г. Саратов |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А57-19770/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.11.2022.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Грабко О.В., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2022 по делу N А57-19770/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никишина Валерия Михайловича (ИНН 643200050285, ОГРНИП 306643206200024) о признании незаконным отказа, об обязании,
заинтересованные лица: Администрация Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова,
Департамент Саратовского района муниципального образования "Город Саратов",
председатель ликвидационной комиссии администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области Р.Р. Алимов,
при участии в судебном заседании представителя Комитета по управлению имуществом г. Саратова - Котлова Д.А., действующего по доверенности от 08.06.2022,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Никишин Валерий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП глава К(Ф)Х Никишин В.М.) с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 18.08.2021 N 633/01-52 в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м 22.01.2021 года в собственность без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади и обязании Администрации муниципального образования "Город Саратов" заключить с Главой КФХ Никишиным В.М договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м в собственность без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующего размеру этого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.04.2022 признан незаконным отказ от 18.08.2021 N 633/01-52 администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области в заключении договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. в собственность без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади.
Суд обязал уполномоченный орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления в 30-дн срок с момента вступления решения в законную силу подготовки проекта договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м в собственность без проведения торгов по цене, указанной в п.5.1 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующего размеру этого земельного участка), подписания проекта договора и направления подписанного проекта договора ИП главе КФХ Никишину В.М., взыскал с Администрации Вольновского муниципального района Саратовской области в пользу ИП главы К(Ф)Х Никишина В.М. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с решением суда, Комитет по управлению имуществом г. Саратова обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2022 года производство по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом г. Саратова на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2022 по делу N А57-19770/2021 приостановлено до принятия дополнительного решения судом первой инстанции по настоящему делу.
29 сентября 2022 года Арбитражным судом Саратовской области принято дополнительное решение по уточненному требованию заявителя об обязании Администрации МО "Город Саратов" заключить с главой КФХ Никишиным В.М. договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. в собственность без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующего размеру этого земельного участка.
Определением апелляционного суда от 10 октября 2022 года производство по апелляционной жалобе возобновлено в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием доказательств использования главой КФХ Никишиным В.М. земельных участков.
В судебное заседание явился представитель Комитета по управлению имуществом города Саратова.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащем образом.
Законность и обоснованность судебного акта проверена арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, 16.07.2021 в выпуске N 27 (454) газеты "Большая Волга" опубликовано извещение о приеме заявлений на приобретение земельных участков, находящихся в собственности Вольновского муниципального образования Саратовского муниципального района. В данном заявлении указаны кадастровые номера земельных участков, местоположение, вид разрешенного использования, площадь.
20.07.2021 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. (т.1 л.д.37).
В обоснование данного заявления заявитель указал, что Главой крестьянского фермерского хозяйства Никишин Валерий Михайлович является с 1990 года по настоящее время и использует по назначению земли сельскохозяйственного назначения площадью 350 га, расположенные на землях Вольновского муниципального образования, что подтверждается постановление администрации от 04.05.2001 N 463, договором аренды от 15.05.2001, государственным актом N САР-32-03-001184, выкопировкой участка к государственному акту, постановлениями администрации от 06.04.1992 N 36, от 19.02.1992 N 40, от 03.04.1991 N 17, решением суда от 26.12.2019 по делу N2-1228/2019, заочным решением от 03.10.2019 по делу N2-1008/2019, проектом агрохимических удобрений, актом выполнения агрохимических работ от 11.11.2014 на 400 га, отчетами 2-фермер за 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2020 годы, выпиской из ЕГРЮЛ на заявителя, справкой из Администрации МО Саратовского района об обработке земель, копией паспорта, заключением специалиста (кадастрового инженера) от 30.07.2021 ООО "Ракурс-Кадастр" о совпадении границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. с границами земельного участка, предоставленного на основании договора аренды от 15.05.2001.
Письмом от 18.08.2021 N 633/01-52 Администрацией Вольновского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области предпринимателю отказано в заключении договора купли-продажи земельных участков без проведения торгов в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих использование земельных участков (т.1 л.д.40-41).
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при вынесении решения исходил из доказанности главой КФХ Никишиным В.М. использования испрашиваемых земельных участков, и, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о незаконности отказа Администрации от 18.08.2021 N 633/01-52. Дополнительным решением от 29 сентября 2022 года суд возложил на Администрацию МО "Город Саратов" обязанность заключить с главой КФХ Никишиным В.М. договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. в собственность без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующего размеру этого земельного участка.
Изучив материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежит на заявителе.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N101-ФЗ).
Закон N 101-ФЗ регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
По общему правилу продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, в случае предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации на основании Закона N 101-ФЗ (п. 8 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Таким образом, данной нормой установлен льготный порядок приобретения прав на земельный участок, сформированный в счет невостребованных долей, с оформлением на него права муниципальной собственности в установленном Законом N 101-ФЗ порядке субъектом, который использовал соответствующий участок.
Согласно ст. 12.1 Закона невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
После признания права собственности на земельный участок, сформированный из невостребованных земельных долей, и регистрации права муниципальной собственности на него орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данный земельный участок, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются:
- особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство);
- использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей;
- обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок);
- использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из содержания данной нормы права следует, что заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им в собственность земельного участка. К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены не только договоры аренды или безвозмездного пользования и иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством. Доказательствами использования земельного участка могут служить любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие его использование в сельскохозяйственных целях в том числе, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и т.д.
Таким образом, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка может быть учтено и фактическое использование заявителем земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Правовой подход изложен в пункте 24 Обзора судебной практики ВС РФ N 5 (2017), утвержденном Президиумом ВС РФ, и в Определении Верховного суда РФ по делу N 305-ЭС17-5424.
Фактическое использование спорного земельного участка заявителем должно быть подтверждено совокупностью доказательств: учетные листы тракториста-машиниста, свидетельствующие о внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая на спорном земельном участке и несении расходов по обработке спорного земельного участка; несение заявителем длительное время налогового бремени в отношении данного участка (платежные поручения, подтверждающие уплату земельного налога за последние 3 года) при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей, что должно указывать на добросовестное и открытое использование спорного земельного участка.
Право собственности Вольновского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области на спорные земельные участки зарегистрировано 14.04.2021, о чём свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17.06.2021 (т.2 л.д.77-84).
С заявлением о заключении договора ИП глава КФХ Никишин В.М. обратился в установленный срок - 20.07.2021, то есть в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки.
Согласно заявлению предпринимателя, после выхода из совхоза "Вольновский" в девяностые годы он стал главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
С 2006 года предприниматель обрабатывает земельный участок общей площадью 349,5 га, в состав которого входит земельный участок площадью 99,3 га в границах земель ЗАО "Вольновский", предоставленный заявителю на основании постановления Администрации объединенного муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 04.05.2001 N 463 (т.1 л.д.73) по договору аренды земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства от 15.05.2001 (т.1 л.д.74-81). С 2013 по 2015 год фермерское хозяйство обрабатывало 400 га земли.
Заявителем с заявлением представлены документы, подтверждающие использование ИП главой КФХ Никишиным В.М. испрашиваемых земельных участков: постановление администрации от 04.05.2001 N 463, договор аренды от 15.05.2001, государственный акт N САР-32-03-001184, выкопировка участка к государственному акту, постановления администрации от 06.04.1992 N 36, от 19.02.1992 N 40, от 03.04.1991 N 17, решение суда от 26.12.2019 по делу N2-1228/2019, заочное решение суда от 03.10.2019 по делу N2-1008/2019, проект агрохимических удобрений, акт выполнения агрохимических работ от 11.11.2014 на 400 га, отчеты 2-фермер за 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2020 годы, выписка из ЕГРЮЛ на заявителя, справка из Администрации МО Саратовского района об обработке земель, заключение специалиста (кадастрового инженера) от 30.07.2021 ООО "Ракурс-Кадастр" о совпадении границ земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. с границами земельного участка, предоставленного на основании договора аренды от 15.05.2001.
Согласно письму Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 16.06.2021 N 12-37/294 земельные участки, располагающиеся в Саратовской области, Саратовском районе, Вольновском муниципальном образовании с кадастровыми номерами 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. находятся в границах одного поля 99,3 га и являются землями сельскохозяйственного назначения. Данные участки обрабатываются по целевому назначению главой КФХ Никишиным В.М., а именно, для возделывания сельскохозяйственной продукции (подсолнечник).
Представленные ИП главой КФХ Никишиным В.М. документы подтверждают использование заявителем испрашиваемых земельных участков.
Так, представленные сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур (форма N 2-фермер) за 2013, 2014, 2016, 2017, 2019, 2020 годы, предусмотренные приказом Росстата N545 от 24.08.2017 года, свидетельствуют о том, что предприниматель использовал в 2016, 2017, 2019 и 2020 годах земельные угодья площадью 350 га, в 2014 году - 300 га, в 2013 году - 400 га (посевная площадь + площадь чистых паров) (т.1 л.д.46-72).
Из проекта "Агрохимическая, агроэкологическая характеристика почв и научно-обоснованная система удобрения", подготовленного ФГБУ Государственная станция агрохимической службы "Саратовская" в 2014 году, следует, что обследованная площадь составляет 409 га. Заявителем представлен также акт выполненных работ по агрохимическому обследованию земель от 11.11.2014.
В качестве доказательств использования спорных земельных участков заявителем представлена справка Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 24.09.2019 года N 12-37/442, подтверждающая обрабатываемую площадь в 350 Га и поля площадью 99,3 га, справка Администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 16.06.2021 N 12-37/294, подтверждающая, что земельные участки, располагающиеся в Саратовской области, Саратовском районе, Вольновском муниципальном образовании с кадастровыми номерами 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. находятся в границах одного поля 99,3 га и являются землями сельскохозяйственного назначения. Данные участки обрабатываются по целевому назначению главой КФХ Никишиным В.М., а именно, для возделывания сельскохозяйственной продукции (подсолнечник), а также заключение специалиста ООО "Ракурс-Кадастр", подтверждающее факт нахождения спорных земельных участков общей площадью 652 707 кв.м. (65,27 га) в границах поля площадью 99,3 га (т.2 л.д.101-105).
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке является использование субъектом земельного участка до регистрации права муниципальной собственности на него.
Целью установления названного льготного механизма является передача земельного участка тому сельскохозяйственному товаропроизводителю, который его фактически использует.
В связи с этим использование должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда, что заявителем представлены надлежащие доказательства использования земельных участков до регистрации права муниципальной собственности на них. Глава КФХ Никишин В.М. с 2006 г. по настоящий момент использует в своей хозяйственной деятельности по целевому назначению указанные земельные участки.
Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, отказ Администрации в предоставлении земельных участков в собственность Главе КФХ Никишину В.М., обратившегося с заявлением о выкупе в установленный законом срок, мотивированное тем, что использование земельных участков не подтверждено, не соответствует приведенным нормам земельного законодательства, их буквальному толкованию Верховным Судом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации Вольновского муниципального образования Саратовского района Саратовской области от 18.08.2021 N 633/01-52 в заключении с заявителем без проведения торгов договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номером 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на землях АОЗТ "Вольновское".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд в административном судопроизводстве обязан восстановить нарушенные права заявителя.
В соответствии со статьями 1, 3, 4 Закона Саратовской области от 24.11.2021 N 133-ЗСО, вступившего в силу с 01.01.2022, Вольновское муниципальное образование преобразовано путем объединения с муниципальным образованием "Город Саратов".
Вольновское муниципальное образование утратило статус муниципального образования со дня вступления в законную силу Закона. Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Вольновского муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу Закона. Органы местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" являются правопреемниками органов местного самоуправления Вольновского муниципального образования.
Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 утвержден устав муниципального образования "Город Саратов" и его положения, к органам местного самоуправления относится, в том числе и Администрация муниципального образования "Город Саратов" (статья 22).
Подпункт 19 пункта 2 статьи 46, статьи 47 устанавливает, что в собственности города в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения: в том числе и земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности города в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.
Как верно указал суд первой инстанции в дополнительном решении по делу от 29.09.2022, вступившем в законную силу, право на распоряжение спорными земельными участками перешло к Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Требование заявителя о возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности заключить с ИП главой К(Ф)Х Никишиным В.М. договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами N 64:32:000000:23246, площадью 630 604 кв.м. и N 64:32:000000:23247, площадью 22 103 кв.м. без проведения торгов по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка и площади, соответствующего размеру этого земельного участка - подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные в жалобе, основанные на ином толковании заявителем положений законодательства и иной оценке обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, в связи с чем, отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах, судом по делу принято законное и обоснованное решение, с учетом вступившего в законную силу дополнительного решения, в связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 апреля 2022 года по делу N А57-19770/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19770/2021
Истец: ГКФХ Никишин Валерий Михайлович
Ответчик: Администрация Вольновского МО Саратовского района Саратовской области, Администрация Вольновского МО Саратовского района СО
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Департамент Саратовского района МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, председатель ликвидационной комиссии Администрации Вольновского МР Алимов Р.Р., Арбитражный суд Саратовской области