г. Ессентуки |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А20-496/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании: от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино - Балкарской Республики - Журтовой М.А. (по доверенности), от общества с ограниченной ответственностью Фирма "СЭМ" - Куважуковой О.И. (по доверенности), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики и общества с ограниченной ответственностью Фирма "СЭМ" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2022 по делу N А20-496/2022,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино - Балкарской Республики (далее - фонд, ТФОМС) обратился в суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Фирма "СЭМ" (далее - общество, ООО Фирма "СЭМ") 2 719 318 руб. 49 коп. средств обязательного медицинского страхования, израсходованных не по целевому назначению, 271 931 руб. 84 коп. штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования и 7 704 руб. 74 коп. пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Общество обратилось со встречным заявлением к фонду об оспаривании акта комплексной выездной проверки и требования о возврате денежных сумм в бюджет фонда от 27.12.2021.
Решением суда от 04.08.2022 требования удовлетворены частично. С общества в бюджет фонда взыскано 697 941 руб. средств обязательного медицинского страхования, 69 794 руб. штрафа и 1 977 руб. пени. В удовлетворении остальной части требований фонда отказано. Производство по заявлению общества об оспаривании акта проверки прекращено. Требование от 27.12.2021 признано недействительным в части обязания общества возвратить в бюджет фонда 2 021 377 руб. 49 коп. уплатить 202 137 руб. штрафа и соответствующих пеней. В удовлетворении заявления общества в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, фонд и общество обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Фонд в апелляционной жалобе просит изменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым требования фонда к обществу удовлетворить в полном объеме. Фонд считает расходы общества по арендным платежам в размере 1 685 306 рублей 56 копеек по договорам аренды от 16.04.2019 и от 13.04.2020 (помещения N N 15-16 первого этажа здания в лечебном корпусе-реанимации, общей площадью 39,5 кв.м, по адресу: г.Нальчик, микрорайон "Дубки", Больничный городок), от 19.09.2019 и от 26.06.2020 (помещения первого этажа здания ГБУЗ "ГКБ N 1" по адресу: г.Нальчик, ул.Головко, 7) нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Апеллянт ссылает на то, что помещения обществу передавались в аренду на основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики от 19.09.2019 N 552, от 26.06.2020 N 327, от 16.04.2019 N 222 в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Также Фонд считает, что расходы по расчётам с бюджетом по оплате налога на добавленную стоимость, которые общество оплатило как налоговый агент по аренде государственных помещений по договорам аренды от 16.04.2019 и от 13.04.2020 г(помещения NN 15-16 первого этажа здания в лечебном корпусе-реанимации, общей площадью 39,5 кв.м, по адресу: г.Нальчик, микрорайон "Дубки", Больничный городок), от 19.09.2019 и от 26.06.2020 (помещения первого этажа здания ГБУЗ "ГКБ N 1" по адресу: г.Нальчик, ул.Головко, 7) в сумме 336 070 рублей 93 копеек следовало производить за счёт средств, полученных от оказания платных услуг.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда в части частичного удовлетворения требований фонда и в части частичного отказа в удовлетворении встречных требований общества отменить, принять новый судебный акт, которым в требований фонда отказать в полном объёме, удовлетворив встречные требования общества. Апеллянт полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования фонда о возврате обществом денежных средств в сумме 697 941 рубль, полученных по договорам на оказание и оплату по ОМС, не учёл, что оказанная медицинская помощь на эту сумму будет не оплачена. Заявитель жалобы полагает, что суду надлежало установить какая именно медицинская услуга, оказанная конкретному человеку, не подлежит оплате с указанием причины неоплаты. Поскольку фактов незаконного получения обществом денежных средств по оплате договоров ОМС судом не установлено, апеллянт считает, что требования фонда не подлежат удовлетворению, поскольку нарушают интересы общества в осуществлении экономической деятельности, такое требование лишает общества оплаты за оказанную медицинскую помощь и возлагает на общество совершить дарение в виде оказанной медицинской услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу фонда общество просит отказать в ее удовлетворении.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу общества также просит оставить ее без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Капитал МС" в отзыве просит принять судебный акт на усмотрение суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители общества и фонда поддержали доводы поданных апелляционных жалоб.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2022 по делу N А20-496/2022 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела,общество включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС на 2019, 2020 и 2021 годы как организация, оказывающая первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях по рентгенологии (проведение ультразвуковых исследований, магнитно-резонансных и компьютерных томографии), по гистологии и клинической лабораторной диагностике (ПЦР-исследования); первичную специализированную медико-санитарную помощь в условиях дневного стационара по онкологии (противоопухолевая лекарственная терапия); специализированнуюи высокотехнологичную медицинскую помощь в условиях дневного стационара по онкологии и радиотерапии (лучевая терапия в сочетании с противоопухолевой лекарственной терапией), что также подтверждается информацией, содержащейся в реестре медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной и базовой программ ОМС, опубликованного на официальном сайте ТФОМС КБР: Реестр медицинских организаций ТФОМС КБР (tfoinskbr.ru) (лицензиямии на осуществление медицинской деятельности N ЛО-07-01-001119 от 12.04.2019, N ЛО-07-01-001165 от 13.09.2019, N ФС-07-01-000157 от 08.06.2020 г., N ЛО-07-01-001280 от 22.12.2020).
По результатам проверки общества фондом составлен акт от 27.12.2021 проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования общества.
Фонд в ходе проверки пришел к выводу, что общество произведены расходы, не включенные в структуру тарифа ОМС.
На основании распоряжений Министерства земельных и имущественных отношении Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) от 19.09.2019 N 552, от 26.06.2020 N 327, рассмотрев обращения ООО Фирма "СЭМ" от 12.07.2019 N 1/2019 и от 10.06.2020 N127/2020, в соответствии с Законом N 135-ФЗ между министерством и ООО Фирма "СЭМ" заключены договоры аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, на основании которых переданы в аренду объекты недвижимого имущества: по договору от 19.09.2019 б/н со сроком действия договора до 25.06.2020 и от 26.06.2020 б/н со сроком действия до 26.06.2025-переданы часть помещений 1 этажа (NN46-5796,4кв.м.), расположенные в здании пищеблока ГБУЗ "ГКБ N 1" общей площадью 2419,1 кв.м., по адресу: г. Нальчик, ул. Головко 7, для использования под медицинскую лабораторию для оказания платных медицинских услуг.
Также на основании распоряжения министерства от 16.04.20119 N 222, рассмотрев обращение ООО Фирма "СЭМ" от 05.04.2019 N 42/2019, в соответствии с Законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" между министерством и ООО Фирма "СЭМ" заключен договор аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности КБР, на основании которого передан в аренду объект недвижимого имущества: по договору от 16.04.2019 б/н со сроком действия договора до 08.04.2020 передан объект недвижимого имущества- помещения NN 15,16, первого этажа здания в лечебном корпусе-реанимации, общей площадью 39,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Нальчик, микрорайон "Дубки", Больничный городок, для оказания платных медицинских услуг для населения.
По мнению ТФОМС обществу следовало производить расходы на аренду в размере 1685 306,56 рублей за счет доходов от предпринимательской деятельности, так как согласно обращениям ООО Фирма "СЭМ", распоряжениям министерства земельных и имущественных отношений КБР и заключенным договорам, помещения были предоставлены для оказания платных медицинских услуг населению, а не для услуг медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования.
ТФОМС в заявлении также указало, что расходы на аренду являются нарушением пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктов 5.10 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС за 2019-2021 года, расходованием средств ОМС произведенным на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования, что является нецелевым расходованием средств ОМС на мероприятия, подлежащие финансированию из других источников и соответствует классификации нецелевого использования средств ОМС (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС -. приказа ФФОМС от 12.05.2012 N 105 "Об утверждении формы N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда обязательного медицинского страхования").
Не согласившись с указанным актом общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Во встречном иске общество просило признать акт в указанной части не законным, так как указание в договоре об аренде помещений для платных услуг не исключает возможность пропорционального возмещения расходов, потраченных на пациентов, обслуживаемых по программе ОМС, за счет ОМС.
Закон N 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ ТФОМС осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями производится фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - Положение N 73).
Согласно пункту 23.3 Положения N 73 о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (приложение 2 к Положению) заключительная часть акта, включает обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ установлено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как видно из материалов дела, проверкой целевого использования средств ОМС на предмет наличия нарушений пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ, Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2017 N 244-П "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21.12.2018 N 258-ПП "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Кабардино-Балкарской Республике медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.12.2019 N257-ПП ( "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 плановый год и на плановый период 2021 и 2022 годов", письма ФФОМС от 06.06.2013 г. N4509/21-й "По вопросам расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования", пункта 5.10 договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (Приказ Минздрава России 1417н), установлены финансовые нарушения в размере 2 719 318,49 рублей, начислен штраф в размере 271931,84 (10% от средств, использованных не по целевому назначению), начислены пени в размере 7704 рубля 74 копейки.
Пунктом 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ установлено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования
Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Оплата медицинской помощи осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правилами об обязательном медицинском страховании, утверждённых Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи по установленным тарифам с учётом результатов контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС (часть 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ. Пункты 121 и 164 Правил ОМС).
Возврат денежных средств в виде разницы между понесёнными расходами медицинской организации и установленным тарифом, равно как и возмещение расходов, понесённых медицинской организацией сверх установленного тарифа действующим законодательством в сфере ОМС не предусмотрен.
Таким образом, общество получает оплату за оказанную медицинскую помощь по установленным тарифам на основании договоров на оказание услуг, заключённого в интересах третьих лиц.
При этом плательщиком по договору является страховщик в лице страховой медицинской организации - если помощь оказывается на территории страхования застрахованного лица, либо в лице территориального фонда - если помощь оказывается за пределами территории субъекта, в котором лицо застраховано.
Оплату по договорам страховщик производит за счёт средств ОМС.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период общество осуществляло оказание медицинских услуг застрахованным лицам на основании:договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 070566 от 28.12.2018 (с ежегодной пролонгацией до 31.12.2020), заключённого со страховой медицинской организацией ООО "Капитал МС", в лице Филиала ООО "Капитал МС" в Кабардино-Балкарской Республике: договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 11.01.2016 (с ежегодной пролонгацией до 31.12.2020), заключённого со страховой медицинской организацией ООО "Страховая медицинская организация РЕСО-Мед", в лице Кабардино-Балкарского филиала; четырёхстороннего договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 38 от 25.01.2021 г., заключённого на стороне страховщика: с фондом, со страховой медицинской организацией ООО "Капитал МС", в лице Филиала ООО "Капитал МС" в КБР, и страховой медицинской организацией ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед", в лице Кабардино-Балкарского филиала ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-Мед".
Общество в период с 01.07.2019 г. по 30.09.2021 г. оказывало застрахованным лицам по ОМС медицинские услуги в количестве 24 252 на сумму 172 163 308,1 рублей, из них оплачено на сумму 171444 381,68 рублей.
Медицинская помощь застрахованным лицам осуществляется за счёт собственных средств общества.
После выставления счёта и проведения контроля качества, объёмов и сроков предоставления медицинской помощи, оказанная обществом медицинская помощь оплачивается страховщиком из средств ОМС.
Законодательством и нормативными актами субъекта Российской Федерации не установлены какие-либо ограничения по расходам на уплату арендной платы за пользование имуществом в рамках базовой программы ОМС.
Обществом велся раздельный учет операций.
В проверяемый периода действовал лицевой счет N 40702810660330000806 для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, открытый в Ставропольском отделении ПАО Сбербанк (лист 4 акта (л.д.21).
В соответствии с пунктом 5.11 "Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Минздрава РФ от 24.12.2012 N 1355н, пунктом 8.16 "Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", утвержденного приказом Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н и аналогичных пунктов договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенных с ООО фирма "СЭМ" со страховыми медицинскими организациями, организован и ведется раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования КБР.
Все расчетные операции по движению средств ОМС с 01.07.2019 по 30.09.2021 отражаются на счете 86.
В соответствии с выводами фонд по результатам проверки, все расходы по арендным платежам в размере 1685306 рублей 56 копеек, по договорам аренды от 16.04.2019 и от 13.04.2020 (Дубки), от 19.09.2019, от 26.06.20 следовало производить за счет доходов от предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, судом первой инстанции верно установлено, что при расчете фонддом допущена ошибка и платежным поручением N 330 от 26.09.2019 на сумму 17 329 рублей 11 копеек производилась не оплата арендной платы, а оплата НДС.
Таким образом, сумма арендных платежей за проверяемый период составляет 1 667 977 рублей 45 копеек, а не 1 685 306 рублей 56 копеек.
В соответствии с Реестром оплаты аренды ООО Фирма "СЭМ" в период с 01.07.2019 по 30.09.2021, следует, что за счет средств ОМС оплачено 62.93% арендной платы то есть 1 154 997 рублей 28 копеек из 1 835 220 рублей 82 копейки по всем договорам, в том числе не оспариваемым.
Арендные платежи по оспариваемым договорам, оплаченные за счет ОМС без НДС составили 987 753 рубля 91 копейка из 1 667 977 рублей 45 копеек.
Принимая во внимание то, что в ходе проверки не были установлены факты нарушения раздельного учета расходов на счете 86,арендная плата пропорционально указанным услугам входит в состав тарифа ОМС, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что обществом верно произведена арендная плата в размере 987 753 рубля 91 копейка по оспариваемым договорам или 1 154 997 рублей 28 копеек всего за счет средств ОМС. Указанная сумма и была заявлена обществом к возмещению и использована и только в этой части фонд имел право отказать в возмещении.
Таким образом, общая сумма арендных платежей к возмещению за счет средств не заявлялась и, следовательно, не правомерно расценена фондом как использованная не по целевому назначению.
Так, арендные платежи в размере 680223 рубля 54 копейки (1667977.45-987753.91) оплачены из личных средств общества и к возмещению не заявлялись.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал фонду в удовлетворении требования о взыскании арендных платежей в размере 1685306 рублей 56 копеек следует отказать.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил встречные требования общества в части признания незаконным требования фонда на сумму арендных платежей в размере 1 685 306 рублей 56 копеек, штрафа в размере 168 530 рублей и соответствующих пеней.
Также суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным отказ в возмещении НДС с арендной платы в размере 197 550 рублей 75 копеек, поскольку, как установлено ранее, арендные платежи в ходят в состав тарифа на оплату медицинской помощи пропорционально оказанным услугам.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности ТФОМС фактов не целевого использования средств ОМС на расходы, не включенные в структуру тарифа ОМС на приобретение и монтаж основных средств стоимостью свыше 100000 рублей, а именно блока питания на сумму 219254 рубля системы кондиционирования 274263 рубля стоимость оборудования, 204424 рубля монтаж оборудования. Всего на сумму 697941 рубль.
В части обязания ООО Фирма "СЭМ" возвратить указанную сумму, штраф в размере 69794 рубля 10 копеек и соответствующих указанной сумме пени за период с 24.01.2022 по 02.02.2022 (расчет пени л.д.134 т.2) в размере 1977 рублей (697941 х10х1\300х8.5) требование ТФОМС также удовлетворено обоснованно.
Требование общества обоснованно удовлетворено в части признания незаконным требования ТФОМС о выплате денежных средств в размере 2021377 рублей 49 копеек, штрафа в размере 202137 рублей и соответствующих пени. В остальной части требования судом правомерно оказано.
Кроме того, из материалов дела следует, что в рамках настоящего дела обществом оспаривается составленный ТФОМС акт проверки, содержащий в том числе предъявленное заявителю требование о возврате использованных не по целевому назначению денежных средств.
В части изложения указанного требования акт проверки носит характер ненормативного правового акта, поскольку содержит властное предписание, адресованное заявителю, а потому в этой части акт проверки может быть обжалован заявителем по правилам главы 24 АПК РФ.
При этом, в остальной части (в части отражения результатов проведенной внеплановой тематической проверки и изложенных в нем рекомендаций) оспоренный акт проверки свойствами ненормативного правового акта не обладает, в связи с чем по требованиям об оспаривании акта в этой части не могут являться предметом самостоятельной судебной оценки, а потому производство по требованию заявителя о признании акта проверки в этой части недействительным судом первой инстанции обоснованно прекращено производство на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе фонд указывает, что расходы общества по арендным платежам в размере 1 685 306 рублей 56 копеек по договорам аренды от 16.04.2019 и от 13.04.2020 нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования. Указанный вывод фонд объясняет тем, что помещения обществу передавались в аренду на основании распоряжений министерства земельных и имущественных отношений. Данный довод апелляционный суд считает ошибочным. что законодательством и нормативными актами субъекта Российской Федерации не установлены какие-либо ограничения по расходам на уплату арендной платы за пользование имуществом в рамках базовой программы ОМС. Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ определена структура тарифа, которая включает в себя в том числе расходы на арендную плату.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы по расчётам с бюджетом по оплате налога на добавленную стоимость, которые общество оплатило как налоговый агент по аренде государственных помещений по договорам аренды следовало производить за счёт средств, не принимаются апелляционным судом.
Так, суд первой инстанции верно установил, что за счёт собственных средств общество за проверяемый период в соответствии с частью З статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (оплатило как налоговый агент с арендной платы сумму НДС в размере 336 070 рублей 93 копеек. Согласно сведениям о поступлении и расходовании средств ОМС за проверяемый период (форма 14-Ф (ОМС)) (т.7 л.д.93-108) расходы по уплате НДС в сумме 197 550 рублей 75 копеек включены в расходы по арендной плате за пользование имуществом (раздел III код строки 10), поэтому фонд не вправе требовать вернуть сумму в размере 138 520 рублей 18 копеек, которая к возмещению обществом не выставлялась.
Доводы жалобы общества о том, что требования фонда не подлежат удовлетворению, поскольку нарушают интересы общества в осуществлении экономической деятельности, такое требование лишает общества оплаты за оказанную медицинскую помощь и возлагает на общество совершить дарение в виде оказанной медицинской услуги, не принимаются апелляционным судом, поскольку что средства обязательного медицинского страхования, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования и влечет применение соответствующих мер ответственности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 ООО рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2022 по делу N А20-496/2022 надлежит оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2022 по делу N А20-496/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-496/2022
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КБР
Ответчик: ООО фирма "СЭМ"
Третье лицо: ООО "Капитал МС", ООО "Страховая медицинская компания РЕСО-МЕД", Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд