г. Москва |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А40-28835/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-28835/22
по заявлению ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод"
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным и отмене предписания N 0904-58Пл-П/134-1021,
при участии:
от заявителя: |
Карабут А.С. по доверенности от 10.08.2021, Лоскутникова Е.С. по доверенности от 16.05.2022, Бельский С.С. по доверенности от 06.06.2022; |
от заинтересованного лица: |
Абдуллаев А.Г. по доверенности от 18.11.2021, Рыбаков Р.И. по доверенности от 17.02.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" (далее - Заявитель, ПАО "РУСАЛ Братск", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Заинтересованное лицо, Росприроднадзор) о признании незаконным Предписания Росприроднадзора N 0904-58Пл-П/134-1021 от 18.11.2021 в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 16, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 в удовлетворении заявления ПАО "РУСАЛ Братск" отказано.
ПАО "РУСАЛ Братск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ПАО "РУСАЛ Братск" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Росприроднадзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 11.10.2021 по 18.11.2021 Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении ПАО "РУСАЛ Братск" проведена плановая выездная проверка, по результатам которой в отношении Общества составлен акт плановой выездной проверки от 18.11.2021 N 0904-58Пл-А/134-1021 и выдано Предписание N 0904-58Пл-П/134-1021 от 18.11.2021 (далее - Предписание) с указанием выявленных Заинтересованным лицом и подлежащих устранению Обществом нарушений в сфере природопользования.
Не согласившись с выводами и требованиями контрольного органа, 07.12.2021 Заявитель в порядке части 6 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном и муниципальном контроле" обратился с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, решением которой от 14.01.2022 N 202112070000154504001 указанное Предписание в части пунктов 14, 19, 21, 22, 39 было снято с контроля ввиду необоснованности предъявленных в нем требований.
Не согласившись с отказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в удовлетворении оставшейся части жалобы, полагая выданное ему Предписание безосновательным, основанным на неверном толковании уполномоченным органом норм материального права, содержащим заведомо неисполнимые требования, а потому нарушающим права и законные интересы общества, Заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании оспоренного по делу предписания Росприроднадзора незаконным.
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции исходил из следующего.
По пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41 Предписания суд первой инстанции указал следующее.
В ходе проведенной Заинтересованным лицом в отношении Заявителя проверки доказательств использования при определении величин выбросов загрязняющих веществ и установлении нормативов таких выбросов методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенных в Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 N 22-Р, Обществом не представлено, что позволило Росприроднадзору прийти к выводу о нарушении Обществом требований статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее также - ФЗ об охране атмосферного воздуха) и пункта 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденного приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N 352.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2021 года N 109 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах", согласно которым до 01 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Указанные положения распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2021 (пункт 4 указанного постановления Правительства Российской Федерации).
Таким образом, применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в упомянутый перечень, допускалось только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в период с 01.01.2021 по 01.07.2021.
При указанных обстоятельствах, содержащиеся в приложении N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 440 положения не применяются к отношениям, возникшим до 01.01.2021.
Суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что Заявителем на одних и тех же источниках проведен как инструментальный, так и расчетный метод контроля, при этом были указаны только методики измерений, в то время как методики, используемые для расчетного метода контроля, включенные в Перечень не указаны.
Суд первой инстанции указал, что с целью соблюдения требований статьи 22 ФЗ об охране атмосферного воздуха, с вступлением в силу приказа Минприроды России от 31.07.2018 N 341 об утверждении Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты НВОС, применяющих для определения величин выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников методики (методы) измерений, не вошедшие в утвержденный Минприроды России перечень методик расчета, возникла обязанность в корректировке данных инвентаризации в течение одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
В то же время, как следует из материалов дела, доказательств осуществления Заявителем указанной корректировки либо доказательств использования при осуществлении произведенных расчетов величин выбросов загрязняющих веществ методик, включенных в утвержденный Минприроды России перечень, Обществом в настоящем случае не представлено.
Приведенные Заявителем доводы, обоснованные ссылкой на письмо Минприроды России от 13.02.2019 N 12-50/01239-ОГ судом первой инстанции были отклонены, ввиду того, что названное письмо не обладает характером нормативного правового акта, а потому не может являться обоснованием правовой позиции по спору.
По пункту 13 Предписания суд первой инстанции указал, что ПАО "РУСАЛ Братск" в 2021 году не осуществлялся контроль за качеством подземных вод на территории полигона промышленных отходов в наблюдательной скважине N 16: не велся мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории золоотвала и в пределах его воздействия на окружающую среду, что образует нарушение требований пункта 1 статьи 34, пунктов 1, 2 статьи 39, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее также - ФЗ "Об охране окружающей среды"), пункта 2 статьи 11 и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон об отходах производства и потребления), пунктов 9, 16 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 (далее - приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1030).
Суд первой инстанции указал, что в рамках проверки Заявителем представлены сшитые копии протоколов испытаний (исследований) воды в сети наблюдательных скважин на объектах размещения отходов ПАО "РУСАЛ Братск" за 2021 год. При этом в представленных протоколах отсутствуют протоколы подземных вод на территории полигона промышленных отходов в наблюдательной скважине N 16, также Обществом в период проверки не представлены копии протоколов за 2021 год измерений проб компонентов природной среды на территории золоотвала в 2021 году.
Информация о выполнении ремонтно-восстановительных работ на наблюдательной скважине N 16 в рамках проведенной проверки в адрес Заинтересованного лица также не представлена.
При этом Заявителем суду представлены протокол лабораторных испытаний N 172 от 10.09.2021, протокол испытаний N 458 от 15.09.2021, протокол испытаний N 2601/203 от 05.02.2021, протокол N А 42-1 лабораторных исследований качества воды подземных наблюдательных скважин от 08.02.2021, а также протокол испытаний вод N БР12Вп-21 от 19.02.2021, подтверждающие, по мнению Общества, соблюдение им вышеприведенных требований действующего законодательства Российской Федерации.
Суд первой инстанции при этом указал, что из представленных документов не следует факт их своевременного направления в адрес Заинтересованного лица: какие-либо отметки о получении Росприроднадзором указанных документов отсутствуют, доказательства их направления в адрес Заинтересованного лица Заявителем также не представлены.
По пункту 15 оспариваемого Предписания суд первой инстанции указал, что ПАО "РУСАЛ Братск" на объекте НВОС 25-0138-000038-П допускает осуществление деятельности с нарушением условий рабочего проекта полигона твердых промышленных отходов, разработанного СибВАМИ в 1992 N б/н по заданию БраЗа: на территории полигона организована переработка отхода угольной футеровки и отработанных анодов и площадка временного накопления указанных отходов (Рабочим проектом полигона твердых промышленных отходов не предусмотрены места для переработки и накопления отходов (протокол осмотра N РЕ-09/58-2 от 12.10.2021; фототаблица к протоколу осмотра N РЕ-09/58-2 от 12.10.2021), что свидетельствует о нарушении Обществом требований статей 34, 39, 51 ФЗ об охране окружающей среды, статьи 11 Закона об отходах производства и потребления.
Суд первой инстанции указал, что Заинтересованным лицом установлено, что в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 28.01.2021 N 038 00228/П ПАО "РУСАЛ Братск" указан адрес места осуществления деятельности по утилизации лома угольной футеровки алюминиевых электролизеров и отходов угольных анодов, загрязненных фторидами металлов при первичного алюминия из криолита - глиноземной шихты: Иркутская область, г. Братск, П 06 06 25 01 N 25. 11 Полигон промотходов также имеет адрес: Иркутская область, г. Братск, П 06 06 25 01 N 25. При этом, рабочим проектом полигона твердых промышленных отходов, разработанного СибВАМИ в 1992 N б/н по заданию БраЗа, не предусмотрены места для переработки и накопления отходов.
При этом доводы Общества о нахождении отработанных отходов и площадки временного накопления указанных отходов на ином земельном участке, отличном от принадлежащего Обществу участка с полигоном промотходов судом первой инстанции отклонены, как документального не подтвержденные.
По пункту 16 Предписания суд первой инстанции установил, что ПАО "РУСАЛ Братск" осуществляет "Реконструкцию шламонакопителей" ОАО "РУСАЛ Братск" в соответствии с проектной документацией (шифр N 440.D003.38129.100100.01.6-ГР), не имеющей положительного заключения государственной экологической экспертизы, что, в свою очередь, обуславливает нарушение Обществом требований статей 34, 39, 51 ФЗ об охране окружающей среды, статьи 11 Закона об отходах производства и потребления, пункт 7.2 статьи 11 Федерального закона от 25.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее также - Закон об экологической экспертизе).
Суд первой инстанции указал, что на проект N 440.D003.38129.100100.01.-6-ГР "Реконструкция шламонакопителей ОАО "РУСАЛ Братск" отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы, несмотря на проведение на указанном объекте рекультивации и прямое указание пункта 7.2 статьи 11 Закона об экологической экспертизе о необходимости наличия такого заключения.
Кроме того, приведенные Заявителем доводы о допущенных Росприроднадзором процессуальных нарушениях в ходе проведения проверки, а именно отсутствие указанной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий судом первой инстанции отклонены как противоречащие материалам дела и не свидетельствующие о незаконности ее результатов, поскольку Общество в настоящем случае было извещено о предстоящем проведении в отношении него проверочных мероприятий и, как следствие, не было лишено возможности защитить свои права и законные интересы в ходе их проведения.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что Предписание отвечало требованиям ясности, четкости и недвусмысленности. Каких-либо доказательств объективной и заведомой неисполнимости названных требований оспариваемого предписания Заявителем не представлено, в связи с чем, вести речь о такой неисполнимости в настоящем случае не приходится. Доводы Заявителя о том, что конкретно ему не ясно, какие именно действия ему необходимо совершить в целях исполнения предписания, о незаконности оспариваемого акта не свидетельствует.
Ссылки Общества на выдачу ему оспариваемого Предписания, ретроспективное исполнение которого является невозможным, судом первой инстанции отклонены, поскольку, учитывая не только правовосстановительный, но и пресекательный характер предписания об устранении выявленного нарушения, контрольный орган не лишен возможности выдать соответствующее предписание даже после окончания нарушения Обществом требований действующего законодательства, тем более что его положения совершения подобных действий не запрещают.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41 Предписания.
Как следует из материалов дела, указанные пункты Предписания основаны на утверждении Росприроднадзора о том, что Общество при проведении инвентаризации вредных выбросов использовало методики, не включенные Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 N 22-Р.
Заинтересованное лицо на основании вывода о применении методик, не включенных в Перечень методик, сформулировало утверждение о недостоверности данных инвентаризации выбросов и о том, что на основе недостоверных данных Обществом производится расчет нормативов допустимых выбросов, разработка программы производственного экологического контроля, осуществляется деятельность, разработан план мероприятий по уменьшению выбросов.
Как следует из материалов дела, инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ с использованием расчетных методик проводилась ПАО "РУСАЛ Братск" ранее декабря 2020 года (в апреле 2018 года), т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного 14.12.2020 распоряжением Минприроды России N 35-р.
Изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 N 109 в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440, Правительством Российской Федерации подтверждена обоснованность применения ПАО "РУСАЛ Братск" спорных методик.
Приложением N 18 к постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 предусмотрено, что до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, методики расчета, по которым ПАО "РУСАЛ Братск" определены величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:
- Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей). С-Пб, 2015;
- Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов (на основе удельных показателей). СПб, 2015 г.;
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, НИИ Атмосфера, С-Пб, 2012 г.;
- Удельные показатели выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для ремонтно-обслуживающих предприятий и машиностроительных заводов агропромышленного комплекса, ЗАО "Институт Проектпромвентиляция", Ростов-на-Дону, 2006 г.;
- Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при механической обработке металлов (материалов) (на основе удельных показателей). С-Пб., 2015 г. (утверждена приказом Госкомэкологии от 14.04.1997 N 158);
- Методика выполнения измерений концентрации пыли в промышленных выбросах организованного отсоса (гравиметрический метод). МВИ N Пр 2000/4;
- Методика выполнения измерений массовой концентрации смолистых веществ в промышленных выбросах при производстве алюминия и электродной продукции (гравиметрический метод). МВИ N ПрВ 2000/9;
- Методика выполнения измерений массовой концентрации бенз(а)пирена в источниках загрязнения атмосферы методом криолюминесценции по квазилинейчатым спектрам флуоресценции с использованием анализатора жидкости "Флюорат-02-2-М". М 06-07-2003.;
- МИ ПрВ 2015/3 "Методика измерений массовой концентрации пыли в газах, организованных ИЗА";
- МИ ПрВ 2015/4 "Методика измерений массовой концентрации твердых фторидов в газах организованных ИЗА (потенциометрический метод)";
- МИ ПрВ 2015/5 "Методика измерений массовой концентрации фтористого водорода в газах организованных ИЗА";
- МИ ПрВ 2017/1 "Методика измерений массовой концентрации смолистых веществ в газах организованных ИЗА";
- МИ N АВСЗЗ2012/1 "Выбросы из аэрационных фонарей электролизных корпусов и атмосферных воздух санитарно-защитной зоны производства алюминия. Методика измерений массовой концентрации смолистых веществ";
- МИ ФГ 2016/2 "Методика измерений массовой концентрации пыли и твердых фторидов в газах, удаляемых общеобменной вентиляцией через аэрационные фонари электролизных корпусов (потенциометрический метод)";
- МИ ФГ 2016/3 "Методика измерений массовой концентрации пыли и твердых фторидов в газах, удаляемых общеобменной вентиляцией через аэрационные фонари электролизных корпусов";
- МВИ N ОЭ-ФГ 2004/4 "Методика определения количества воздуха, удаляемого общеобменной вентиляцией электролизных корпусов алюминиевых заводов (фонарных газов)";
- М 06-09-2015 "Источники загрязнения атмосферы. Методика измерений массовой концентрации бенз(а)пирена методом ВЭЖХ с флуорометрическим детектированием с использованием жидкостного хроматографа "Люмахром" до 01.07.2021 имели статус "действующих", а соответственно, на момент проверки и оформления Предписания данные инвентаризации в корректировке не нуждались, равно как и отсутствовала необходимость обоснования выбора и применения использованных расчетных методов.
Следовательно, нарушения, перечисленные в пунктах 6, 7, 8, 9, 10, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41 Предписания, в действиях (бездействии) Общества отсутствуют.
Указанный вывод основан на следующих нормах права.
На основании абзаца 2 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии с предложением первым пункта 2 статьи 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами.
Согласно пункту 4 статьи 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 (далее также - Порядок, утвержденный приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352).
В соответствии с пунктом 16 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными и расчетными методами.
Требования к выбору методов инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлены в пунктах 16-31 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352.
Порядок, утвержденный приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, указывает на необходимость отдавать предпочтение инструментальным методам при проведении инвентаризации. При этом необходимость использования расчетных методов инвентаризации должна быть обоснована в отчете о результатах инвентаризации выбросов.
Согласно пункту 17 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы. В случае использования расчетных методов в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается обоснование выбора и применения использованных методов. При этом перечень случаев, при которых допускается применение расчетных методов инвентаризации, является закрытым (пункты 25-27 Порядка).
Согласно абзацу 1 пункта 28 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - методики расчета выбросов).
На основании пункта 3 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 N 422, формирование и ведение перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - перечень методик расчета) осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в установленном им порядке.
Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341 (вступил в силу 04.11.2018).
Из положений пункта 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341, следует, что формируемый Министерством перечень ведется в табличном виде, является открытым и общедоступным.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341, ведение Перечня включает:
- рассмотрение заявок на внесение сведений о Методиках расчета в Перечень, на внесение изменений в сведения о Методиках расчета, содержащиеся в Перечне; рассмотрение сведений о выявлении отклонений результатов, полученных расчетным способом с применением Методик расчета;
- внесение в Перечень сведений о Методиках расчета, внесение изменений в сведения о Методиках расчета, содержащиеся в Перечне, исключение сведений о Методиках расчета из Перечня;
- размещение и обновление Перечня на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- предоставление заинтересованным лицам сведений о Методиках расчета, содержащихся в Перечне.
Таким образом, на основании пункта 28 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, для определения показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами допустимо применять только такие методики расчета выбросов, которые включены в сформированный и размещенный на официальном сайте Минприроды России Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
При этом не допускается определение показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с использованием методик расчета выбросов, которые отсутствуют в сформированном и размещенном на официальном сайте Минприроды России Перечне методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Таким образом, до 04.11.2018 у Минприроды России отсутствовала объективная возможность формирования и ведения перечня методик расчета выбросов.
Распоряжением Минприроды России от 24.06.2019 N 19-р был сформирован Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в который были внесены сведения об одной методике расчета выбросов - Методике расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах) (разработчик ООО "МНИИЭКО ТЭК").
Распоряжением Минприроды России от 14.12.2020 N 35-р в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками дополнительно внесены сведения о 20-ти методиках расчета выбросов.
Распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 N 22-р в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками дополнительно внесены сведения о 97-ми методиках расчета выбросов.
Учитывая изложенное, датой формирования Перечня методик расчета выбросов можно считать дату включения в данный Перечень первой методики выбросов - 24.06.2019.
До 24.06.2019 Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками сформирован Минприроды России не был.
При этом в случае, если инвентаризация выбросов с использованием расчетных методов проводилась ранее даты формирования Минприроды России Перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, то есть ранее 24.06.2019, обязательное требование, установленное в абзаце 1 пункта 28 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, не могло быть соблюдено.
До 24.06.2019 у хозяйствующих субъектов отсутствовала объективная возможность определять показатели выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с использованием методик расчета выбросов, которые включены в сформированный и размещенный на официальном сайте Минприроды России Перечень методик.
Согласно абзацу 3 пункта 28 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом данного пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
Таким образом, в случае если Перечень методик расчета выбросов не содержит соответствующей методики расчета выбросов, инвентаризация осуществляется на основе:
- материально-сырьевого баланса технологического процесса;
- физико-химических закономерностей процессов образования выбросов:
- показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
Таким образом, в ситуации, когда 24.06.2019 Росприроднадзором не был сформирован Перечень методик расчета выбросов; хозяйствующими субъектами, в том числе, ПАО "РУСАЛ Братск" при проведении инвентаризации выбросов не могло быть исполнено требование, установленное абзацем 1 пункта 28 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352; не являлось и не могло являться нарушением обязательных требований определение показателей выбросов при инвентаризации выбросов расчетными методами с применением любых методик расчета выбросов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании пункта 2 статьи 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 67 ФЗ "Об охране окружающей среды" программа производственного экологического контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с пунктом 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Требования, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74), подраздел "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" (раздела "Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений") должен содержать:
- план-график контроля стационарных источников выбросов (далее - План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов;
- план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (далее - План-график наблюдений) с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений;
- перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно пункту 9.1.3 Требований, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.
В соответствии с пунктом 9.1.4 Требований, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, план-график контроля должен содержать периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
На основании изложенного, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, обязаны осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с утвержденной программой производственного экологического контроля. При этом производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха должен осуществляться такими лицами с соблюдением плана-графика контроля стационарных источников выбросов, являющегося составной частью утвержденной программы производственного экологического контроля.
Кроме того, согласно положениям ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановлений Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах" (далее - Постановление N 440), от 04 февраля 2021 года N 109 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 440", пунктов 6, 42 Порядка N 352 законодательством не установлены обязательные требования о необходимости определения показателей выбросов при осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха с применением методик расчета выбросов, включенных в формируемый Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, поскольку применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не включенных в перечень, допускается только при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов в период с 01 января 2021 года до 01 июля 2021 года.
Следовательно, содержащиеся в приложении N 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 440 положения не применяются к отношениям, возникшим до 01 января 2021 года.
Так, инвентаризация выбросов с использованием расчетных методик проводилась ПАО "РУСАЛ Братск" ранее декабря 2020 года, т.е. ранее даты формирования Перечня методик, утвержденного Распоряжением Минприроды России N 35-р. В связи с изменениями законодательства, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2021 года N 109 в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года N 440, обоснованность правильности примененных ПАО "РУСАЛ Братск" методик подтверждается.
При этом, в настоящее время пункт 3 статьи 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" не содержит требования о необходимости проведения корректировки инвентаризации при изменении и дополнении Перечня расчетных методик, формируемого Минприроды России.
Таким образом, вопреки доводам Заинтересованного лица, законодательством не установлены обязательные требования о необходимости определения показателей выбросов при осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха с применением методик расчета выбросов, включенных в формируемый Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Судом апелляционной инстанции также принимается во внимание, что в досудебном порядке Обществом был обжалован пункт 39 Акта и Предписания (по спорным методикам). При этом Решением по итогам рассмотрения жалобы, принятым Центральным аппаратом Росприроднадзора, возражения ПАО "РУСАЛ Братск" по пункту 39 Акта и Предписания им были приняты, пункт 39 Акта и Предписания отменен и снят с контроля.
Кроме того, факты ненадлежащего формирования и ведения перечня методик расчетов выбросов со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, длительности формирования перечня (более 2,5 лет) и пр. отмечены также в письме Генеральной прокуратурой Российской Федерации N 75/1-944-2020 от 30.12.2020
Изложенная судом апелляционной инстанции вышеуказанная правовая позиция подтверждена Постановлением Арбитражного суда Московского округа N 05-22546/2022 от 22.09.2022.
Судом апелляционной инстанции также учтено, что легитимность применения методик Общества подтверждается письмом Минприроды России от 13.02.2019 N 12-50/01239-ОГ "О перечне методик выбросов" где разъяснено, что "в настоящее время Росприроднадзор в соответствии с пунктом 2 приказа N 341 формирует информацию о методиках расчетов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных до вступления в силу Постановления N 422 и применяющихся в настоящее время, для включения в Перечень методик.
До того, как Минприроды России будет сформирован перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, для расчета выбросов могут быть использованы методики, входящие в Перечень методик, используемых для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованный АО "НИИ Атмосфера", в части, не противоречащей законодательству и в соответствии с установленной областью применения конкретной методики_".
Кроме того, при рассмотрении дела N А40-191554/21 судом апелляционной инстанции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022) отмечено, что ответчиком не мотивировано каким образом применение методик, включенных распоряжением Минприроды России от 28.06.2021 N 22-р в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, привело к представлению недостоверной или искаженной информации.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.07.2013 г. N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, следует понимать как "наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение".
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Учитывая изложенное, оспариваемое Обществом Предписание в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41 не соответствует требованиям действующего законодательства и является незаконным.
По пункту 13 Предписания.
В пункте 13 Предписания указано, что ПАО "РУСАЛ Братск" не осуществляет контроль за качеством подземных вод на территории полигона промышленных отходов в наблюдательной скважине N 16, не ведется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории золоотвала.
Как следует из материалов дела, мониторинг состояния подземных вод в зоне действия полигона промышленных отходов ПАО "РУСАЛ Братск" осуществляется в наблюдательных скважинах N N 15, 16, 20 и 28.
В I полугодии 2021 г. на наблюдательной скважине N 16 выполнялись ремонтно-восстановительные работы, что подтверждается представленной в материалы дела копией договора от 12.07.2021 N РБ-Д-21-562 и акта выполненных работ, в связи с чем проведение мониторинга подземных вод в наблюдательной скважине N 16 в указанный период времени по объективным причинам не представлялось возможным, так как скважина находилась в состоянии обрушения.
С августа 2021 года контроль качества подземных вод в наблюдательной скважине N 16 возобновлен, что подтверждается копиями протоколов измерений (испытаний), представленных в материалах судебного дела.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории золоотвала велся в 2021 году в полном объеме в соответствии с Программой мониторинга и утвержденной схемой контроля компонентов природной среды на 2021 год, что подтверждается копиями протоколов измерений (испытаний), представленных в материалах дела.
Как установлено в ходе судебного процесса по делу копии всех вышеперечисленных протоколов измерений (испытаний) во время проведения проверки были представлены Обществом сотрудникам Росприроднадзора (данное обстоятельство подтверждает факт предоставления представителем ответчика 06.09.2022 в судебное заседание по делу N А40-28835/2022 копий вышеназванных документов).
Более того, данный факт подтверждается Актом плановой выездной проверки Росприроднадзора от 18.11.2021 г. N 0904-58Пл-А/134-1021 (далее - Акт проверки), на стр. 17 которого в качестве документов, представленных контролируемым лицом в ходе проверки, перечислены:
"- протоколы испытаний (исследований) воды, атмосферного воздуха в сети наблюдательных скважин на объектах размещения отходов за 2021 г."
"- протокол испытаний (исследований) воды в сети наблюдательных скважин на объектах размещения отходов ПАО "РУСАЛ Братск" 2021 год".
При этом, делая вывод о невозможности представления протоколов испытаний только в суд (а не в Росприроднадзор в период проведения проверки), суд первой инстанции не учел тот факт, что плановая выездная проверка проводилась Росприроднадзором в отношении ПАО "РУСАЛ Братск" в период с 11.10.2021 по 18.11.2021.
Однако а дату завершения проверки 8.11.2021 не весь комплекс мероприятий по мониторингу 2021 года был завершен; в связи с чем, на указанную дату отчет по мониторингу не подлежал представлению и не мог быть представлен.
При этом наличие всех протоколов 2021 года, имеющихся в материалах дела, опровергает вывод Росприроднадзора о нарушениях Обществом требований законодательства о защите окружающей среды об осуществлении контроля. Данное обстоятельство не опровергнуто и Заинтересованным лицом.
По пункту 15 Предписания.
Пунктом 15 Предписания установлено, что на территории полигона промотходов организаваны переработка и накопление отходов - угольной футеровки и отработанных анодов, при этом рабочим проектом полигона промотходов не предусмотрены места для переработки и накопления этих отходов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 18.05.2017 N 53-17 КУМИ Администрации г. Братска (Арендодателем) предоставлен ПАО "РУСАЛ Братск" (Арендатору) в аренду земельный участок с кадастровым N 38:34:040502:1 общей площадью 23,2428 га, расположенный по адресу: Иркутская область, город Братск, П 06 11 00 00, для размещения сооружения - полигон промышленных отходов, что подтверждается копией договора аренды земельного участка, имеющейся в материалах дела.
Фактически сооружение - полигон промышленных отходов занимает площадь 6,3 га на земельном участке с кадастровым номером 38:34:04 05 02:0001:1509-25, что подтверждается копией Свидетельства о государственной регистрации права N 38-АБ N 0155323 от 12.08.2003, имеющейся в материалах дела, расположено по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 06 06 25 01, N 25.
Установка по утилизации отхода угольной футеровки и отработанных анодов, площадка временного накопления указанных отходов расположены на земельном участке с кадастровым номером 38:34:040502:1, рядом с сооружением - полигон промышленных отходов; границы названных объектов не заходят на границы земельного участка с кадастровым N 38:34:04 05 02:0001:1509-25.
Данное обстоятельство установлено Актом плановой выездной проверки Росприроднадзора от 18.11.2021 N 0904-58Пл-А/134-1021 (абз. 2 стр. 45): "Передвижная установка для утилизации отходов_, установлена на земельном участке с адресом Иркутская область, г. Братск, П 06 11 00 00, вблизи с полигоном промотходов с адресом Иркутская область, г. Братск, П 06 06 25 01, N 25".
Схема кадастрового плана земельного участка, предоставленного в аренду, площадью 23,2428 га и схемы расположения полигона промотходов, участка по утилизации отхода угольной футеровки и отработанных анодов, площадки временного накопления указанных отходов имеются в материалах дела.
Таким образом, в действиях ПАО "РУСАЛ Братск" отсутствуют нарушения требований федерального экологического законодательства, поскольку лицензированный вид деятельности, связанный с переработкой угольной футеровки и отработанных анодов, организацией площадки их временного накопления, не нарушает условия рабочего проекта полигона твердых промышленных отходов, так как такая установка находится вблизи, а не на территории полигона промотходов.
По пункту 16 Предписания.
В пункте 16 Предписания указано, что ПАО "РУСАЛ Братск" осуществляет реконструкцию шломонакопителей в соответствии с проектной документацией, не имеющей положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто Заинтересованным лицом, ПАО "РУСАЛ Братск" не осуществляет в настоящее время и по состоянию на дату выдачи Предписания (18.11.2021 г.) не осуществляло реконструкцию шламонакопителей.
Проект "Реконструкция шламонакопителей ПАО "РУСАЛ Братск"" реализован Обществом ранее - в 2017 году.
Так, 17.01.2018 Администрацией города Братска выдано разрешение на ввод объекта (шламонакопителя N 3) в эксплуатацию N 38-RU38301000-4-2018, что подтверждается копией указанного документа, имеющейся в материалах дела.
Факт ввода объекта (шламонакопителя N 3) в эксплуатацию подтверждается также Актом приемки законченного строительства в промышленную эксплуатацию Шламонакопителя N 3 от 26.10.2017, Разрешением на эксплуатацию гидротехнического сооружения от 12.08.2019 N 0070-17-МЕТ, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, копии документов также имеются в материалах дела).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, выдача 17.01.2018 Администрацией города Братска разрешения на ввод в эксплуатацию шламонакопителя N 3 удостоверяет факт выполнения (окончания выполнения) реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме.
После ввода объекта в эксплуатацию (то есть с 17.01.2018) работы по реконструкции шламонакопителя N 3 обществом не ведутся.
Кроме того, при разработке и согласовании с надзорными (контролирующими) органами в 2011 году проектной документации "Реконструкция шламонакопителей ОАО "РУСАЛ Братск"" N 440.D003.38129.100100.01.6-ГP заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию "Реконструкция шламонакопителя ОАО "РУСАЛ Братск" не требовалось, так как в 2011 году требование подпункта 7.2 пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" распространялось только на объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности, тогда как ПАО "РУСАЛ Братск" на шламонакопителях осуществляло только размещение отходов, а деятельность, связанная с обезвреживанием отходов, на шламонакопителях Общества не осуществлялась.
Таким образом, принимая во внимание то, что фактически на момент выдачи оспариваемого Предписания Общество реконструкцию шламонакопителей не осуществляло (ни при наличии, ни в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы), Предписание в части пункта 16 является неисполнимым и незаконным.
Пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Таким образом, указанный федеральный закон предусматривает полномочие контрольного (надзорного) органа выдать предписание только в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом.
При этом предписание именуется в Федеральном законе от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "предписанием об устранении выявленного нарушения".
Вместе с тем, нарушения, которые были бы связаны с осуществлением реконструкции шламонакопителей на момент выдачи Предписания, в действиях ПАО "РУСАЛ Братск" не могли быть выявлены ввиду неосуществления обществом такой реконструкции.
С учетом изложенного, пункт 16 Предписания также не соответствует требованиям Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Предписание является мерой правового реагирования и актом понуждения к совершению определенных действий. Ненормативный акт должностного лица, содержащий законные требования, должен быть реально исполнимым и содержать реальные условия его исполнения. Предписание помимо конкретных выявленных нарушений с указанием сроков их устранения должно содержать указание о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Требования об исполнимости заложены в статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В настоящее деле оспариваемое Предписание указанным критериям не соответствует, так как ряд требований Предписания относится к завершенным периодам деятельности, в Предписании не указаны конкретные меры, которые обязано осуществить Общество; кроме того, имеются противоречия между Предписанием и Актом проверки, на основании которого Предписание выдано.
Кроме того, в нарушение пункта 11 части 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на момент начала проведения плановой выездной проверки - 11.10.2021 сведения о данной проверке не были включены в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Исходя из ответа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации N 11-242-2022/Он49454-22 от 12.09.2022, приобщенного к материалам дела, указанная информация включена в реестр только 08.11.2021.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, оспариваемое Заявителем Предписание Росприроднадзора N 0904-58Пл-П/134-1021 от 18.11.2021 в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 16, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41 признается судом апелляционной инстанции незаконным.
При принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2022 подлежит отмене, заявление ПАО "РУСАЛ Братск" - удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.09.2022 по делу N А40-28835/22 отменить.
Заявление публичного акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" удовлетворить.
Признать незаконным Предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 0904-58Пл-П/134-1021 от 18.11.2021 в части пунктов 6, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 16, 23, 34, 35, 36, 37, 38, 41.
Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" государственную пошлину за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 3 000 руб., за подачу апелляционной жалобы - в сумме 1 500 руб.
Возвратить ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб., как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28835/2022
Истец: ПАО "РУСАЛ БРАТСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ