город Омск |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А81-8878/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11580/2022) Администрации муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.08.2022 по делу N А81-8878/2022 (судья Садретинова Н.М.), принятое в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛикЯмал" (ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121, адрес: 629001, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица С.Лазо, дом 10, корпус а) к административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард об оспаривании постановления от 20.06.2022 N256 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лик-Ямал" (ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард от 20.06.2022 N 256 о назначении административного наказания.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.08.2022 по делу N А81-8878/2022 заявленные требования удовлетворены. Постановление Административной комиссии в муниципальном образовании город Салехард от 20.06.2022 N256 о назначении административного наказания признано незаконным и отменено в полном объеме.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе обследования территории города Салехард в период времени с 18 час. 06 мин. 01.05.2022 года до 16 час. 26 мин. 04.05.2022 года в районе здания N 15 по улице Матросова, территория магазина "Пятёрочка", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 89:08:010204:1639, выявлены нарушения Правил благоустройства, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 30.11.2018 г. N 81 "Об утверждении правил благоустройства на территории муниципального образования город Салехард" (далее Правила благоустройства), а именно: несвоевременная очистка и уборка земельных участков, необеспечение незамедлительного вывоза снега и сколотого льда после уборки территории от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) в специально отведенные места складирования снега (снежные свалки), размещение снега и сколотого льда после уборки территории от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) вне места временного складирования снега.
Усмотрев в действиях ООО "Лик-Ямал" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" - повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, 25.05.2022 года в отношении ООО "Лик-Ямал" составлен административный протокол N24 по ч. 2 ст. 3.4 Закона ЯНАО N81-ЗАО.
16.06.2022 года (в полном объеме изготовлено 20.06.2022 года) административной комиссией в муниципальном образовании г. Салехард вынесено постановление N 256, которым Общество с ограниченной ответственностью "Лик-Ямал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 3.4 Закона ЯНАО N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Лик Ямал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административной комиссии незаконным.
Судом первой инстанции требования общества удовлетворены, что явилось основанием обращения заинтересованного лица в апелляционный суд с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 1.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 года N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях", которой предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства территории муниципального образования в автономном округе).
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением благоустройства территории муниципального образования, а объективная сторона заключается в нарушении требований Правил благоустройства территории города Салехард, утвержденных решением Городской Думы МО г. Салехард от 30.11.2018 N 81.
Названные Правила устанавливают единые требования для юридических, физических лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), на территории города в сфере благоустройства, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 40 Правил благоустройства физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку этих земельных участков в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Согласно абзацу 1 пункта 73.6 Правил благоустройства снег и сколотый лед после уборки территорий от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) вывозится незамедлительно в специально отведенные места складирования снега (снежные свалки).
В ходе обследования территории города Салехард в период времени с 18 час. 06 мин. 01.05.2022 года до 16 час. 26 мин. 04.05.2022 года в районе здания N 15 по улице Матросова, территория магазина "Пятёрочка" расположенного на земельном участке с кадастровым номером 89:08:010204:1639, выявлены нарушения Правил благоустройства, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 30.11.2018 г. N 81 "Об утверждении правил благоустройства на территории муниципального образования город Салехард" (далее Правила благоустройства), а именно: несвоевременная очистка и уборка земельных участков, необеспечение незамедлительного вывоза снега и сколотого льда после уборки территории от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) в специально отведенные места складирования снега (снежные свалки), размещение снега и сколотого льда после уборки территории от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) вне места временного складирования снега.
Данные факты были зафиксированы в ходе комиссионного обследования территории города Салехарда сотрудниками управления транспорта и городского хозяйства Администрации города Салехарда, которые подтверждаются актами обследования и фототаблицами.
Земельный участок с кадастровым номером 89:08:010204:1639, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, на основании договора аренды земельного участка для размещения здания, строения, сооружения N 159/17 от 30.06.2017 передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ЛиК-Ямал" ИНН 8901013659 ОГРН 1038900500121 (далее - ООО "ЛиК-Ямал") сроком аренды с 16.06.2017 по 31.05.2066.
В соответствии с пунктом 4.4.5. Договора аренды земельного участка для размещения здания, сооружения, Арендатор обязан не допускать действий, приводящих к захламлению и выполнять работы по содержанию и благоустройству на территории участка и прилегающей к нему территории, в соответствии с правилами благоустройства на территории муниципального образования город Салехард, утвержденными муниципальным правовым актом.
Между ООО "ЛиК-Ямал" и индивидуальным предпринимателем Лукашовым Андреем Николаевичем 29.10.2021 года заключен договор N 38 на оказание услуг специализированным грузовым транспортном и аренды строительных машин с оператором.
В соответствии с пунктом 1.1. Договора, исполнитель оказывает заказчику услуги специализированным транспортом и строительными машинами с оператором, а заказчик принимает и оплачивает оказанные услуги исполнителю.
Между ООО "ЛиК-Ямал" и индивидуальным предпринимателем Булдаковой Людмилой Александровной 29.10.2021 года заключен договор N 01/21-ОУ5 на оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1.1. Договора, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию Заказчику услуг, указанных в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в размере и в сроки, в соответствии с условиями настоящего договора. Приложение N 1 содержит перечень аренды техники и стоимость на 1 час работы, а также стоимость за объем утилизации снега.
В соответствии с пунктом 2.1.1. при наличии заявки Заказчика, исполнитель обязуется предоставить технические средства для очистки территории в течение 24 часов с момента поступления Заявки.
Между ООО "ЛиК-Ямал" и индивидуальным предпринимателем Исмаиловым Касымовым Кавказ Оглы 01.11.2021 года заключен договор N 01/21-ОУ6 на оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1.1. Договора, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию Заказчику услуг, указанных в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в размере и в сроки, в соответствии с условиями настоящего договора. Приложение N 1 содержит перечень аренды техники и стоимость на 1 час работы.
В соответствии с пунктом 2.1.1. При наличии заявки Заказчика, исполнитель обязуется предоставить технические средства для очистки территории в течение 24 часов с момента поступления Заявки.
Постановлением N 16 от 17.01.2022 общество с ограниченной ответственностью ООО "ЛиК-Ямал" ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" - необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе, назначено наказание в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу 08.02.2022.
Постановлением N 82 от 05.03.2022 общество с ограниченной ответственностью ООО "ЛиК-Ямал" ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" - необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе, назначено наказание в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу 28.03.2022.
Постановлением N 83 от 05.03.2022 общество с ограниченной ответственностью ООО "ЛиК-Ямал" ИНН 8901013659, ОГРН 1038900500121 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях" - необеспечение лицами благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в автономном округе, назначено наказание в виде административного штрафа. Постановление вступило в законную силу 28.03.2022.
Что подтверждает наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 3.4 Закона N81-ЗАО (повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения ООО "Лик Ямала" требований Правил благоустройства, в силу чрезвычайных, не зависящих от общества событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах настоящего дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют и заявителем не предоставлены доказательства, подтверждающие невозможность выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, апелляционный суд поддерживает вывод о том, что административным органом доказано наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.4 Закона ЯНАО N 81-ЗАО.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований из имеющихся материалов дела не усматривается.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛиК-Ямал" для составления протокола об административном правонарушении не явился, о необходимости явки извещен надлежащим образом. Уведомление о необходимости явки от 05.05.2022 за исх. N 171-13/01-08/184 направлено заказным письмом с уведомлением. Уведомление получено адресатом 11.05.2022.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЛиК-Ямал" на рассмотрение материалов проверки не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Уведомление о необходимости явки от 25.05.2022 за исх. N 171-13/01-08/226 направлено заказным письмом с уведомлением. Уведомление получено адресатом 31.05.2022.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Вместе с тем, проверка проведена в период с 28.04.2022 года по 04.05.2022 года в ходе обследования территории города Салехард административным органом, выявлены нарушения со стороны ООО "Лик Ямала" Правил благоустройства, утвержденных решением Городской Думы муниципального образования город Салехард от 30.11.2018 г. N 81 "Об утверждении правил благоустройства на территории муниципального образования город Салехард", а именно: несвоевременная очистка и уборка земельных участков, необеспечение незамедлительного вывоза снега и сколотого льда после уборки территории от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) в специально отведенные места складирования снега (снежные свалки), размещение снега и сколотого льда после уборки территории от снега и льда (снегоочистки и ликвидации зимней скользкости) вне места временного складирования снега.
По каждому адресу, земельному участку отдельно составлен 25.05.2022 административный протокол по части 2 статьи 3.4 Закона N 81-ЗАО и 16.06.2022 вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.
Проверка проведена одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица.
Таким образом, выявленные в данном случае нарушения допущены Обществом в результате единого акта бездействия (нарушение правил благоустройства), по фактическому и правовому содержанию такие нарушения идентичны друг другу, в силу чего образуют единый состав административного правонарушения по части 2 статьи 3.4 Закона N 81-ЗАО.
В то же время частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела свидетельствует о том, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Разделение административным органом совершенного Обществом правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них самостоятельного постановления о привлечении к административной ответственности, повлечет за собой нарушение положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и принципа однократности наказания, закрепленного в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
С учетом того, что Общество уже было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 3.4 Закона N 81-ЗАО на основании постановления от 20.06.2022 N 255 (дело N А81-8880/2022; нарушение выявлено по адресу: в районе зданий 5 Б, 5 В, 25 А, 25 В, 25/4 по улице Игарская, территория ритейл-парка "Славянский" в границах земельных участков с кадастровыми номерами 89:08:010304:2742, 89:08:010304:516, 89:08:010304:263, 89:08:010304:518, 89:08:010304:1992), требования заявителя подлежали удовлетворению. Что согласуется с действующими в настоящее время изменениями в ст. 4.4 КоАП РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.08.2022 по делу N А81-8878/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-8878/2022
Истец: ООО "ЛиК-Ямал"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Административная комиссия в муниципальном образовании город Салехард