город Омск |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А75-15386/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12450/2022) Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2022 об отказе в отмене обеспечительных мер по делу N А75-15386/2022 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мармитэкс" (ОГРН 1138602006465, ИНН 8602201830, адрес: 628404, город Сургут, улица имени Глухова, 9) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058, адрес 628402, город Сургут, улица Геологическая, 2), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, 2), о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2022 N 3046.
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Мармитэкс" - Котова А.В. (по доверенности от 01.02.2022, сроком действия 5 лет),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Кузнецова Н.С. (по доверенности от 09.09.2022, сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мармитэкс" (далее - заявитель, общество, ООО "Мармитэкс") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИФНС России по г. Сургуту ХМАО-Югры) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2022 N 3046.
Определением от 12.08.2022 заявление принято к производству арбитражного суда, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - третье лицо, Управление).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.08.2022 удовлетворено ходатайство общества о принятии обеспечительных мер, действие решения инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2022 N 3046 приостановлено до рассмотрения дела по существу.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против вынесенного определения, инспекция в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отмене обеспечительных мер.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что выводы суда первой инстанции сделаны без учета текущего финансово-экономического состояния налогоплательщика, а также сути имущества, имущественных прав, являющихся предметом решения о принятии обеспечительных мер (включение в состав обеспечительных мер дебиторской задолженности); по мнению налогового органа, при рассмотрении ходатайства об отмене обеспечительных мер подлежит анализу финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, денежные потоки, платежеспособность налогоплательщика, а не только факт отчуждения имущества; дебиторская задолженность не поименована в качестве вида объектов гражданских прав, относимых к имущественным правам для целей Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и не может использоваться при определении имеющегося у налогоплательщика имущества в целях определения возможности принятия обеспечительных мер.
ООО "Мармитэкс" представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашается с доводами инспекции, просит определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2022 оставить без изменения.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества поддержал позицию, указанную в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268, 272 АПК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Как следует из разъяснений, содержащемся в пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер, после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 данного постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Повторно проверив наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для отмены принятых ранее мер в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 АПК РФ).
Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию и связаны с предметом спора (часть 2 статьи 91 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление N 55), в силу части первой статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 этого Кодекса, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью второй статьи 90 упомянутого Кодекса.
Из разъяснений, данных в абзаце третьем пункта 9 Постановления N 55, следует, что в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию (часть 2 статьи 91 АПК РФ), необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта и предотвращения ущерба.
В пункте 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 83) определено, что под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 10 Постановления N 55, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. Меры по обеспечению могут быть приняты лишь при наличии достоверных данных об обстоятельствах, которые могут затруднить либо сделать невозможным исполнение судебного акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причин обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, в соответствии с частью 1 статьи 65 этого же Кодекса возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В настоящем случае, решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2022 N 3046 ООО "Мармитэкс" предложено уплатить недоимку по налогам в размере 64 753 972 руб., пени в размере 31 500 721 руб. 79 коп., штрафы в размере 4 457 148 руб.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П взыскание различного рода штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности.
При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию, как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.
Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением налогового органа является превышением конституционно допустимого (статья 55 часть 3, статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Апелляционный суд, признавая обоснованным отказ суда первой инстанции в отмене ранее принятых обеспечительных мер, исходит из того, что, поскольку обстоятельства выявленных инспекцией нарушений и форма вины общества в инкриминируемых ему нарушениях будут являться предметом основного судебного разбирательства и не подлежат оценке судом на стадии решения вопроса об отмене обеспечительных мер, действие оспариваемого решения должно быть приостановлено до рассмотрения дела в арбитражном суде.
Кроме того, из материалов дела следует, что решением инспекции от 07.07.2022 N 68 обществу запрещено отчуждать (передавать в залог) без согласия налогового органа имущество на сумму 100 711 тыс. руб., в том числе транспортные средства и оборудование. Обеспечительные меры введены в отношении имущества - 89 единиц техники оценены на сумму 53 786 тыс. руб., и дебиторской задолженности на сумму 46 925 тыс. руб., всего 100 711 тыс. руб. Из указанного следует, что ООО "Мармитэкс" обладает возможностью для оплаты задолженности по требованию инспекции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что сохранение обеспечительных мер, принятых арбитражным судом, позволит обеспечить баланс интересов заинтересованных лиц, и не приведет к нарушению публичных интересов, связанных с приостановлением исполнения решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции считает, что инспекцией в настоящем случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении оспариваемого судебного акта, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены определения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из того, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства инспекции об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Определение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба заинтересованного лица подлежит оставлению без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение арбитражного суда об отказе в отмене обеспечительных мер, не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без удовлетворения, определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.09.2022 по делу N А75-15386/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15386/2022
Истец: ООО "МАРМИТЭКС"
Ответчик: ИФНС по г. Сургуту
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8345/2022
09.07.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3276/2024
09.02.2024 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-15386/2022
09.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4850/2023
17.02.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8345/2022
24.11.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12450/2022