г. Саратов |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А12-3366/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Администрации Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2022 года по делу N А12-3366/2022
по заявлению Администрации Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (403920, Волгоградская область, Новониколаевский район, Дуплятский хутор, ул. Центральная, д. 36, ОГРН 1053457066520, ИНН 3420009805)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, им. ул. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 24, офис 35, ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030)
о признании незаконными действий,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с уточнённым, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлением о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - управление, Управление Росреестра по Волгоградской области) о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3087025+/-1230 кв.м. с кадастровым номером: 34:20:010102:1073, расположенный по адресу: Волгоградская обл., р-н. Новониколаевский, запись регистрации N 34:20:010102:1073-34/128/2021-3 от 16.11.2021; обязании Управление Росреестра по Волгоградской области аннулировать запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.11.2021 N 34:20:010102:1073-34/128/2021-3 и зарегистрировать право собственности Волгоградской области на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3087025+/-1230 кв.м. с кадастровым номером: 34:20:010102:1073, расположенный по адресу: Волгоградская обл., р-н. Новониколаевский.
Решением суда первой инстанции от 18 июля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что субъектом прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:20:010102:1073 является субъект Российской Федерации - Волгоградская область. Спорный земельный участок относятся к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, занятым лесными насаждениями, на земельном участке расположены лесополосы, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, в связи с чем, право собственности на него должно быть зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Волгоградской областью.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области представлен отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которому, Управление просит оставить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2022 года по делу N А12-3366/2022 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123,186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru),что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Гелио-пакс" (далее - ООО "Гелио-пакс") на праве собственности принадлежал земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3 087 025+/-1 230 кв.м. с кадастровым номером: 34:20:010102:1073, расположенный по адресу: Волгоградская обл., р-н. Новониколаевский.
09 ноября 2021 года ООО "Гелио-пакс" обратилось в Управление Росреестра по Волгоградской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на указанный земельный участок на основании решения ООО "Гелио-пакс" от 20.10.2021 об отказе от права собственности на земельный участок (т.1, л.д.71-75).
16 ноября 2021 года Управлением право собственности ООО "Гелио-пакс" на земельный участок площадью 3 087 025+/-1 230 кв.м. с кадастровым номером: 34:20:010102:1073 прекращено, о чем уведомлением от 16.11.2021 N КУВД-0001/2021-4688549 сообщено ООО "Гелио-пакс" (т. 1, л.д. 21).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) 16.11.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования - Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области (т. 1, л.д. 22-24).
Администрация Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района, полагая, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о государственной регистрации в ЕГРН права собственности Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3087025+/-1230 кв.м. с кадастровым номером: 34:20:010102:1073, расположенный по адресу: Волгоградская обл., р-н. Новониколаевский, запись регистрации N 34:20:010102:1073-34/128/2021-3 от 16.11.2021, являются незаконными, нарушают ее права и охраняемые законом интересы, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Судом заявленные требования рассмотрены в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о регистрации недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о регистрации сведений.
В силу подпункта 7 пункта 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 44 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 53 ЗК РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о регистрации государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
К указанному в части 1 настоящей статьи заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (часть 2 статьи 56 Закона о регистрации).
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (часть 4 статьи 56 Закона о регистрации).
Согласно части 1.1 статьи 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Таким образом, при отказе собственника от земельного участка, право собственности переходит к муниципальному образованию на территории которого он расположен.
Как следует из материалов дела, 16 ноября 2021 года Управлением право собственности ООО "Гелио-пакс" на земельный участок площадью 3 087 025+/-1 230 кв.м. с кадастровым номером: 34:20:010102:1073 прекращено (уведомление от 16.11.2021 N КУВД-0001/2021-4688549).
Материалами дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:20:010102:1073 поставлен на кадастровый учет 30.07.2021 г. с категорией - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов с учетом сведений, содержащихся в ЕГРП, Управлением установлено, что спорный земельный участок расположен в границах муниципального образования - Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области.
16.11.2021 зарегистрировано право собственности муниципального образования - Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области на земельный участок с кадастровым номером 34:20:010102:1073 (т. 1, л.д. 22-24).
Управление и суд посчитали, что в данном случае при отказе общества от земельного участка, право собственности правомерно перешло к муниципальному образованию, на территории которого он расположен. Законом не предусмотрена возможность отказа публичного органа от права собственности на земельный участок, аннулирования (снятие с кадастрового учета) такого земельного участка.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области поддержал позицию Управления, просил в удовлетворении требований Администрации отказать.
Довод подателя жалобы, аналогичный доводу, изложенному в заявлении, сводится к тому, что спорный земельный участок относятся к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, занятым лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия (лесополосами), в связи с чем, право собственности на него должно быть зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Волгоградской областью.
Указанный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве, относятся к государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения представляют собой искусственно созданные посадкой насаждения (деревья, кустарники), не входящие в лесной фонд, функционально предназначенные для защиты земель сельскохозяйственного назначения от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования их почвозащитных, водорегулирующих и иных защитных свойств.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон о мелиорации) агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся, в частности, противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, созданные в процессе осуществления мероприятий по охране земель и находящиеся в публичной собственности, не могут считаться принадлежностью конкретного земельного участка (в массиве земель сельскохозяйственного назначения).
Вместе с тем, нахождение на земельном участке лесных насаждений само по себе не является основанием для вывода о том, что земельный участок относится к государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Администрацией не представлены документы, позволяющие определенно установить наличие или отсутствие на земельном участке защитных лесных насаждений, которые являются элементами агролесомелиоративной системы по смыслу статьи 7 Закона о мелиорации, предназначенных для защиты, в том числе, смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Отсутствуют такие сведения и у органа государственной регистрации.
Судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:20:010102:1073 находился в собственности ООО "Гелио-пакс", при этом в выписке из ЕГРН на спорный земельный участок отсутствуют сведения о нахождении на земельном участке защитных лесных насаждений.
Сервис "Публичная кадастровая карта" - официальный онлайн-ресурс, который содержит общедоступные сведения ЕГРН. Публичная кадастровая карта не содержит сведений о лесных насаждениях на спорном земельном участке.
Представленные Администрацией снимки со спутника не свидетельствуют о наличии на земельном участке защитных лесных насаждений, не являются правоустанавливающими документами, не являются документами, подтвержденными уполномоченным органом. Указанные снимки не определяют точность отнесения к землям мелиорации тех насаждений, которые расположены на земельном участке с/х назначения. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют, документы о внесении сведений в ЕГРН о наличии лесных насаждений в отношении земельного участка в Управление не поступали.
Представленный Администрацией в материалы дела акт обследования земельного участка от 20.01.2022 г. с фотоматериалом, также не является доказательством, позволяющим определенно установить наличие на земельном участке защитных лесных насаждений, которые являются элементами агролесомелиоративной системы по смыслу статьи 7 Закона о мелиорации, предназначенных для защиты, в том числе, смежных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Указанный акт составлен в одностороннем порядке без участия уполномоченного органа и не является достаточным доказательством наличия на спорном земельном участке защитных лесных насаждений.
Указанный акт обследования не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим нахождение в границах испрашиваемого земельного участка лесополос, поскольку составлен в одностороннем порядке без участия уполномоченного органа, без указания местоположения и площади лесополос.
Данная правовая позиция соответствует позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 308-ЭС19-18279.
В соответствии с частью 1.1 статьи 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Согласно части 3 статьи 19 ЗК РФ в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, регистрирующий орган, исходя из положений статей 53, 56 Закона N 218-ФЗ, части 1.1 статьи 19 ЗК РФ, обоснованно осуществил государственную регистрацию права собственности муниципального образования по месту расположения земельного участка.
Администрацией не представлено доказательств, позволяющих установить незаконность действий Управления.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства и прав Администрации при осуществлении Управлением государственной регистрации в ЕГРН права собственности Дуплятского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 3 087 025+/-1 230 кв.м, с кадастровым номером: 34:20:010102:1073.
Данные выводы согласуются с выводами Арбитражного суда Поволжского округа, изложенными в постановлении от 11.11.2022 по делу N А12-34393/2021, принятом по схожих обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, доводы апелляционной жалобы в рассматриваемом случае подлежат отклонению как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июля 2022 года по делу N А12-3366/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3366/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ДУПЛЯТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НОВОНИКОЛАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ