г. Хабаровск |
|
28 ноября 2022 г. |
А73-10269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Пуляевская И.М. по доверенности от 21.01.2022;
от отделения судебных приставов по Кировскому району г. Хабаровска: Рудь Д.С. по доверенности от 12.11.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на решение от 02.09.2022 по делу N А73-10269/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к отделению судебных приставов по Кировскому району г. Хабаровска; Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Рудь Д.С. о возбуждении исполнительного производства от 21.04.2022 г. N 37480/22/27002-ИП; третьи лица: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания", управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2018 по делу N А73-13436/2017 с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, Учреждение) в пользу публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ПАО "ДЭК") взыскана задолженность в сумме 17 830 руб. 07 коп., а также государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Арбитражным судом взыскателю ПАО "ДЭК" 12.07.2018 выдан исполнительный лист ФС N 020351454, который предъявлен для принудительного исполнения 05.02.2021 в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю).
В связи с неисполнением требований исполнительного документа ПАО "ДЭК" 25.03.2022 отозвало исполнительный лист из УФК по Хабаровскому краю.
25.03.2022 УФК по Хабаровскому краю возвратило исполнительный лист ФС N 020351454 в адрес ПАО "ДЭК" без исполнения.
14.04.2022 ПАО "ДЭК" предъявило исполнительный лист ФС N 020351454 для исполнения в Отделение судебных приставов по Кировскому району г. Хабаровска (далее - ОСП по Кировскому району г. Хабаровска) в части суммы долга в размере 17 830 руб. 07 коп.
21.04.2022 ОСП по Кировскому району г. Хабаровска на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство от 21.04.2022 N 37480/22/27002-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление, которым ФГКУ "ДТУИО" МО РФ установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, исчисляемый с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
07.06.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г. Хабаровска было вынесено постановление о запрете на регистрационные действия в отношении транспортных средств должника.
10.06.2022 копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена ФГКУ "ДТУИО" МО РФ под вх. N 7697.
14.07.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому району г. Хабаровска было вынесено постановление от 14.07.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства N 37480/22/27002-ИП.
Полагая, что у судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г. Хабаровска отсутствовали правовые основания для принятия решения о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа N ФС 020351454 от 12.07.2018, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании такого постановления незаконным.
Определением суда от 23.06.2022 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-10269/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "ДЭК", УФК по Хабаровскому краю.
Решением от 02.09.2022 суд признал недействительным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району г. Хабаровска Рудь Д.С. о возбуждении исполнительного производства от 21.04.2022 N 37480/22/27002-ИП. Обязал ОСП по Кировскому району г. Хабаровска, а также Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОСП по Кировскому району г. Хабаровска обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Заявитель жалобы считает, что при принятии решения судом первой инстанции не были учтены положения пункта 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которому в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Однако, при отсутствии возбужденного исполнительного производства установление открытых на должника счетов невозможно, поскольку у судебного пристава-исполнителя отсутствуют законные основания для направления запросов для их установления в банки и иные кредитные организации.
В отзыве Учреждение не согласилось с доводами апеллянта, просило решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители ОСП по Кировскому району г. Хабаровска и ФГКУ "ДТУИО" МО РФ поддержали апелляционную жалобу и отзыв на нее соответственно.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание не явились, отзывы не представили.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Устава ФГКУ "ДТУИО" Министерства обороны РФ, утвержденным приказом Директора Департамента военного имущества Минобороны России 29.12.2020 N 3133, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с Уставом Учреждение является получателем средств федерального бюджета. Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Соответственно, Учреждение не вправе выходить за рамки лимитов бюджетных обязательств. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (пункт 37 Устава). Тип Учреждения, в соответствии с Уставом и распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 N 422-р "Об изменении типа подведомственных Минобороны России федеральных государственных учреждений в целях создания федеральных казенных учреждений" - Федеральное государственное казенное учреждение.
Согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 6 БК РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, также статьей 161 БК РФ определены особенности правового положения казенных учреждений.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (пункт 4 статьи 161, статья 220.1 БК РФ).
Именно эти органы определяют порядок открытия и ведения таких лицевых счетов.
В силу статей 242.3 - 242.5 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права, исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с договором от 02.04.2018 N 10181, обслуживание счета Учреждения в Управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю осуществляет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ВВО".
Орган федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Таким образом, БК РФ или иной законодательный акт Российской Федерации не предусматривает предъявление исполнительного документа о взыскании денежных средств с казенного учреждения взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, поскольку существует особый порядок.
Согласно части 2 статьи 239 БК РФ о бюджетном иммунитете, предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В силу статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа (часть 1); в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (статья 31 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 Бюджетным кодексом РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Кодекса.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Законом N 229-ФЗ, не используется, кроме случаев, установленных Кодексом. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что у судебного пристава-исполнителя ОСП Кировского района г. Хабаровска Рудь Д.С. отсутствовали правовые основания для принятия решения о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа N ФС 020351454 от 12.07.2018, выданного Арбитражным судом Хабаровского края по делу А73-13436/2017 на взыскание денежных средств с ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Ссылка апеллянта на пункт 13 статьи 242.3 БК РФ является необоснованной. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иное толкование апеллянтом положений закона, иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2022 по делу N А73-10269/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10269/2022
Истец: ФГКУ "ДВТУОИ" Минобороны РФ
Ответчик: Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО, ОСП по Кировскому району г.Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО
Третье лицо: ПАО "ДЭК", УФК по Хабаровскому краю