г. Санкт-Петербург |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А56-3530/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Бычин П.Д., по доверенности от 23.11.2021;
от заинтересованного лица: Федорова А.Д., по доверенности от 26.09.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-26897/2022, 13АП-26898/2022) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; общества с ограниченной ответственностью "Метробит на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2022 по делу N А56-3530/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
к обществу с ограниченной ответственностью "Метробит"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлениме (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с общество с ограниченной ответственностью "Метробит" (далее - ответчик, Общество, ООО "Метробит") 256 314 рублей 96 копеек задолженности по оплате обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, 19 893 рублей 09 копеек неустойки за неуплату обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, с последующим начислением до фактического исполнения основного обязательства в размере одной трехсотой действующей на день начисления пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ключевой ставки Банка России) за каждый календарный день просрочки начиная с 17.06.2022.
Решением суда от 30.06.2022 с ООО "Метробит" в пользу Министерства взыскано 256 314 рублей 96 копеек задолженности, 18 150 рублей 91 копейка неустойки, начисленной на сумму основного долга за период с 01.08.2017 по 31.03.2022. В остальной части иска отказано.
Министерство и ООО "Метробит" не согласившись с решением суда, обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Министерство не согласно с решением суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании пени начиная с 01.04.2022, в связи с тем, что на Общество не распространяются положения об освобождении от уплаты финансовых санкций, предоставленных Положением N 497. Обществом не было сделано заявление, содержащее возражения об освобождении от уплаты неустойки, не предоставлялось доказательств, что оно пострадало от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория на взыскание финансовых санкций.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на отсутствие у суда первой инстанции оснований для взыскания задолженности, возникшей за истечением срока исковой давности. Считает, что оплата обязательных платежей за 1-й и 2-й квартал 2021 года, имеют обозначение платежа и не означают признание задолженности, возникшей за пределами срока исковой давности; реорганизация истца также не может служить основанием для прерывания течения сроков исковой давности.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы, просил в удовлетворении жалобы Общества отказать.
Представитель Общества поддержал доводы жалобы, просил в удовлетворении жалобы Министерства отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, одним из видов экономической деятельности ООО "Метробит" является деятельность по предоставлению услуг телефонной связи (ОКВЭД 61.10.1).
Общество является оператором связи общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании лицензий на оказание услуг связи.
В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Согласно представленным ООО "Метробит" сведениям о доходах за 3-4 кварталы 2015 года, 3-4 кварталы 2016 года, 1-2 кварталы 2017 года и 1-2 кварталы 2021 года общая сумма неоплаченной задолженности ООО "Метробит" составляет 277 526 рублей 33 копейки.
Министерство направило адрес ООО "Метробит" письменное уведомление от 10.09.2021 N П14-1-09-200-39647 в котором просило оплатить обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания, а также пени за их несвоевременную уплату.
Поскольку Общество не осуществило в полном объеме отчисления в резерв универсального обслуживания и оплату пени, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
До рассмотрения спора по существу Министерство уточнило исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ, в связи с тем, что Общество оплатило обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального фонда в полном объеме за 1 квартал 2021 года в размере 10 674 рубля 12 копеек платежным поручением от 18.01.2022 N 98; за 2 квартал 2021 года в размере 10 537 рублей 25 копеек платежным поручением от 18.01.2022 N 99.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично (с учетом уточнения), придя к выводу, что в отношении ответчика, как организации, попадающей под условия моратория (с 01.04.2022) прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория, в связи, с чем неустойка подлежит начислению по состоянию на 31.03.2022 (включительно), что составляет сумму в размере 18 150 рублей 91 копейка за период с 01.08.2017-31.03.2022. Таким образом, взыскал с Общества в пользу Министерства 256 314 рублей 96 копеек задолженности, 18 150 рублей 91 копейка неустойки, начисленной на сумму основного долга за период с 01.08.2017 по 31.03.2022. В остальной части иска отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, пришел к выводу, что решение суда от 30.06.2022 подлежит отмене на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) предусмотрено, что источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 60 Закона N 126-ФЗ базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования установлена в размере 1,2%.
Согласно приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания" оператор связи представляет сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, в которых на основании Закона N 126-ФЗ доход, полученный в течение отчетного периода от оказания услуг связи, отражается не нарастающим итогом, а поквартально.
Пунктом 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ установлено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Согласно пункту 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Федеральное агентство связи является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета посредством отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено, а Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство) переданы его функции.
Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение о Минцифры России).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения о Минцифры России Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.
Как следует из материалов дела, Общество в отзыве на исковое заявление, представленном в суде первой инстанции заявляло о применении срока исковой давности в отношении заявленных истцом требований.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом, пунктом 2 статьи 200 ГК РФ установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Как следует из положений статьи 60 Закона N 126-ФЗ, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания являются неналоговым платежом, в связи с чем положения Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению.
Законом N 126-ФЗ также не установлены какие-либо особенности в части сроков на обращение в суд, с требованием о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания.
Учитывая изложенное, к правоотношениям по взысканию обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания применяется предусмотренный статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности в три года.
В силу пункта 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.
Как следует из материалов дела, Министерство заявило требования о взыскании обязательных платежей в резерв универсального обслуживания за доходах за 3-й квартал 2015 года, за 4-й квартал 2015 года, 3-й квартал 2016 года, за 4-й квартал 2016 года, за 1-й квартал 2017 года, за 2-й квартал 2017 года, за 1-й квартал 2021 года, за 2-й квартал 2021 года.
Общество оплатило обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального фонда в полном объеме за 1 квартал 2021 года в размере 10 674 рубля 12 копеек платежным поручением от 18.01.2022 N 98; за 2 квартал 2021 года в размере 10 537 рублей 25 копеек платежным поручением от 18.01.2022 N 99, что подтверждается материалами дела и не оспаривается истцом.
Вместе с тем, апелляционный суд установил, что срок исковой давности по требованиям о взыскании платы за 3-й квартал 2015 года истек 31.10.2018, за 4-й квартал 2015 года истек 31.01.2019, за 3-й квартал 2016 года истек 31.10.2019, за 4-й квартал 2016 года истек 31.01.2020, за 1-й квартал 2017 года истек 01.04.2020, за 2-й квартал 2017 года истек 31.07.2020.
Министерство в свою очередь обратилось в суд с исковым заявлением только 18.01.2022, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Довод истца о признание долга ответчиком является необоснованным и не подтвержденным относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГК РФ, если по истечении срока исковой давности должник или иное обязанное лицо признает в письменной форме свой долг, течение исковой давности начинается заново.
В абз. 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указывается, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
Пунктом 22 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ определено, что совершение представителем должника действий, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности при условии, что это лицо обладало соответствующими полномочиями.
Следовательно, согласно статье 203 ГК РФ и части 2 статьи 206 ГК РФ срок исковой давности начинается заново с момента признания должником своего долга в письменной форме.
Доказательств подтверждающих признание задолженности ответчиком, Министерство в нарушении статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представило.
Произведенные ответчиком оплаты обязательных отчислений (неналоговые платежи) в резерв универсального фонда в полном объеме за 1 квартал 2021 года в размере 10 674 рубля 12 копеек платежным поручением от 18.01.2022 N 98; за 2 квартал 2021 года в размере 10 537 рублей 25 копеек платежным поручением от 18.01.2022 N 99 не означают признание и/или частичную оплату задолженности возникшей за пределами срока исковой давности, поскольку данные платежи имели четкое значение в платежным поручениях в графе "назначении платежа".
Истец в свою очередь зачислил поступившие от ответчика вышеуказанные платежи за установленные в платежных поручениях периоды и впоследствии уточнил заявленные исковые требования в порядке статьи 49 АПК РФ.
Ссылка Министерства на реорганизацию ответчика, которая по мнению истца является основанием для прерывания течения срока исковой давности апелляционным судом не может быть принята, поскольку в соответствии со статьей 201 ГК РФ, перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядке его исчисления.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Госпошлина подлежит распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2022 по делу N А56-3530/2022 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Метробит" 3 000 рублей расходов по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3530/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "МЕТРОБИТ"