г. Хабаровск |
|
28 ноября 2022 г. |
А73-9417/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от КГБУ здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края: не явились
от ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО: Машиной А.И., представителя по доверенности от 19.04.2022;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
на решение от 28.07.2022 по делу N А73-9417/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании недействительным решения
по встречному заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края
о взыскании штрафа в размере 202 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Ванинская ЦРБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - отделение, ПФР, фонд) с заявлением о признании недействительным решения от 22.03.2022 N 037S19220003824 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в части применения финансовых санкций; о снижении размера штрафа с 202 500 руб. до 1 000 руб.
Встречным требованием ПФР просил взыскать с КГБУЗ "Ванинская ЦРБ" штрафа в размере 202 500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом "исходная" за ноябрь 2021 год.
Решением от 28.07.2022 требование учреждения удовлетворено; в удовлетворении встречных требований отделения отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ПФР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании, состоявшемся 18.10.2022, представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель учреждения возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В порядке статей 158 и 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв и отложение судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что страхователем 03.12.2021 и 15.12.2021 по телекоммуникационным каналам связи учреждением в ПФР представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за ноябрь 2021 года в отношении 3 застрахованных лиц.
Уведомлением от 17.01.2022 Пенсионный фонд сообщил страхователю, что им не были представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за ноябрь 2021 года.
17.01.2022 КГБУЗ "Ванинская ЦРБ" представлены сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за ноябрь 2021 года в отношении 411 застрахованных лиц, из которых 408 застрахованных лиц не были отражены в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за ноябрь 2021 года.
Фондом составлен акт от 09.02.2022 N 037S18220002293 и решением от 22.03.2022 N 037S19220003824 КГБУЗ "Ванинская ЦРБ" привлечена к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 год в виде применения финансовых санкций в размере 202 500 руб. (500 руб. х 405 застрахованных лиц).
Требованием от 13.04.2022 N 037S01220005023 учреждению предложено добровольно уплатить штрафные санкции в размере 202 500 руб.
Не согласившись с указанным решением ПФР, больница обратилась в суд с настоящим заявлением.
Поскольку штрафные санкции не уплачены, отделением в арбитражный суд подано встречное заявление о взыскании с КГБУЗ "Ванинская ЦРБ" штрафа в размере 202 500 руб.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено Пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Правлением Пенсионного фонда РФ от 15.04.2021 N 103п "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)".
Пунктом 13 Порядка заполнения формы указанных сведений предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
Форма СЗВ-М с типом "Исходная" представляется страхователем на застрахованных лиц впервые за данный отчетный период.
Форма СЗВ-М с типом "Дополняющая" представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" представляется страхователем с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно пункту 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение 5 рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Судом второй инстанции установлено, что учреждение в декабре 2021 года представило в ПФР сведения в отношении 3 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за ноябрь 2021 года (с типом формы "дополняющая"), при этом "исходная" форма СЗВ-М за этот период представлена только 17.01.2022.
Представление страхователем индивидуальных (персонифицированных) сведений в отношении трех застрахованных лиц по ненадлежащей форме (дополняющей вместо исходной) не свидетельствует об отсутствии события вмененного правонарушения и не свидетельствует о незаконности принятого решения.
При таких обстоятельствах следует признать, что отделением правильно квалифицировано допущенное больницей нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку страхователь не исправил (не уточнил) ранее представленную отчетность, а впервые сдал сведения по истечении срока, предусмотренного статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у ПФР правовых оснований для принятия оспариваемого решения от 22.03.2022 N 037S19220003824 о привлечении учреждения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 202 500 руб.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции возможным уменьшить размер финансовых санкций, установленных оспариваемым решением.
Закон N 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете.
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом, с 01.01.2017.
В этой связи, к правоотношениям по контролю за уплатой страховых взносов применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ, устанавливающие обстоятельства, смягчающие ответственность, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установленный пунктом 1 статьи 112 НК РФ, не является исчерпывающим. Так, согласно подпункту 3 пункта 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты таковыми.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 11019/09 разъяснено, что санкция является мерой ответственности за совершение правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое установлена ответственность.
При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Следовательно, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, совершение учреждением правонарушения впервые, с учетом отсутствия негативных последствий деяния, незначительного периода просрочки представления сведений, суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить размер штрафа до 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2022 по делу N А73-9417/2022 отменить.
В удовлетворении требований Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края о признании незаконным решения Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 22.03.2022 N 037S19220003824 отказать.
Встречное требование Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области удовлетворить в части.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю штраф в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9417/2022
Истец: КГБУЗ "Ванинская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю