город Томск |
|
28 ноября 2022 г. |
Дело N А45-18732/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДД Фэктори" (N 07АП-9981/22), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.09.2022 по делу N А45-18732/2022 (судья Векшенков Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДД Фэктори" (ИНН 5402504247) к мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846), Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии, Администрации Центрального округа г. Новосибирска о признании незаконным решения комиссии от 25.05.2022 в части демонтажа торговых павильонов по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 157 и 186/1,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДД Фэктори" (далее - заявитель, общество, ООО "ДД Фэктори") обратилось в арбитражный суд к мэрии города Новосибирска (ИНН 5406285846), Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии, Администрации Центрального округа г. Новосибирска с заявлением о признании незаконным решения комиссии от 25.05.2022 в части демонтажа торговых павильонов по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 157 и 186/1.
Решением суда от 08.09.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "ДД Фэктори" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Мэрия, Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии, Администрации Центрального округа г. Новосибирска в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При открытии судом апелляционной инстанции судебного заседания в режиме онлайн посредством использования системы веб-конференции представителем мэрии заявивший об участии в онлайн-заседании), подключение не обеспечено.
Установив, что средства связи апелляционного суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, стороне обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере ее контроля (со стороны мэрии отсутствует аудио-, видеосигнал), иные лица, участвующие в деле извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывы, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Мэрией города Новосибирска (далее- мэрия, заинтересованное лицо N 1) ООО "ДД Фэктори" была предоставлена в аренду часть земельного участка, площадью 12 кв. м, с кадастровым номером 54:35:032700:58, для размещения и эксплуатации торгового павильона по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 157, по договору аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта от 08.10.2014 N 118512а.
Договор аренды был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области. Срок действия договора с момента заключения по 08.10.2017.
После окончания срока договора арендатор продолжил пользоваться земельным участком.
Мэрией обществу была предоставлена в аренду часть земельного участка, площадью 13 кв. м, с кадастровым номером 54:35:032961:1342, для размещения и эксплуатации торгового павильона по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 186/1, по договору аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта от 29.12.2017 N 130936а.
Договор аренды был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области. Срок действия договора с учетом дополнительного соглашения N 1 от 01.12.2017 продлен до 24.12.2022.
В мае-июне 2022 года в адрес заявителя поступили уведомления от Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска (далее - заинтересованное лицо N 3, администрация) о предстоящем демонтаже нестационарных объектов (торговых павильонов), расположенных на арендованных земельных участках, указанные работы обусловлены принятым решением комиссии по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска от 25.05.2022. Полагая незаконным решение комиссии, общество 07 июля 2022 года обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным. Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 3 и 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок размещения нестационарных объектов на территории города Новосибирска, порядок демонтажа и осуществления контроля за их размещением и эксплуатацией установлен Положением о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 29.04.2015 N 1336 "О Положении о нестационарных объектах на территории города Новосибирска и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска".
Согласно пункту 1.2 названного Положения о нестационарных объектах под самовольным нестационарным объектом понимается нестационарный объект, размещенный и (или) эксплуатируемый на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без соответствующего документа, являющегося основанием для его размещения (договора аренды, договора на размещение и эксплуатацию, паспорта мобильного объекта, разрешения на использование земель, земельных участков) либо эксплуатируемый на основании документа, срок действия которого истек.
Согласно пункту 1.3 Положения о нестационарных объектах к нестационарным объектам относится торговый павильон. В соответствии с пунктом 6.1 Положения собственник (владелец) нестационарного объекта в случае расторжения договора аренды в течение трех дней обязан его демонтировать и освободить земельный участок. Согласно пункту 6.2 Положения, в случае выявления на территории города Новосибирска самовольных нестационарных объектов, в том числе фактов неисполнения собственниками (владельцами) нестационарных объектов указанной в пункте 6.1 Положения обязанности по демонтажу нестационарного объекта, администрации районов осуществляют их демонтаж.
Выявление на территории города Новосибирска самовольных нестационарных объектов осуществляется администрациями районов на постоянной основе, в том числе на основании информации, поступившей от структурных подразделений мэрии, о прекращении действия документа, являющегося основанием для размещения нестационарного объекта в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Новосибирской области, муниципальными правовыми актами города Новосибирска.
В случае выявления самовольных нестационарных объектов уполномоченное должностное лицо администрации района составляет акт о выявлении самовольного нестационарного объекта.
Согласно пункту 6.6 Положения в течение 5 дней со дня составления акта о выявлении администрация района направляет акт о выявлении, документы, поступившие в администрацию района в соответствии с пунктом 6.3 Положения, а также подготовленные в порядке, предусмотренном пунктом 6.4 Положения, в комиссию по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска (далее - комиссия по демонтажу).
Персональный состав и положение о комиссии по демонтажу утверждаются правовым актом мэрии.
В состав комиссии по демонтажу включаются два депутата Совета депутатов города Новосибирска, делегированные решением Совета депутатов города Новосибирска.
В течение 7 дней со дня регистрации документов, направленных администрацией района, комиссия по демонтажу принимает решение: о демонтаже нестационарного объекта (в случае если установлен факт самовольного размещения и (или) эксплуатации нестационарного объекта); об отсутствии оснований для демонтажа нестационарного объекта (в случае если факт самовольного размещения и (или) эксплуатации нестационарного объекта не установлен либо в случае наличия у объекта, в отношении которого составлен акт о выявлении, признаков объекта капитального строительства); о возврате документов, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, в администрацию района на доработку (в случае нарушения требований к подготовке таких документов, предусмотренных пунктом 6.4, абзацем первым пункта 6.5 Положения).
К решению, предусмотренному абзацем четвертым настоящего пункта, прилагается карта-схема территории и материалы фотофиксации, подготовленные в соответствии с абзацами вторым, третьим пункта 6.4 Положения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседания комиссии по демонтажу размещается комиссией по демонтажу на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет не позднее 3 дней до дня ее заседания.
В течение 2 дней со дня принятия решения, предусмотренного абзацами четвертым - шестым настоящего пункта, комиссия по демонтажу: направляет решение в администрацию района; обеспечивает размещение на официальном сайте города Новосибирска в сети Интернет сообщения о принятом решении.
Как следует из материалов дела, департаментом в адрес заявителя было направлены письма от 09.02.2022 N 31/19/01639 и от 10.03.2022 об одностороннем отказе от исполнения договоров аренды вышеназванных земельных участков, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации торгового киоска по адресам: г. Новосибирск, Красный проспект, 157 и 186/1, и прекращении договоров с 10.05.2022 и с 01.06.2022, соответственно, по следующим основаниям.
В соответствии с постановлением мэрии от 04.02.2022 N 388 "О резервировании земель по Красному проспекту и ул. М. Перевозчикова в Заельцовском районе для муниципальных нужд города Новосибирска" земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032700:58 и 54:35:032961:1342 входят в границы земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Согласно пункту 6.6 договоров аренды в случае, если земельный участок, предоставленный по договору аренды, входит в земли, зарезервированные для муниципальных нужд, арендодатель направляет арендатору уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора аренды заказным письмом. Договор считается расторгнутым без обращения в суд с даты, указанной в уведомлении. Уведомления о расторжении договоров направлены в адрес общества заказными письмами с уведомлением.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований и надлежащем уведомлении заявителя о досрочном расторжении договоров аренды с 10.05.2022 и 01.06.2022.
Доводы заявителя о нарушении арендодателем порядка расторжения договора аренды приводились в суде первой инстанции и обоснованно отклонены как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 13 мая 2022 года работником администрации по результатам мероприятий по выявлению неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых нестационарных объектов по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 157, выявлен самовольный нестационарный объект с габаритными размерами 6,2 х 3,3 х 3,0 м, о чем составлен акт N 59 о выявлении самовольного нестационарного объекта с приложением фотографий и карты-схемы территории.
Далее работником администрации по результатам мероприятий по выявлению неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых нестационарных объектов по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 186/1, выявлен самовольный нестационарный объект с габаритными размерами 6,1 х 3,4 х 3,1 м, о чем составлен акт N 94 о выявлении самовольного нестационарного объекта с приложением фотографий и карты-схемы территории. Администрацией были направлены председателю комиссии по демонтажу вышеназванные акты с приложениями. Во исполнении требований нормативного правового акта на официальном сайте города Новосибирска (https://novo-sibirsk.ru) размещались информационные сообщения: о проведении заседания комиссии по демонтажу и о принятии решения комиссии по демонтажу.
Решениями комиссии, принятыми полномочным составом, подлежат демонтажу спорные нестационарные объекты по вышеназванным адресам. Поскольку спорные земельные участки входят в зону земель, зарезервированных для муниципальных нужд, то довод заявителя о том, что пользование земельным участком не препятствует резервированию земельного участка для муниципальных нужд, несостоятелен. Обществом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих каким нормам закона или нормативных правовых актов не соответствуют оспариваемые решения, какие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при этом нарушены.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства, верно установил все обстоятельства по делу и пришел к правомерному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения комиссии по вопросу демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.09.2022 по делу N А45-18732/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДД Фэктори" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДД Фэктори" ИНН 5402504247 (плательщик Лыков А.А.) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по чек-ордеру от 04.10.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18732/2022
Истец: ООО "ДД ФЭКТОРИ"
Ответчик: Администрация Центрального Округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному Районам Города Новосибирска, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, Мэрия города Новосибирска
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд