г. Москва |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А40-87925/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Вавилово"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2022 по делу N А40-87925/22
по заявлению ОАО "Вавилово"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третьи лица - 1.Московский Фонд реновации жилой застройки,
2.Высший исполнительный орган государственной власти города Москвы - Правительство Москвы
о признании незаконным разрешения от 15.04.2022 N Р-06-004661
при участии:
от заявителя: |
Керженцев В.В. по доверенности от 28.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
Сорокина Е.Ю. по доверенности от 13.12.2021; |
от третьих лиц: |
1. Ротар А.А. по доверенности от 01.09.2022; 2. Сорокина Е.Ю. по доверенности от 03.11.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество с ограниченной ответственностью "Вавилово" (далее - Заявитель, ОАО "Вавилово", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ДГИ, Департамент) о признании незаконным разрешения от 15.04.2022 N Р-06-004661 на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Московский Фонд реновации жилой застройки, Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2022 в удовлетворении заявления ОАО "Вавилово" отказано.
ОАО "Вавилово" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ОАО "Вавилово" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители Департамента, Третьего лица с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Вавилово" является собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, дом 6. Жилой комплекс "Вавилово" представляет собой многоквартирный дом со встроенными, пристроенными нежилыми помещениями. Территория жилого комплекса (земельный участок многоквартирного дома) установлен в границах в соответствии с проектом межевания территории квартала, ограниченного Нахимовским проспектом, улицей Архитектора Власова, улицей Гарибальди, улицей Вавилова, разработанным ГБУ "ГлавАПУ" Москомархитектуры и прошедшим процедуру публичных слушаний, утвержден распоряжением ДГИ города Москвы N 10740 от 04.05.2016.
В соответствии с утвержденными материалами межевания для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, дом 6 определен земельный участок (по плану межевания N 15) площадью 1,896 га.
В настоящий момент на основании обращения ОАО "Вавилово" в Департамент городского имущества города Москвы осуществляется формирование земельного участка многоквартирного дома с последующей постановкой на государственный кадастровый учет.
В адрес Заявителя от управляющей компании ООО "Управляющая организация "Вавилово" поступило письмо Московского фонда реновации жилой застройки (исх. N ФР-11-11-57/22-7 от 21.04.2022) из которого следует, что с целью осуществления подключения строящегося объекта: "Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории" по адресу: район Ломоносовский, ул. Архитектора Власова, вл.2, ЮЗАО, к городским системам связи разработан проект по строительству кабельной канализации "Наружные слаботочные сети. Кабельная канализация" с частичным прохождением трассы по земельному участку, относящегося к территории жилого комплекса "Вавилово".
Также в указанном письме Фонда реновации указано то, что ДГИ города Москвы по запросу Фонда реновации оформлено разрешение на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, собственность на которые не разграничена от 15.04.2022 N Р-06-004661.
В Разрешении N Р-06-004661 указывается, что оно выдано Московскому фонду реновации жилой застройки (ИНН: 7703434808, ОГРН: 1177700018319), зарегистрированному по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, д. 13 на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: в соответствии со схемой границ земель или земельных участков, предполагаемых для использования в целях размещения объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на кадастровом плане территорий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, вл.2, общей площадью: 1166 кв.м., для целей: размещения линий связи и сооружений связи, в том числе антенных опор (мачты и башни) и линейно-кабельных сооружений связи, для размещения которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы не требуется получения разрешения на строительство.
Разрешение N Р-06-004661 выдано на использование участка сроком на 12 месяцев. Действие Разрешения прекращается со следующего дня соответствующего месяца и числа последнего года срока. Действие Разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридической лицу.
Согласно схеме границ земель или земельных участков, предполагаемых для использования (приложение N 1 к Разрешению N Р-06-004661), земельный участок для использования находится в пределах территории кадастрового квартала N 77:06:003008, обозначен каталог координат на земельных участках кадастрового плана территории с указанием характерных точек границ с 1 по 26.
Таким образом, выданное Департаментом Разрешение N Р-06-004661 предоставляет Фонду реновации использовать земельный участок многоквартирного дома жилого комплекса "Вавилово".
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Программа реновации - нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация.
Программа реновации жилищного фонда в городе Москве утверждена Постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве".
Согласно пункту 1(1) Постановление Правительства Москвы от 26.09.2017 N 708-ПП "Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве" проектируемые и строящиеся на указанных в пункте 1 настоящего постановления земельных участках "стартовые" многоквартирные дома, обеспечивающие "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, являются объектами капитального строительства регионального значения города Москвы.
Согласно статье 10.9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" особенности осуществления градостроительной деятельности в целях реновации жилищного фонда в соответствии с федеральным законом устанавливаются таким федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Такие особенности установлены Законом РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" с учетом внесенных в него изменений на основании ст. 1 Федерального закона от 01.07.2017 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве".
Как установлено материалами дела, в целях реализации Программы реновации Московским фондом реновации жилой застройки в рамках получения государственной услуги Департамента "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" было получено разрешение от 15.04.2022 N Р-06-004661 по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, вл. 2.
В настоящее время по указанному адресу завершено строительство и оформлено разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по Программе реновации.
Ввиду отсутствия необходимости продолжения использования земель и земельных участков, предоставленных указанным разрешением на использование, Московский фонд реновации жилой застройки обратился в Департамент с обращением о прекращении его действие с даты регистрации обращения (письмо от 30.06.2022 N ДГИ-Э-90358/22).
На основании данного обращения действие разрешения от 15.04.2022 N Р-06-004661 прекращено с 30.06.2022, о чем Департамент письмом от 08.07.2022 N ДГИ-Э-90358/22-1 сообщил Московскому фонду реновации жилой застройки.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт являлся документом временного действия, в настоящее время не действует и не нарушает права и интересы Заявителя.
В рамках указанного рассмотрения заявления Московского фонда реновации жилой застройки, в соответствии с пунктом 3.3.3.1 Административного регламента Департаментом был направлен межведомственный запрос о согласовании схемы в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москва.
Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москва была согласована представленная схема в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 6.
Департаментом было оформлено разрешение на использование N Р-06-00466 для целей размещения линий связи и сооружений связи, в том числе антенных опор (мачты и башни) и линейно-кабельных сооружений связи, для размещения которых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы не требуется получение разрешения на строительство сроком до 15.04.2023.
При этом проект межевания территории квартала 15Б Ломоносовского района, ограниченного Нахимовским проспектом, улицей Архитектора Власова, улицей Гарибальди, улицей Вавилова (буклет N 06.06.103.2009) утвержден распоряжением Департамента от 04.05.2016 N 10740 (в редакции распоряжения от 19.03.2020 N 9180).
Согласно утвержденному проекту межевания территории жилому дому по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 6 установлен участок (N 15 по плану межевания) площадью 1,896 га.
До настоящего времени земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 6, на государственный кадастровый учет не поставлен.
Согласно нормам статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Положениями пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ) установлено, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Дугенец Е.Ю., Минина В.П. и Плеханова Е.А." переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Действующим земельным законодательством предусмотрено, что для возникновения права собственности необходим факт наличия в установленном законом порядке сформированного земельного участка под многоквартирном домом.
Признание земельного участка объектом гражданских прав требует точного определения его границ и постановки на кадастровый учет. Именно поэтому законодатель связывает переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме с необходимостью формирования данного земельного участка.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, пределы правомочия по использованию земельного участка, на котором расположен жилой дом, ограничены границами такого земельного участка.
Согласно положениям статьи 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет по заявлению собственника помещения в многоквартирном доме формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, для целей, указанных в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ земельный участок считается сформированным с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде его разрешенного использования - эксплуатация многоквартирного дома.
Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, то есть его границы на местности не определены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 67 Постановления пленумов от 29.04.2010 Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенных норм права и представленных в материалы документов, следует, что земельный участок под спорным жилым домом не сформирован, его государственный кадастровый учет не проведен, право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома, не возникло.
Адрес дома (г. Москва, ул. Архитектора Власова, д. 6) включен в схему установки на территории города Москвы отдельных ограждающих конструкций (в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19,07.2019 N 900-ПП "О порядке установки на территории города Москвы отдельных ограждающих конструкций").
Согласно пункту 5.1.3 постановления Правительства Москвы от 19.07.2019 N 900-ПП ограждение подлежит демонтажу в порядке, аналогичном порядку, установленному для освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющимися объектами капитального строительства, в случае препятствия ограждением проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы.
Судом первой инстанции установлено, что 24.05.2022 на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Юго-Западного административного округа города Москвы с учетом пункта 5.1.3 постановления Правительства Москвы от 19.07.2019 N 900-ПП было принято решение о демонтаже и (или) перемещении в соответствии с порядком, определенным постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, некапитальных объектов (будка охраны и металлический забор) в объемах и в местах необходимых для реализации проекта на строительство кабельной канализации.
В настоящее время работы по строительству кабельной канализации на земельном участке вблизи многоквартирного дома по адресу: ул. Архитектора Власова, д.6 завершены, благоустройство восстановлено. При этом работы не затрагивали территорию детской площадки, вырубка деревьев не производилась.
Таким образом, действия органов исполнительной власти, совершенные в период действия оспариваемого ненормативного правового акта, полностью соответствуют действующему законодательству города Москвы и Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов Заявителя.
Заявителем не доказано нарушение законных прав и интересов юридического лица - ОАО "Вавилово", в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции отсутствовали.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем разрешения ДГИ от 15.04.2022 N Р-06-004661 незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.09.2022 по делу N А40-87925/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87925/2022
Истец: ОАО "ВАВИЛОВО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, МОСКОВСКИЙ ФОНД РЕНОВАЦИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ