город Ростов-на-Дону |
|
21 ноября 2022 г. |
дело N А32-7350/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Романченко Н.В. по доверенности от 10.02.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.09.2022 по делу N А32-7350/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Екимова Василия Михайловича (ИНН 233908372620, ОГРНИП 318237500028002)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Екимов Василий Михайлович (далее - заявитель, ИП Екимов В.М, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни (далее - таможня) от 08.02.2022 N 10309000-4086/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2022 признано незаконным и отменено постановление Краснодарской таможни от 08.02.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4086/2021 в отношении индивидуального предпринимателя Екимова Василия Михайловича по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав ИП Екимову В.М. в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выражается в длительном не прекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Административным органом оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. ИП Екимов В.М. имел возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но предпринимателем не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Таможенный орган полагает, что ИП Екимов В.М. нарушил установленные сроки предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров. Событие административного правонарушения, вина ИП Екимова В.М. в его совершении были полностью установлены и доказаны в ходе производства по делу об административном правонарушении.
От Краснодарской таможни поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Краснодарской таможни в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ИП Екимов В.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, ИП Екимов В.М. несвоевременно представил в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров N 10309204/230821/С142527.
Из представленной ИП Екимовым В.М. СФ N 10309204/230821/С142527, а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов, поступивших в Краснодарскую таможню через ящик приема корреспонденции 07.12.2021 (вх. реестр КТ от 07.12.2021): договор поставки N 1 от 05.01.2020, товарные накладные: N 63 от 05.10.2020, N 65 от 07.10.2020, N 66 от 12.10.2020, N 70 от 15.10.2020, N 71 от 19.10.2020, N 72 от 19.10.2020, N 74 от 23.10.2020, N 75 от 26.10.2020, N 76 от 27.10.2020, N 77 от 29.10.2020, следует, что товары, указанные в данных документах были получены ИП Екимовым В.М. от ИП Сартаев Алибек Дуйсенгалиевич (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, Казталовский район, пос. Жалпактал, ул. Анесова, 20) в октябре 2020.
Статистическая форма регистрационный номер 10309204/230821/С 142527 (системный номер ЕБ20210823001013671) зарегистрирована на сайте ФТС России -23.08.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - октябрь 2020 года.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, Краснодарской таможней 20.12.2021 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-4086/2021 от 08.02.2022 г., вынесенным заместителем начальника Краснодарской таможни Терлянским Евгением Николаевичем, ИП Екимову В.М. было назначено административное наказание по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику. Частью 2 статьи 276 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС. Частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в СФ и иных источниках информации.
Пунктом 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Постановление), которое определяет аналогичную обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС в таможенный орган.
Исходя из п. 7 Правил, российское лицо (заявитель) обязано своевременно, а именно не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад, представлять таможенному органу, в регионе деятельности которого оно состоит на учете в налоговом органе, СФ, содержащую достоверные сведения.
Из материалов дела следует, что ИП Екимовым В.М статистическая форма регистрационный номер 10309204/230821/С 142527 (системный номер ЕБ20210823001013671) зарегистрирована на сайте ФТС России -23.08.2021 и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный месяц - октябрь 2020 года.
Таким образом, СФ на товары, вывезенные с территории Республики Казахстан и полученные ИП Екимовым В.М. в октябре 2020 года, должна быть представлена на сайте ФТС России не позднее 16.11.2020 (согласно Правилам - 10-й рабочий день, следующий за отчетным месяцем), но представлена на сайте ФТС России ИП Екимовым В.М. 23.08.2021 регистрационный номер 10309204/230821/С142527 за отчетный месяц - октябрь 2020 года.
Краснодарской таможней вынесено 08.02.2022 постановление о привлечении ИП Екимова В.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.17 КоАП РФ.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 названного Кодекса.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что в данном случае административным органом оспариваемое постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей следует как за непредставление статистической формы учета перемещения товаров, так и за несвоевременное ее представление.
В качестве объективной стороны правонарушения предпринимателю вменяется несвоевременное представление в таможенный орган статформы за отчетный период октябрь 2020 года.
Поскольку соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 16.11.2020 (т.е. к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Следовательно, срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 17.11.2020 и закончился 16.11.2021, однако постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом лишь 08.02.2022, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
При этом, суд первой инстанции обосновано указал, что за непредставление отчета лицо может быть привлечено в течение года с даты, следующей за датой, когда необходимо было предоставить отчет, актуальность такого отчета ограничена годичным сроком. В связи с этим, за несвоевременное представление отчета лицо может быть привлечено к административной ответственности, если такая подача отчета состоялась в течение указанного года.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 N Ф07-3370/2022 по делу N А42-6183/2021, определением Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-11033 по указанному делу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховный суд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Применительно к диспозиции статьи 19.7.13 КоАП РФ правонарушение в виде несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров выражается в том, что в установленный срок в таможенный орган статистическая форма учета перемещения товаров представлена не была, правонарушение совершено в форме бездействия. В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Таким образом, в настоящем деле предельным сроком исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров являлось 16.11.2020, вследствие чего с 17.11.2020 срок являлся пропущенным и именно в эту дату правонарушение считается совершенным. Соответственно, с 17.11.2020 начал исчисляться годичный срок давности привлечения к ответственности, поэтому привлечение предпринимателя к ответственности 08.02.2022 незаконно.
Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2022 N Ф07-3370/2022 по делу N А42-6183/2021, определением Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2022 N 307-ЭС22-11033 по указанному делу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховный суд Российской Федерации.
Таким образом, на дату принятия оспариваемого постановления предприниматель уже не мог быть привлечен к административной ответственности за совершение спорного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении. При наличии таких выводов в обжалуемом постановлении судья, с учетом положений статьи 1.5 Кодекса о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину этого лица.
В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности, следовательно, и о вине лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.06.2020 N Ф08-2786/2020 по делу N А32-38948/2019.
В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160 по делу N А68-128/2014 указано, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица, в действиях которого установлены признаки административного правонарушения, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, судом первой инстанции заявленные требования ИП Екимовым В.М правомерно удовлетворены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2022 по делу N А32-7350/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7350/2022
Истец: Екимов В М
Ответчик: Краснодарская таможня