г. Владимир |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А79-8819/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы" (ИНН 5902197410, ОГРН 1055900361021) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.10.2022 по делу N А79-8819/2022, принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу - Павельева Т.Л. по доверенности от 24.10.2022 N 56-Д сроком действия 6 месяцев (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Спирин П.А. по доверенности от 14.11.2022 N62-Д сроком действия 6 месяцев.
Общество с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения от 20.07.2022 N 133-нд Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу (далее по тексту - Управление) в период с 25.07.2022 по 02.09.2022 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы" (далее по тексту - Общество) лицензионных и обязательных требований в области связи.
По результатам проверки составлен акт от 20.09.2022 N А-52/11/133-д/135.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Управления составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 20.09.2022 АП-52/1/329.
Поскольку в силу статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подведомственны судьям арбитражных судов, Управление обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Решением от 11.10.2022 заявленное требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество считает, что правонарушение, выразившееся в невыполнении данных требований в установленные сроки, не может считаться длящимся. По мнению Общества, срок давности привлечения к административной ответственности истек. Полагает, что судом не правомерно не учтены, указанные Обществом смягчающие обстоятельства.
Представители Управления в судебном заседании поддержали отзыв на апелляционную жалобу, считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При этом в примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности в пункте 3 части 1 статьи 3 Закона N 99-ФЗ определяется как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании пункта 36 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит оказание услуг связи.
В соответствии со статьями 2 и 3 Закона N 99-ФЗ лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи (далее - Положение N 2385).
В соответствии с пунктом 15 Положения N 2385 под грубым нарушением лицензионных требований, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ, в том числе понимается не обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (для лицензиатов, оказывающих услуги связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей кабельного вещания, услуг связи для целей эфирного вещания, услуг связи для целей проводного радиовещания).
Согласно подпункту 2 статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Согласно пункту 10 раздела I Перечня лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 лицензиат обязан обеспечить реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 538, ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, и оператора связи.
Из протокола об административном правонарушении от 20.09.2022 АП-52/11/329 усматривается, что Обществу вменяется нарушение пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; пункта 6 раздела XIII, пункта 9 раздела XVI, пункта 10 разделов XIV, XV Приложения N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385; пункта 10 лицензионных требований лицензий N169411 (NЛ030-00114-77/00068519); N169413 (ЛОЗО-00114-77/00068517); пункта 9 лицензионных требований лицензии N169412 (ЛОЗО-00114-77/00068518) пункта 6 лицензионных требований лицензии N183214 (Л030-00114-77/00077683); пунктов 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, а именно: осуществление Обществом предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований лицензий (от 15.10.2018 N169411 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, N169413 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, N169412 на оказание телематических услуг связи, от 25.06.2020 N183214 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи) на территории Чувашской Республики без реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий на сети связи Общества, что создает непосредственную угрозу обороне страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела, Общество является оператором связи и оказывает услуги связи на территории Чувашской Республики на основании лицензий от 15.10.2018 N 169411 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, N 169413 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, N 169412 на оказание телематических услуг связи, от 25.06.2020 N 183214 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи.
Также установлено, что Общество предоставляет услуги голосовой связи осужденным, находящимся в одиннадцати исправительных учреждениях Чувашской Республики (ФКУ: ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ЛИУ-7, КП-8, ИК-9, СИЗО-1, СИЗО-2).
Для доступа к голосовой связи в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания устанавливаются абонентские терминалы, подключенные к сети передачи данных. Авторизация абонентов происходит с помощью ввода ПИН-кода индивидуальной карты. Карты регистрируются (привязываются) администрацией исправительного учреждения на определенного человека через информационные системы оператора. Также администрация учреждения через информационные системы оператора накладывает определенные ограничения по времени доступа. Абоненты, авторизованные в сети (осужденные), могут позвонить своим родственникам, по согласованным с руководством учреждения номерам телефонов, на стационарные, мобильные, междугородные номера, а также на мобильное приложение. Регистрация абонентов осуществляется через сайт "Родная связь" https://rodnavasvyaz.ru. Для осужденных, размещённых в исправительных учреждениях без доступа к сети "Интернет", существует специальный регламент подачи заявлений в бумажном виде через администрацию учреждения.
Деятельность Общества по оказанию возмездных услуг связи на территории Чувашской Республики подтверждается договором размещения и обеспечения эксплуатационной готовности оборудования от 03.11.2020 N 274/231, представленным ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии по запросу Управления от 26.07.2022 N 23153-11/52, также подтверждается договорами, заключенными с ФКУ: ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5, ИК-6, ЛИУ-7, КП-8, ИК-9, СИЗО-1, СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии (договора о размещении и обеспечения эксплуатационной готовности оборудования от 2021 года N 360, от ноября 2020 года N 301, от 26.10.2020 N 273/328, от 2020 года N274, от ноября 2020 года N 302, от 20.10.2020 N 276, от ноября 2020 года N 303, от 2020 года N 288, от ноября 2020 года N 304, от 01.11.2020 N 280, от ноября 2020 года N 305).
Судом установлено, что Обществом 09.08.2022 направлен запрос в Управление Федеральной службы безопасности Чувашской Республики об определении действий для реализации требований к сетям и средствам связи для проведения ОРМ. Оператор связи ожидает получение/согласование от Управления Федеральной службы безопасности Чувашской Республики системы оперативно-розыскных мероприятий для его согласования и подписания организацией.
По состоянию на 02.09.2022 документ, подтверждающий выполнение требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий на территории Чувашской Республики по вышеуказанным лицензиям, отсутствует.
Однако Управлением в ходе проверки установлено, что Общество не реализовало установленные федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Эксплуатация технических средств осуществляется оператором связи в отсутствие акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности и Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, что является нарушением п. 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538 и создает непосредственную угрозу обороне страны и безопасности государства.
Таким образом, Общество по состоянию на 02.09.2022 осуществляет предпринимательскую деятельность, оказывает услуги связи на территории Чувашской Республики, не введя в эксплуатацию ТС ОРМ, что создает непосредственную угрозу обороне страны и безопасности государства.
Факт нарушения Обществом требований законодательства в обозначенной сфере подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 20.09.2022 N АП-52/11/29, актом проверки от 02.09.2022 N А-52/11/133-нд/135.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к соблюдению установленных законом требований, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Первый арбитражный апелляционный суд, исходя из характера вменяемого Обществу правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и освобождения от административной ответственности.
Довод Общества о том, что правонарушение, выразившееся в невыполнении данных требований в установленные сроки, не может считаться длящимся, отклоняется судом, поскольку Обществу вменяется не нарушение сроков выполнения плана мероприятий по внедрению ТС ОРМ, а осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии реализации требований ТС ОРМ при оказании услуг связи.
Согласно части 2 статьи 4.5 кодекса российской федерации об административных правонарушениях, при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня выявления административного правонарушения.
Как следует из материалов дела датой выявления и совершения административного правонарушения (отражены в протоколе от 20.09.2022 N ап-52/11/329) является 02.09.2022, таким образом, срок привлечения к административной ответственности не истёк.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции назначил наказание по низшему пределу размера наказания, предусмотренного для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.10.2022 по делу N А79-8819/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8819/2022
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому Федеральному округу
Ответчик: ООО "Компьютерные Коммуникационные Системы"