г. Самара |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А55-10105/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от заявителя- Касымова Н.А., доверенность от 30.12.21,
от ответчика- Зубова Е.В., доверенность от 11.12.20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2022 года, принятое по делу N А55-10105/2022 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земский банк" к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Земский банк" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выраженное в невключении: нежилых помещений, расположенных по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д.79: кадастровый номер 63:08:0101018:1018, площадью 654,3 кв.м., 7 этаж; кадастровый номер: 63:08:0101018:984, площадь 2665,2 кв.м., 1-4 этажи; кадастровый номер: 63:08:0101018:985,-1 этаж комнаты N N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12,13,14,15,16,17,18 площадью 571,5 кв.м.; кадастровый номер 63:08:0101018:238, площадью 76,8 кв.м., 6 этаж, комнаты NN20,21,22; кадастровый номер: 63:08:0101018:240, площадью 153,8 кв.м., 6 этаж, комнаты NN12,13,14,15,16,17,19; кадастровый номер 63:08:0101018:983, площадью 61,60 кв. м., комн. 27-29, 1 этаж; кадастровый номер 63:08:0101018:1019, площадью 403,4 кв. м., комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 23, 24, 25, 6 этаж; кадастровый номер 63:08:0101018:239 (5 этаж), площадью 18,40 кв. м.; кадастровый номер 63:08:0101018:592 (5 этаж), площадью 270,40 кв. м; кадастровый номер 63:08:0101018:593 (5 этаж), площадью 324 кв. м.; кадастровый номер 63:08:0101018:595 (5 этаж), площадью 44 кв. м; кадастровый номер 63:08:0101018:594 (5 этаж), площадью 18,40 кв. м. в приказ от 22 октября 2021 г. N 2233 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год", как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Самарской области от 25.07.2016 года N402 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений"; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год объекты недвижимости: нежилых помещений, расположенных по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д.79: кадастровый номер 63:08:0101018:1018, площадью 654,3 2 А55-10105/2022 кв.м., 7 этаж; кадастровый номер: 63:08:0101018:984, площадь 2665,2 кв.м., 1-4 этажи; кадастровый номер: 63:08:0101018:985,-1 этаж комнаты NN 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12,13,14,15,16,17,18 площадью 571,5 кв.м.; кадастровый номер 63:08:0101018:238, площадью 76,8 кв.м., 6 этаж, комнаты NN20,21,22; кадастровый номер: 63:08:0101018:240, площадью 153,8 кв.м., 6 этаж, комнаты NN12,13,14,15,16,17,19; кадастровый номер 63:08:0101018:983, площадью 61,60 кв. м., комн. 27-29, 1 этаж; кадастровый номер 63:08:0101018:1019, площадью 403,4 кв. м., комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 23, 24, 25, 6 этаж; кадастровый номер 63:08:0101018:239 (5 этаж), площадью 18,40 кв. м.; кадастровый номер 63:08:0101018:592 (5 этаж), площадью 270,40 кв. м; кадастровый номер 63:08:0101018:593 (5 этаж), площадью 324 кв. м.; кадастровый номер 63:08:0101018:595 (5 этаж), площадью 44 кв. м; кадастровый номер 63:08:0101018:594 (5 этаж), площадью 18,40 кв. м.; направить уточненный Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области и разместить его в разделе департамента имущественных и земельных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании жалобу отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Земский банк" на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д.79: площадью 654,3 кв.м, 7 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:1018; площадью 2665,2 кв.м, 1-4 этажи, с кадастровым номером 63:08:0101018:984; площадью 571,5 кв.м, 1 этаж комнаты N N 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12,13,14,15,16,17,18, с кадастровым номером 63:08:0101018:985; площадью 76,8 кв.м, 6 этаж, комнаты NN20,21,22, с кадастровым номером 63:08:0101018:238; площадью 153,8 кв.м, 6 этаж, комнаты NN12,13,14,15,16,17,19, с кадастровым номером 63:08:0101018:240; площадью 61,60 кв.м, комн. 27-29, 1 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:983; площадью 403,4 кв.м, комнаты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 23, 24, 25, 6 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:1019; площадью 18,40 кв.м, 5 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:239; площадью 270,40 кв.м, 5 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:592; площадью 324 кв.м, 5 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:593; площадью 44 кв.м, 5 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:595; площадью 18,40 кв.м, 5 этаж, с кадастровым номером 63:08:0101018:594, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны соответствующие записи регистрации права.
Вышеуказанные помещения расположены в нежилом здании на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0101018:115, с видом разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения, принадлежащем на праве собственности заявителю. Вышеуказанный объект поставлен на кадастровый учет 30.01.2008.
Приказом Министерства от 22 октября 2021 г. N 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Объекты недвижимого имущества заявителя с кадастровыми номерами 63:08:0101018:1018, 63:08:0101018:984, 63:08:0101018:985, 63:08:0101018:238, 63:08:0101018:240, 63:08:0101018:983, 63:08:0101018:1019, 63:08:0101018:239, 63:08:0101018:594, 63:08:0101018:593, 63:08:0101018:595, 63:08:0101018:592 в Перечень на 2022 год не включены, общество, посчитав, что со стороны Министерства допущено незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Из системного анализа положений Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 года N 402 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" обязанность по формированию и утверждению Перечня на 2022 год возложена на Министерство имущественных отношений Самарской области и не зависит от волеизъявления собственников таких объектов.
Положения статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат условий и порядка, в том числе с учетом сроков совершения отдельных действий, по формированию уполномоченным органом Перечня, указывая лишь на необходимость его формирования до 1 числа налогового периода.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рассматриваемом случае Перечень мог быть сформирован до 31.12.2021 включительно.
Доказательств того, что на момент формирования Перечня у Министерства отсутствовала информация, подтверждающая соответствие спорных объектов необходимым критериям, как и доказательств иного назначения и фактического использования объектов, Министерством в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, каких-либо препятствий выявить спорные объекты недвижимости и включить их в Перечень на 2022 год у органов, осуществляющих публичные полномочия, не имелось.
Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" начал действовать с 01.01.2022.
Заявитель обратился в суд 31.03.2022 путем направления заявления посредством АО "Почта России", что подтверждается штемпелем на почтовом конверте.
Таким образом, трехмесячный срок на оспаривание бездействия уполномоченного органа не пропущен.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствия решения, действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением, действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации подлежит уплате налог на имущество организаций.
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
Согласно пункту 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 этой статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии с его кадастровым паспортом или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
- определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
- направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
- размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов, которые относятся к административно-деловым центрам и торговым центрам и помещениям в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 1.1 Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган вправе привлекать подведомственные ему организации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются: сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); документы технического учета (инвентаризации); акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
Из материалов дела следует, что нежилые помещения, расположенные в здании по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д.79, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 63:08:0101018:1018, 63:08:0101018:984, 63:08:0101018:985, 63:08:0101018:238, 63:08:0101018:240, 63:08:0101018:983, 63:08:0101018:1019, 63:08:0101018:239, 63:08:0101018:594, 63:08:0101018:593, 63:08:0101018:595, 63:08:0101018:592, права на них зарегистрированы.
На основании изложенного, спорные объекты недвижимости, которые отвечают критериям, указанным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными в статье 1.1 Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области", должны были быть включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
В силу пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с названным Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.
Невключение в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость всех объектов недвижимого имущества, отвечающих критериям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, создает условия неравенства налогообложения, что может привести к ограничению конкуренции.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплены принципы всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного характера налогов и сборов, установления дифференцированных ставок. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Из положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что уполномоченный орган по своему усмотрению избирательно формирует перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как их кадастровая стоимость.
Обязанность по формированию и утверждению соответствующего Перечня объектов возлагается на Министерство и не зависит от волеизъявления собственника, в частности от момента обращения последнего с соответствующим заявлением.
Действительно, согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.
Вместе с тем, вышеуказанное положение Налогового кодекса Российской Федерации относится лишь к объектам, которые выявлены в текущем налоговом периоде, и не распространяется на объекты, выявленные в предшествующем налоговом периоде.
Поскольку спорные объекты недвижимости, с учетом установленных по делу обстоятельств, должны были быть выявлены и могли быть выявлены Министерством как объекты недвижимого имущества по налогу на имущество организаций, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в 2022 году, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что спорные помещения подлежали включению в Перечень объектов за 2022 год.
Указанным бездействием нарушаются экономические права общества, что подтверждается представленными в дело документами.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 303-КГ17-11821, от 06.06.2018 N 309-КГ18-6552, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.10.2018 N Ф06-38312/2018 по делу N А65-26646/2017, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А65-4280/2020, от 18 июня 2021 г. по делу N А65-4091/2021, постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.05.2017 по делу N А51-18780/2016, от 14.02.2017 по делу N А51-13146/2016, постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 09.07.2018 по делу N А76-12591/2017, от 21.02.2018 по делу N А76-25449/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2016 по делу N А52-2601/2015.
Поскольку спорные объекты при изложенных обстоятельствах могли быть и должны были быть выявлены Министерством для соответствующий целей в 2021 году до утверждения Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2022 год, однако не были включены в указанный Перечень, суд первой инстанции правомерно признал такое бездействие Министерства незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым устранить допущенные нарушения прав заявителя и в этой связи обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в тридцатидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год объекты недвижимости: нежилых помещений, расположенных по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, ул. Ульяновская, д.79.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Довод жалобы о том, что требования заявителя фактически направлены на внесение изменений в нормативный правовой акт путем включения в Перечень сведений о принадлежащих заявителю помещениях и что производство по настоящему делу следует прекратить, заявлялся Министерством в суде первой инстанции и судом ему дана надлежащая оценка.
Как правильно указал суд первой инстанции, заявителем в рамках настоящего дела оспаривается бездействие Министерства, выразившееся в невключении в Перечень спорных нежилых помещений. Приказ Министерства от 22 октября 2021 г. N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в рамках настоящего дела не оспаривается.
Таким образом, в рамках настоящего дела заявителем оспаривается бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, выразившееся в невключении в Перечень спорных нежилых помещений, принадлежащих конкретному лицу. Данное бездействие Министерства не затрагивает права и законные интересы неограниченного круга лиц, а касается непосредственно заявителя.
Следовательно, оснований для прекращения производства по делу в рассматриваемой ситуации не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2022 года по делу N А55-10105/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 августа 2022 года по делу N А55-10105/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10105/2022
Истец: ООО "Земский банк"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области