г. Москва |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А41-57032/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Фонда капитального ремонта (ИНН 7701169833, ОГРН 1137799018081) к Администрации городского округа Мытищи (ИНН 5029009950, ОГРН 1025003534423) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (Московская область, г.Мытищи, ул.Кедрина, д.3) в размере 64.725 руб. 78 коп. за период с 01.08.2019 г. по 31.05.2022,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Мытищи о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (Московская область, г.Мытищи, ул.Кедрина, д.3) в размере 64.725 руб. 78 коп. за период с 01.08.2019 г. по 31.05.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.10.2022 по делу N А41-57032/22 исковые требования Фонда капитального ремонта удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
Протокольным определением Десятого арбитражного суда от 22.11.2022 суд перешел к рассмотрению дела N А41-54027/20 по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции явились следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:
1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч рублей;
3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей;
4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей;
5) о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает двести тысяч рублей, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
В силу положений части 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 01.10.2019, не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, содержащейся в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, порядок исполнения судебных актов, связанных с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В данном порядке обращается взыскание на средства соответствующего бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений (статьи 242.3 - 242.5 БК РФ). В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения. В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Положения, установленные для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует учитывать, что, по общему правилу, порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов (часть 4 статьи 3 АПК РФ).
Соответственно, после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ установленный данным законом процессуальный порядок подлежит применению при рассмотрении искового заявления.
По настоящему спору заявлено требование о взыскании с ответчика - Администрации задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, спор связан с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом указанного выше, а также разъяснений, приведенных в пунктах 51 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции применительно к части 6.1 статьи 268 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям.
Судом рассмотрено дело N А41-57032/22 по иску ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА (ИНН 7701169833, ОГРН 1137799018081) к Администрации городского округа Мытищи (ИНН 5029009950, ОГРН 1025003534423) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (Московская область, г.Мытищи, ул.Кедрина, д.3) в размере 64.725 руб. 78 коп. за период с 01.08.2019 г. по 31.05.2022 г.
Представитель ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА поддержал заявленные исковые требования.
Администрации городского округа Мытищи своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно акту приема-передачи от 25.08.2017 ООО "Лидер М" в исполнение инвестиционного договора от 03.06.2014 N 06031403-И передало администрации городского округа Мытищи Московской области в муниципальную собственность квартиры, общей площадью 218,70 кв.м., в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Кедрина, д. 3, кв.: 44, 46, 47, 48, 55, 57. 106, 293.
Многоквартирный дом, расположенный на территории Московской области, квартиры в котором принадлежат администрации городского округа Мытищи Московской области на праве муниципальной собственности, включен в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы" (далее - региональная программа).
Региональная программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на Интернет - портале Правительства Московской области http://mosreg.ru. Изменения в региональную программу капитального ремонта внесены 18.12.2018. Учитывая положения пункта 2.1 и 2.2 статьи 5 Закона, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по квартирам, принадлежащим администрации городского округа Мытищи Московской области, возникла с 01.08.2019.
Согласно расчету задолженности, за период с 01.08.2019 по 31.05.2022, задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по помещениям, правообладателем которых является администрации городского округа Мытищи Московской области, составляет 64 725, 78 руб.
Многоквартирный дом по вышеуказанному адресу включен в региональную программу Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2049 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на официальном Интернет-портале Правительства Московской области www.mosreg.ru, следовательно, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт возникает у собственника помещения в многоквартирном доме с 01.05.2014 (по истечении трех календарных месяцев с даты публикации региональной программы капитального ремонта).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области в месяц на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, установлены:
постановлением Правительства Московской области от 03.12.2013 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2014 год" в размере 7 руб. 30 коп., постановлением Правительства Московской области от 04.10.2014 N 902/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2015 год" в размере 7 руб. 80 коп.,
постановлением Правительства Московской области от 05.08.2015 N 650/26 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2016 год" в размере 8 руб. 30 коп.,
постановлением Правительства Московской области от 28.06.2016 N 502/21 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2017 год" в размере 8 руб. 65 коп.,
постановлением Правительства Московской области от 03.10.2017 N 1023/54 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2018 год" в размере 9 руб. 07 коп.,
постановлением Правительства Московской области от 04.12.2018 N 905/43 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2019 год" в размере 9 руб. 07 коп.,
постановлением Правительства Московской области от 10.09.2019 N 598/31 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2020 год" в размере 9 руб. 07 коп.,
постановлением Правительства Московской области от 08.12.2020 N 937/41 "О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области на 2021 год" в размере 9 руб. 07 коп.,
В нарушение принятых по договору обязательств ответчиком денежные средства на капитальный ремонт не внесены, за период с 01.08.2019 по 31.05.2022 образовалась задолженность в размере 64 725 руб. 78 коп.
Претензия истца с требованием погасить задолженность оставлена обществом без удовлетворения.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ст. 155 (часть 1) ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно п. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Выбор способа управления домом осуществляется на общем собрании собственников в порядке ст. ст. 44 - 48, 161 - 164 ЖК РФ.
Пункт 1 статьи 169 устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Таким образом, в случае, если выбран способ управления домом - управление управляющей организацией, каждый собственник помещения обязан заключить договор управления с выбранной управляющей организацией.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Постановлением Правительства Московской области от 27 декабря 2013 года N 1188/58 утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2038 годы".
Программа капитального ремонта официально опубликована 30.01.2014 на официальном Интернет-портале Правительства Московской области www.mosreg.ru.
Многоквартирный дом включен в региональную программу Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014 - 2049 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы".
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося у него в собственности и расходов на коммунальные услуги.
Ответчиком не представлены доказательства перечисления взносов за указанный период.
Учитывая, что доказательств оплаты взносов ответчиком не представлено, требование о взыскании задолженности подлежит удовлетворению в заявленном размере.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что администрация городского округа Мытищи Московской области приняла решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора 08.05.2020 постановлением N 1437 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Мытищи", таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома у собственников квартир N 44, N 46, N 47, N 48, N 55, N 57, N 106, N 293, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Кедрина, д. 3, возникла 08.08.2020.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта.
Пунктом 2.2 статьи 5 Закона Московской области N 66/2013-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области" (далее - Закон) установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенном в региональную программу при её актуализации, возникает по истечении шести месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу.
Многоквартирный дом, расположенный на территории Московской области, квартиры в котором принадлежат администрации городского округа Мытищи Московской области на праве муниципальной собственности, включен в региональную программу капитального ремонта Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014 - 2049 годы", утвержденную постановлением Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1 188/58 "Об утверждении региональной программы Московской области "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области на 2014-2049 годы" (в редакции от 12.12.2018).
Учитывая положения пункта 2.2 статьи 5 Закона, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по квартирам, принадлежащим администрации городского округа Мытищи Московской области, возникла с 01.08.2019.
Доказательств оплаты взносов на капитальный ремонт ни на специальный счет, ни Фонду ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные исковые требования удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2022 года по делу N А41-57032/22 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации городского округа Мытищи Московской области в пользу Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов задолженность в размере 64 725, 78 руб., государственную пошлину в размере 2 589 руб.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Судья |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57032/2022
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: Администрации г.о. Мытищи, Администрация городского округа Мытищи