г. Санкт-Петербург |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А56-29587/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Гулешов В.И., по доверенности от 31.01.2022;
от заинтересованного лица: Ефимчук Л.В., по доверенности от 30.12.2021;
от 3-го лица: Хасина А.С., по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28124/2022) общества с ограниченной ответственностью "АБ-МАРКЕТ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2022 по делу N А56-29587/2022, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АБ-МАРКЕТ"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
3-е лицо: Северо-Западное таможенное управление Балтийская таможня
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АБ-МАРКЕТ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании акта санитарно-карантинного осмотра (досмотра) подконтрольных товаров Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление, Роспотребнадзор) от 18.01.2022 N 483.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Северо-Западное таможенное управление Балтийская таможня (далее - Таможня, третье лицо).
Решением суда от 13.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что акт санитарно-карантинного осмотра (досмотра) подконтрольных товаров N 483 от 18.01.2022 является незаконным и необоснованным, поскольку решение должностного лица о запрете на ввоз товаров не основано на каком либо нормативном акте. Считает, что письма Роспотребнадзора нормативными правовыми актами не являются. Письмо Роспотребнадзора от 30.092021 исх. N 02/19760-2021-27 не содержит отсылок на дополнение какого -либо нормативного акта, позиционируется как самостоятельный документ и адресован руководителям территориальных органов Роспотребнадзора, не является общедоступным, официально не опубликован.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Роспотребнадзора и третьего лица просили в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 15.01.2022 таможенным представителем ООО "Транс-Бизнес Брокер" в Балтийскую таможню в электронной форме представлена декларация на товар (далее - ДТ) N 10216170/150122/3011998 с целью помещения товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления".
Согласно сведениям, заявленным в ДТ N 10216170/150122/3011998:
отправитель товара: компания "Jining Rising International Trading CO., LTD", (КНР);
получатель товара, декларант и лицо ответственное за финансовое урегулирование: ООО "АБ-Маркет" (236006, Калининградская область, г. Калининград, Больничная улица, дом 24, помещение 21; т ИНН: 7727582668);
- сведения заявленные в графе N 54 ООО "Транс-Бизнес Брокер" (198035, Санкт-Петербург, ул. Гапсальская, д. 5, лит. А, офис 408, тел. (812) 335 76 90, ИНН 7805290312);
- товар N 1 в контейнере FT AU1575627 "тропические фрукты, консервированные с помощью сахара, цукаты из папайи с ароматом ананаса". Производитель Jining Rising International Trading CO., LTD. В количестве 900 коробок, весом нетто 18000 кг, таможенной стоимостью ~ 3401929,32 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС -2006003500.
Управлением был проведен осмотр товара, о чем составлен акт от 18.01.2022 N 483, согласно которому итоговым заключением акта является приостановление таможенного оформления о запрет на ввоз на территорию РФ: "Таможенное оформление груза приостанавливается. Временная санитарная мера в форме запрета ввоза на территорию государства".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ООО "АБ-МАРКЕТ" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 7 ТК ЕАЭС).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 утверждены "Правила осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (далее - Правила N 500).
Пунктом 2 данных Правил N 500 предусмотрено, что санитарно-карантинный контроль осуществляется: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении товаров, включенных в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный Решением (подпункт а).
Согласно пункту 23 Правил при выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа принимает решение об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По результатам проведенного санитарно-карантинного контроля и по результатам оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, указанных в пункте 23 Правил, должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза этих подконтрольных товаров (пункт 25 Правил).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" утвержден Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень продукции (товаров), Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Порядок).
Согласно подпункту 4 пункта 3 Порядка "санитарно-карантинный контроль" - вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров) в пунктах пропуска, на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях или стыковых станциях в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции (товаров), завоза, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
"Подконтрольные товары" - подконтрольная государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукция (товары), включенная в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (подпункт 5 пункта 3 Порядка).
Пунктом 5 Порядка регламентировано, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за лицами, транспортными средствами, производством и реализацией подконтрольных товаров, осуществлением работ и услуг на территориях государств-членов проводится в соответствии с Порядком и законодательством государств-членов. В случае если в соответствии с законодательством государства-члена объектом такого надзора (контроля) является подконтрольный товар, являющийся объектом технического регулирования, государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) проводится органом государства-члена, уполномоченным на проведение государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля), в пределах его компетенции.
Единый перечень продукции (товаров) состоит из трех разделов:
- Перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
- Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации;
- Перечень продукции (товаров), на которую не требуется представления свидетельства о государственной регистрации вне зависимости от присвоения кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Перечнем продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 19 раздела I Перечня продукции (товаров) государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) подлежит продукция (товары), в отношении которой одним из государств-членов Евразийского экономического союза введены временные санитарные меры (из следующих групп ТН ВЭД ЕАЭС: 02 - 96).
Пунктом 18 Правил установлено, что должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информируют должностных лиц таможенных органов о необходимости проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, определенных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в следующих случаях:
а) прибытие подконтрольных товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении, и (или) из зараженных в результате радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
б) поступление информации о прибытии подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением;
в) применение Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека системы управления рисками, в соответствии с которой ввозимые подконтрольные товары подлежат оценке (осмотру, досмотру).
В соответствии с пунктом 19 Правил, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оперативно информирует Федеральную таможенную службу о применении временных медико-санитарных мер в отношении отдельных подконтрольных товаров и об определении конкретных специализированных пунктов пропуска, в которых будет проводиться оценка (осмотр, досмотр) этих подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также о сроках применения указанных мер.
При введении временных медико-санитарных мер, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет оперативное согласование с Федеральной таможенной службой кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза подконтрольных товаров, в отношении которых вводятся такие меры.
Согласно пункту 23 Правил при выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностное лицо таможенного органа принимает решение об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа в электронном виде путем проставления в информационной системе таможенных органов отметки "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль". Указанное решение, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица таможенных органов, направляется из информационной системы таможенных органов посредством системы взаимодействия в информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, за исключением случаев, когда такое решение оформляется с использованием портала "Морской порт" либо такое взаимодействие в электронном виде невозможно. При этом решение таможенного органа направляется лицу, представившему документы и сведения в электронном виде, посредством личного кабинета или информационной системы такого лица, подключенной к информационной системе таможенных органов.
В случае представления документов на бумажном носителе решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) оформляется должностным лицом таможенного органа также путем проставления на транспортном (перевозочном) документе штампа "Подлежит оценке. Санитарно-карантинный контроль", заверенного подписью и личной номерной печатью с указанием даты.
По результатам проведенного санитарно-карантинного контроля и по результатам оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров, указанных в пункте 23 Правил, должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека принимается решение о разрешении или запрещении ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза этих подконтрольных товаров (пункт 25 Правил).
В соответствии с информационным письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) N 02/19799-2021-23 от 30.09.2021 г. данный товар по наименованию и заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС включен в Перечень продукции, в отношении которого Роспотребнадзором усилен контроль (приложение N 2): "Папайя: свежая, консервированная, замороженная, сушёная; смеси из сушеных плодов папайи и ананаса, прочая пищевая продукция содержащая папайю - все изготовители - все страны - обнаружена незарегистрированная на территории РФ ГМ-линия -проставление отметки на товаросопроводительных документах "Подлежит оценке СКК".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.01.2022 должностным лицом Балтийского таможенного поста выставлен запрос на предоставление сканированного вида коносамента с отметками о прохождении санитарно-карантинного контроля.
16.01.2022 должностными лицами таможенного поста Турухтанный по грузу, перемещаемому в контейнере FTAU1575627, принято решение "Санитарно-карантинный контроль. Подлежит оценке СКК" с проставлением соответствующей отметки на коносаменте COSU6316064900.
25.01.2022 уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора в ходе осуществления им санитарно-карантинного контроля груза перемещаемого в контейнере FTAU1575627 по к/с COSU6316064900 принято решение "Ввоз запрещен", путем проставления соответствующей отметки на коносаменте COSU6316064900.
В соответствии уведомлением N 4214 от 25.01.2022 о установлении в отношении товара временной санитарной меры в форме запрета ввоза на территорию государства-члена Евразийского экономического союза (пункт 6 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) следует, что при осуществлении санитарно-карантинного контроля, подконтрольного товара "цукаты" по к/с COSU6316064900 ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза, установлено его несоответствия требованиям Порядка проведения государственного санитрано-эпидимиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского таможенного союза (далее - Порядок), в части установления в отношении товара временной санитарной меры в форме запрета ввоза на территорию государства-члена Евразийского экономического союза (пункт 6 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) на основании чего запрещается ввоз "ЦУКАТЫ" по коносаменту COSU6316064900.
По результатам проведения санитарно-карантинного контроля 25.01.2022 уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора в ходе осуществления им санитарно-карантинного контроля груза перемещаемого в контейнере FTAU1575627 по к/с COSU6316064900 от 07.01.202 т/х Delphis принято решение "Ввоз запрещен", путем проставления соответствующей отметки на коносаменте COSU6316064900.
Кроме того, 25.01.2022 Балтийским таможенным постом (ЦЭД) отказано в выпуске товара по ДТ N 10216170/150122/3011998 в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 125 ТК ЕАЭС.
09.02.2022 должностным лицом Балтийской таможни вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "АБ-МАРКЕТ" дела об административном правонарушении N 10216000-317/2022 и проведении административного расследования.
18.02.2022 в соответствии со ст. 27.10 КоАП России, товар: "цукаты из папайи", в количестве 900 штук коробок, весом нетто 18000 кг, являющийся предметом административного правонарушения, изъят. Изъятый товар передан на ответственное хранение ООО "Валро".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что при ввозе товара N 1 по ДТ N 10216170/150122/3011998 ООО "АБ-МАРКЕТ" установленные запреты и ограничения в части санитарных мер, в соответствии с Порядком санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в отношении товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 "Об утверждении Правил осуществления санитарно-карантинного контроля пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", не соблюдены.
У апелляционного суда не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Оценив все имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были оценены судом первой инстанции, и влияли бы на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2022 по делу N А56-29587/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29587/2022
Истец: ООО "АБ-Маркет"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Третье лицо: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ