г. Владивосток |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А59-3024/2022 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев без вызова сторон государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-6337/2022
на решение от 14.09.2022
судьи Т.Н. Титова
по делу N А59-3024/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551)
к индивидуальному предпринимателю Равшанову Рустамжону Муродовичу (ОГРНИП 317402700012550, ИНН 503618471890)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года в размере 5 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области 28 июня 2022 года обратилось в арбитражный суд первой инстанции с иском к индивидуальному предпринимателю Равшанову Рустамжону Муродовичу о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 рублей, за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 14 сентября 2022 года суд первой инстанции в удовлетворении требования государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1026500532960, ИНН 6500005551) к индивидуальному предпринимателю Равшанову Рустамжону Муродовичу (ОГРНИП 317402700012550, ИНН 503618471890) о взыскании финансовых санкций в размере 5 500 рублей по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года - отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства, указывая в обоснование жалобы на следующие обстоятельства.
1. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 5 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за январь 2021 года (тип формы "исх.") 05.02.2021 года, в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за январь 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
2. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 5 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль 2021 года (тип формы "исх.") 11.03.2021 года, в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за февраль 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
3. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 5 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за март 2021 года (тип формы "исх.") 14.04.2021 года в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за март 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
4. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 6 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за апрель 2021 года (тип формы "исх.") 21.05.2021 года, за пределами установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за апрель 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
5. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 4 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за май 2021 года (тип формы "исх.") 01.06.2021 года, в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за май 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
6. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 4 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июнь 2021 года (тип формы "исх.") 05.07.2021 года, в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за июнь 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
7. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 4 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за июль 2021 года (тип формы "исх.") 03.08.2021 года, в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за июль 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
8. Страхователь впервые представил в адрес территориального органа ПФР сведения на 5 работающих застрахованных лиц по форме СЗВ-М за август 2021 года (тип формы "исх.") 06.09.2021 года, в пределах установленного срока.
Сведения на 1 работающего застрахованного лица (СНИЛС 144-801-326 39) за август 2021 года по форме СЗВ-М (тип формы "доп."), сведения о котором отсутствовали в исходной форме, Страхователь впервые подал в адрес территориального органа ПФР 17.11.2021 года, то есть за пределами установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страховании. Составлены акты N 074818220001685, N 074818220001686.
N 074818220001687, N 074818220001688, N 074818220001689, N 074818220001690, N 074818220001691, N 074818220001692 от 02.02.2022 г. о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные акты направлены 03.02.2022 г. в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ), что подтверждается Скриншотом реестра документов.
Рассмотрение актов состоялось 10.02.2022 г. Страхователь на рассмотрение актов камеральной проверки не явился, представителя не направил, письменных возражений или ходатайств не заявлял. В связи с чем, принято решение о рассмотрении материалов проверки в отсутствие его представителя.
На основании актов и имеющихся материалов, руководитель ОПФР вынес решения N 074819220002626, N 074819220002627, N 074819220002628, N 074819220002629, N 074819220002630, N 074819220002631,
N 074819220002632, N 074819220002633 от 10.03.2022 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования должник привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ - М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решения о привлечении к ответственности направлены в адрес страхователя по телекоммуникационным каналам связи (БПИ), что подтверждает Скриншотом реестра документов.
9. В ходе сверки представленных сведений по форме СЗВ-М за периоды 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год выявлены ошибки (несоответствия) в отношении 3 застрахованных лиц, СНИЛС 120-284-247 13, 144-531-136 32, 158-600-481 69, (отражен факт работы по форме СЗВ - Стаж за указанные в сверке период - октябрь 2020 г., но при этом отсутствуют сведения зарегистрированного лица в форме СЗВ - М за аналогичный период). В адрес страхователя 14.10.2021 г. направлено уведомление N 29961 об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней (в соответствие пунктом 5 статьи 17 Закона 27-ФЗ).
Исправленные сведения от Страхователя в отношении 3 застрахованных лица (СНИЛС 120-284-247 13, 144-531-136 32, 158-600-481 69,) за период октябрь 2020 года не представлены, что повлекло нарушение согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ, а именно представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - М за октябрь, 2020 года.
По результатам камеральной проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 3 застрахованных лица за октябрь 2020 г.
19.01.2022 г. составлен акт N 074818220000517 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2020 г.
Вышеуказанный акт от 19.01.2022 г. направлен в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ) 19.01.2022 г., что подтверждает Скриншотом реестра документов.
В связи с тем, что 21.02.2022 г. надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения акта представитель страхователя не явился, было принято решение о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие.
По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ руководителем ОПФР принято решение N 074819220001336 от 21.02.2022 г. о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - М в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек. В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (500 руб.*3=1500,00 рублей).
Вышеуказанное решение от 21.02.2022 г. направлено в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 1500, 00 руб. за октябрь 2020 г. не были уплачены в добровольном порядке, должнику было направлено требование N 074801220001378 от 11.03.2022 г. об уплате штрафа в срок до 20.03.2022 г.
Требование направлено в адрес должника по телекоммуникационным каналам связи (БПИ).
Согласно апелляционной жалобе указанные обстоятельства не были приняты во внимание, что повлекло нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит изменению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель Равшанов Рустамжон Муродович зарегистрирован 13.03.2017 Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 317402700012550.
При постановке на налоговый учет присвоен идентификационный номер налогоплательщика 503618471890.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации ИП Равшанову Р. М. присвоен номер 074-001- 029961.
Управлением на основании представленной предпринимателем отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за октябрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проведенной проверки проверяющим установлены факты нарушения срока представления отчетности (при установленном сроке представления сведений по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным, в связи, с чем в отношении предпринимателя составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: - от 19 января 2022 года N 074S18220000517; от 02 февраля 2022 года NN 074S18220001685, 074S18220001686, 074S18220001687, 074S18220001688, 074S18220001689, 074S18220001690, 074S18220001691, 074S18220001692.
По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки управлением приняты решения: - от 21 февраля 2022 года N 074S19220001336; от 10 марта 2022 года NN 074S19220002626, 074S19220002627, 074S19220002628, 074S19220002629, 074S19220002630, 074S19220002631, 074S19220002632, 074S19220002633.
Об уплате страхователем финансовых санкций в добровольном порядке управление выставило требования: - от 11 марта 2022 года N 074S01220001378, от 29 марта 2022 года NN 074S01220002348, 074S01220002349, 074S01220002350, 074S01220002351, 074S01220002352, 074S01220002353, 074S01220002354, 074S01220002355.
Названные требования до установленного срока (до 29 марта 2022 года (за октябрь 2020 года); до 18.04.2022) страхователь не исполнил.
В этой связи управление 21 июня 2022 года обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание штрафа. Определением суда от 24 июня 2022 года по делу N А59-2875/2022 судом отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, поскольку заявленное управлением требование о взыскании с учреждения финансовой санкции не отвечало признаку бесспорности.
Одновременно пенсионному фонду разъяснено о возможности предъявления заявления в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения пенсионного фонда с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - закона N 167-ФЗ) предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 названного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Аналогичная обязанность страхователя определена в статье 15 Закона N 27-ФЗ. Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Указанные правовые позиции закреплены в преамбуле Закона N 27-ФЗ и статье 2 Закона N 167-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2017 года, предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Для представления данной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из кодов: "исхд" (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), "доп" (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и "отмн" (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, согласно пункту 37 данной Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
При этом абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
В пункте 39 Инструкции N 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В целом по смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки.
Из материалов дела усматривается, что первоначально отчетность по форме СЗВ-М январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года ИП Равшанов Р.М. представил в установленный срок, что также подтверждает и податель апелляционной жалобы.
17 ноября 2021 года предпринимателем с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года.
Поступившие дополняющие формы СЗВ-М проверены управлением, сведения приняты без замечаний.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения управлением нарушения, реализовал предусмотренное статьей 15 Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих сведений за эти периоды, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью.
Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Дополнительно суд отмечает, что отсутствие в Инструкции N 766н указания на неприменение санкций в случае представления сведений о застрахованном лице, сведения о котором отсутствовали в изначально поданных сведениях, в ситуации, когда данную ошибку страхователь выявил и исправил самостоятельно, не может расцениваться как отсутствие оснований для неприменения санкций, поскольку, как уже указано, статье 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право на дополнение сведений о застрахованных лицах.
Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в сведениях за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021года и устранил ее посредством направления дополняющих форм СЗВ-М, до момента выявления таких ошибок управлением.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является 6 недопустимым.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод при схожих обстоятельствах отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, от 29.10.2018 N 306-КГ18-16855.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 4000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 2021 года.
Относительно взыскания суммы штрафа в размере 1500 руб. коллегия приходит к следующему.
Орган Пенсионного фонда утверждает, что в ходе сверки представленных сведений по форме СЗВ-М за периоды 2020 года и по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год выявлены ошибки (несоответствия) в отношении 3 застрахованных лиц, СНИЛС 120-284-247 13, 144-531-136 32, 158-600-481 69, (отражен факт работы по форме СЗВ - Стаж за указанные в сверке период - октябрь 2020 г., но при этом отсутствуют сведения зарегистрированного лица в форме СЗВ - М за аналогичный период).
В адрес страхователя 14.10.2021 г. направлено уведомление N 29961 об устранении ошибок в течение 5 рабочих дней (в соответствие пунктом 5 статьи 17 Закона 27-ФЗ).
Исправленные сведения от Страхователя в отношении 3 застрахованных лица (СНИЛС 120-284-247 13, 144-531-136 32, 158-600-481 69,) за период октябрь 2020 года не представлены, что повлекло, как считает Орган ПФ РФ, нарушение статьи 17 Закона N 27-ФЗ, а именно представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ - М за октябрь, 2020 года.
Проверив указанные доводы, коллегия считает их обоснованными.
Так из материалов дела следует, что в отчетности по форме СЭВ-СТАЖ (исходная) (том 1 лист дела 35) предприниматель указал следующих застрахованных лиц: ЧЕРНЫШОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА 200-942-924 01.01.2020 15.04.2020, ХАН ЯНА СИНДИНОВНА 105-381-206 01.01.2020 31.12.2020, КОВАЛЬ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 120-284-247 01.01.2020 31.12.2020, БЕСПАЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ 144-531-136 01.01.2020 31.12.2020, ОСЕЕВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА 117-316-261 01.11.2020 31.12.2020, ТЕН ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВНА 158-600-481 15.04.2020 31.12.2020, тогда как в отчетности по форме СЭВ-М (исход) за октябрь 2020 года в качестве застрахованного лица указано только Хан Яна Синдиновна.
Из указанных лиц спорный период - октябрь 2020 года совпадает с периодами работы только у следующих лиц - ХАН ЯНА СИНДИНОВНА 105-381-206 01.01.2020 31.12.2020, КОВАЛЬ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ 120-284-247 01.01.2020 31.12.2020, БЕСПАЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ 144-531-136 01.01.2020 31.12.2020, ТЕН ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВНА 158-600-481 15.04.2020 31.12.2020, при этом по форме СЭВ-М (исход) за октябрь 2020 года в качестве застрахованного лица указана только Хан Яна Синдиновна, следовательно ИП Равшанов Р.М. представил недостоверные сведения за спорный период октябрь 2020 года, не представив сведения в отношении следующих лиц: КОВАЛЬ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, БЕСПАЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ, ТЕН (Живицкая) ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВНА.
Указанный факт был выявлен Органом ПФ РФ 14 октября 2021 года, о чем направлено ИП Равшанову Р.М. уведомление N 29961 14.10.2021, полученное 15.10.21 в 17:50 (том 1 лист дела 40). Указанные обстоятельства отражены в акте от 19 января 2022.
Доказательства представления корректирующих сведений за октябрь 2020 года предприниматель не представил, в материалах дела таких доказательств нет.
На момент принятия спорного решения от 21 февраля 2022 года действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты России от 22.04.2020 N 211н, в соответствии с пунктом 40, которой установлено, что страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Учитывая отсутствие доказательств представления корректирующих сведений за октябрь 2020 года привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 1.500 руб. ИП Равшанова Р.М. будет правомерным.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.09.2022 по делу N А59-3024/2022 изменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Равшанова Рустамжона Муродовича финансовые санкции за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЭВ-М за октябрь 2020 года в размере 1.500 руб. (одна тысяча пятьсот рублей) в пользу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3024/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Равшанов Рустамжон Муродович