грунта; для планировки участка механизированным способом), поставки земли растительной, устройство наружного освещения, озеленение, устройство объектов благоустройства (поставка и монтаж малых архитектурных форм).
В качестве договоров, первичных документов, подтверждающих факт возникновения затрат МУП "Саргорствет" указало договор возмездного оказания услуг от 18.12.2020 N 153, акт N 00БГ-000158 от 25.12.2020, договор поставки от 18.12.2020 N 14, УПД от 25.12.2020 N 126, ведомость затрат от 25.12.2020, локальный сметный расчет, договор на выполнение ландшафтных работ N 095 от 24.12.2020" акт о приемке выполненных работ N1 от 25.12.2020, товарную накладную N 108 от 25.12.2020, договор подряда N 120 от 24.12.2020, товарную накладную N 149 от 25.12.2020, договор подряда N 115 от 24.12.2020, товарную накладную N 173 от 25.12.2020.
Согласно платежному поручению N 814010 от 28.12.2020 по соглашению МУП "Саргорсвет" оплачено 38,7 млн. руб.
Из представленных Комитетом ДХБ и Т материалов УФАС установлено, что в целях исполнения работ по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. между МУП "Саргорствет" и ИП Синицыным Р.Д. заключен договор подряда от 24.12.2020 N 115 на поставку и монтаж малых архитектурных форм на сумму 3,3 млн. рублей. Срок исполнения договора до 25.12.2020.
Груз получен 25.12.2020.
Из уведомления ИП Синицына Р.Д. в адрес МУП "Саргорсвет" от 25.12.2020 УФАС установлено, что индивидуальный предприниматель считает нецелесообразным производить работы по монтажу в связи с низкими температурами и осадками, предлагает произвести работы в весенний период.
Платежным поручением N 1335 от 29.12.2020 ИП Синицыну Р.Д. оплачено 2,7 млн. руб.
Между МУП "Саргорствет" и ООО "Плиткин двор" заключен договор подряда от 24.12.2020 N 120 на поставку и монтаж малых архитектурных форм на сумму 5,8 млн рублей.
Из уведомления ООО "Плиткин двор" УФАС установлено, что в связи с аномальными погодными условиями общество считает нецелесообразным установку оборудования и предлагает провести установку в весенний период.
Из письма ООО "Плиткин двор" (исх. N 31 от 19.07.2021) следует, что в 2020 году ООО "Плиткин двор" работы по монтажу не производило, денежные средства за монтаж поставленного оборудования от МУЛ "Саргорствет" не получало.
Платежным поручением N 1334 от 29.12.2020 ООО "Плиткин двор" оплачено 4,6 млн рублей.
Между МУП "Саргорствет" и ООО "Магнето" заключен договор от 18.12.2020 N 14 на поставку товара: "земля растительная (механизированная заготовка)" на сумму 4 млн рублей.
Платежными поручениями от 29.12.2020 N 1325, от 29.12.2020 N 1332, от 29.12,2020 N 1350, от 29.12.2020 N 1351 ООО "Магнето" оплачено 4,14 млн рублей.
Между МУП "Саргорствет" и МБУ "Служба благоустройства города" заключен договор от 18.12.2020 N 153 на оказание услуг спецтехники на сумму 3,8 млн рублей.
Платежным поручением от 29.12.2020 N 1329 МБУ "Служба благоустройства города" оплачено 3,6 млн рублей.
Между МУП "Саргорствет" и ООО "Геометрия озеленения" заключен договор от 24,12.2020 N 095 на выполнение ландшафтных работ на сумму 6,5 млн рублей.
Согласно представленной Комитетом ДХБ и Т товарной накладной N 108 от 25.12.2020 ООО "Геометрия озеленения" поставлены объекты озеленения: туи, сосны, можжевельник, ели, липы, клен. Согласно акту о приемке выполненных работ от 25.12.2020 была осуществлена посадка деревьев и кустарников.
При этом, Комитетом ДХБ и Т представлено письмо ООО "Геометрия озеленения", согласно которому общество предлагает произвести высадку посадочного материала весной ввиду продолжительных низких температур.
Платежным поручением от 29.12.2020 N 1333 ООО "Геометрия озеленения" оплачено 5,4 млн рублей.
Относительно представленных МУП "Саргорсвет" ведомости затрат от 25.12.2020, локального сметного расчета УФАС установлено, что акт выполненных работ по устройству наружного освещения не представлен. В связи с чем, работы по устройству освещения в сквере на момент предоставления субсидии, а именно в декабре 2020 года, выполнены не были, данные затраты МУП "Саргорсвет" не понесены.
06 апреля 2021 года Администрацией принято постановление N 755 "О предоставлении субсидии на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.".
Указанным постановлением утверждено аналогичное Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.
18 июня 2021 года между Комитетом ДХБ и Т и МУП "Саргорсвет" заключено соглашение N 011/2021 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Город Саратов" субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина КХА. на сумму 15 271 497 руб.
Дополнительным соглашением N 2 от 23.08.2021 размер субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. увеличен до 43 470 672,19 руб.
Основываясь на установленных в ходе проверки обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к выводу, что работы по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. являются муниципальной нуждой, поскольку относятся к вопросам значения городского округа и потребность в данных работах возникает у муниципального образования в связи с исполнением органом местного самоуправления обязанности по разрешению указанных вопросов, финансирование данных работ в рассматриваемой ситуации осуществляется за счет средств местного бюджета путем предоставления субсидий, что не соотносится с основными принципами и целями Закона о контрактной системе, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.
Решением Саратовского УФАС России от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021 Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", МУП "Саргорсвет" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
МУП "Саргорствет", Администрация, Комитет по финансам, Комитет ДХБ и Т, Комитет по управлению имуществом, полагая, что решение Управления от 22.12.2021 N 064/01/16-681/2021 является незаконным, нарушает их права и охраняемые законом интересы, обратились с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что уполномоченными органами ограничен доступ хозяйствующих субъектов к выполнению работ по благоустройству сквера им. Гагарина, тем самым обеспечив МУП "Саргорсвет" необоснованно выгодные условия ведения предпринимательской деятельности, что не соответствует целям антимонопольного законодательства и приводит к нарушению пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков определяет Закон о защите конкуренции (статья 1).
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. О наличии соглашения может свидетельствовать совокупность установленных антимонопольным органом обстоятельств, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, и иных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи.
Для признания органа публичной власти или хозяйствующего субъекта нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить, какое соглашение заключено, либо какие действия совершены и являлись ли они согласованными, привели ли или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из оспариваемого решения следует, что основанием для признания факта нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции послужил вывод антимонопольного органа о заключении соглашения между органами местного самоуправления - Администрацией муниципального образования "Город Саратов", Комитетом по управлению имуществом города Саратова, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" и хозяйствующим субъектом - МУП "Саргорсвет", приводящего к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.
Согласно пункту 20 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Как следует из материалов дела, Законом Саратовской области от 26.11.2019 N 130-ЗСО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ формирования современной городской среды (межбюджетные трансферты субсидии в размере 747003,6 тыс. рублей). Вид расходов - 520.
Законом Саратовской области от 26.11.2019 N 130-ЗСО в редакции от 23.12.2020 сумма расходов на данные цели установлена в размере 785779,1 тыс. рублей.
В Приложении 1 к решению Саратовской городской Думы от 06.12.2019 N 59-461 (ред. от 24.12.2020) "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" среди поступлений доходов отражены субсидии бюджетам городских округов на реализацию программ формирования современной городской среды на 2020 год в размере 362720,0 тыс. рублей.
Согласно Приложению 6 к решению Саратовской городской Думы от 06.12.2019 N 59-461 "Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на реализацию программ формирования современной городской среды предусмотрены субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в размере 38775,5 тыс. рублей. Вид расходов - 810.
Судом установлено, что 25.12.2020 Администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление N 2671 "О предоставлении субсидии на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.".
Указанным постановлением утверждено Положение о предоставлении субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения, цели предоставления субсидий - субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Саратов" в рамках реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды муниципального образования "Город Саратов" на 2018 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30 марта 2018 года N 623.
Из формы расчета размера на возмещение затрат на выполнение работ следует, что претенденту на получение субсидии надлежит указать номер и дату договора, первичного документа, подтверждающего факт понесенных затрат.
Субсидия предоставляется получателю субсидии в размере фактически понесенных затрат на выполнение работ (оказание услуг) по благоустройству сквера им. Гагарина ЮЛ. (пункт 2.5 Положения).
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Таким образом, реализация мероприятий по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А. должна осуществляться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательстве о контрактной системе в сфере закупок.
Однако конкурентные процедуры проведены не были.
Судами установлено, что распоряжением Комитета по управлению имуществом от 18.12.2020 N 1500-р за МУП "Саргорсвет" закреплен объект муниципальной собственности - сквер им. Гагарина Ю.А. в Заводском районе г. Саратова.
25 декабря 2020 Администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято постановление N 2671 "О предоставлении субсидии на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.".
25 декабря 2020 между Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" и МУП "Саргорсвет" заключено соглашение N 012/2020 о предоставлении из бюджета муниципального образования "Город Саратов" субсидий на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю. А.
Как верно указал суд, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку.
При этом в подтверждение факта наличия антиконкурентного соглашения антимонопольный орган обоснованно учтены следующие обстоятельства.
Саратовское УФАС России указывает, что действия Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом г.Саратова, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", МУП "Саргорсвет" не были самостоятельными или случайными, а являлись следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынки по поставке и монтажу малых архитектурных форм, поставке земли растительной, оказанию услуг спецтехники, выполнение ландшафтных работ, устройству наружного освещения.
Антимонопольный указывает на короткий промежуток времени, в течение которого реализовано антиконкурентное соглашение.
25 декабря 2020 был принят акт о предоставлении субсидии, в тот же день подписано соглашение о выделении денежных средств.
При этом, МУП "Саргорсвет" заведомо были заключены договоры с исполнителями услуг, как если бы ему было достоверно известно о том, что эти работы будут позже оплачены из бюджета.
Незадолго до выделения денежных средств, а именно за неделю, Комитет по управлению имуществом г. Саратова выносит распоряжение о передаче сквера в хозяйственное ведение МУП "Саргорсвет".
Как обоснованно указывает антимонопольный орган, указанные действия свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления и предприятия единой цели и единой стратегии поведения, которая направлена на финансирование работ по благоустройству через предприятие путем предоставления субсидии, без проведения конкуретных закупок.
За один день с момента принятия акта о выделении субсидии до заключения соглашения иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности принять решение о проведении работ в сквере и позднее получить субсидию, равно как и не имеют представления о возможности проводить какие-либо работы в отношении муниципального имущества, поскольку муниципальный заказ в соответствие с требованиями законодательства не размещался.
На основании изложенного, вывод суда о том, что уполномоченными органами ограничен доступ хозяйствующих субъектов к выполнению работ по благоустройству сквера им. Гагарина, тем самым обеспечив МУП "Саргорсвет" необоснованно выгодные условия ведения предпринимательской деятельности, что не соответствует целям антимонопольного законодательства и приводит к нарушению пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, является обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Комитет по управлению имуществом г.Саратова в рамках предоставленных ему полномочий вынес распоряжение о передаче сквера в хозяйственное ведение МУП "Саргорсвет" и 25 декабря 2020 Администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято правомерное постановление N 2671 "О предоставлении субсидии на возмещение затрат по благоустройству сквера им. Гагарина Ю.А.", был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о согласованных действиях участников соглашения, в том числе единообразное и синхронное поведение участников, которые привели к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к выполнению работ за бюджетные деньги для муниципальных нужд по благоустройству сквера им. Гагарина.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
При подаче апелляционной жалобы МУП "Саргорсвет" по платёжному поручению от 30.08.2022 N 1016 уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", размер государственной пошлины, подлежащей оплате предприятием по настоящему делу, составляет 1 500 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере в размере 1500 руб. подлежит возврату МУП "Саргорсвет" из федерального бюджета как излишне уплаченная.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2022 года по делу N А57-3985/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Саргорсвет" (ОГРН 1026403357980, ИНН 6454003660) из федерального бюджета излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., перечисленную по платёжному поручению от 30.08.2022 N 1016. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.