город Москва |
|
30 ноября 2022 г. |
дело N А40-98985/22 |
Резолютивная часть постановления от 24.11.2022.
Полный текст постановления изготовлен 30.11.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Кредитное Товарищество" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2022
по делу N А40-98985/22
по заявлению ООО "Кредитное Товарищество"
к Департаменту инвестиционной и промышленной политики г. Москвы
о признании недействительным распоряжение;
при участии:
от заявителя - Полянский Е.С. по доверенности от 04.03.2020;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2022 в удовлетворении заявленных ООО "Кредитное Товарищество" требований о признании незаконным распоряжения Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы об от 22.12.2020 N ДИПП-Р80/20 в части, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы от 22.12.2020 N ДИПП-Р-80/20 принято решение о комплексном развитии территории N 49 общей площадью 29.1751 га, расположенной в производственной зоне N 50 "Алтуфьевское шоссе" (промышленная зона 50-IV) в границах согласно приложению 1 к распоряжению, в состав которой входят земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества согласно приложению 2 к распоряжению.
В приложении 1 указано графическое описание местоположения границ территории комплексного и устойчивого развития N 49 (стр. 1), перечень координат характерных точек границ территории комплексного и устойчивого развития N 49 (стр. 2 - 15), схема границ территории комплексного и устойчивого развития N 49, расположенной в производственной зоне N 50 Алтуфьевское шоссе" (промышленная зона 50-IV), в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства г. Москвы, на фрагменте карты границ территориальных зон Правил землепользования и застройки г. Москвы (стр. 16) и пояснения к указанной схеме (стр. 17 - 19).
В приложении 2 указаны сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории комплексного и устойчивого развития N 49, в виде таблицы, в которой указаны (N п/п 8) принадлежащие ООО "Кредитное Товарищество" на праве собственности объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1080 общей площадью 1.734,5 кв.м., расположенное по адресу: Москвы, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 1; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1081 общей площадью 2.683,7 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 2; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1082 общей площадью 112 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 3; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1083 общей площадью 211,8 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 4; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1084 общей площадью 441,1 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 5; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1085 общей площадью 303 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 6; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1086 общей площадью 212,1 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 7; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1087 общей площадью 1870,1 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 8; нежилое здание с кадастровым номером 77:02:0007003:1088 общей площадью 501,6 кв.м., расположенное по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., д. 6, стр. 9.
Все перечисленные объекты недвижимого имущества находятся на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0007003:119 площадью 24.031 га, расположенном по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., вл. 6, принадлежащем ООО "Кредитное Товарищество" на праве долгосрочной аренды (до 23.08.2055) на основании договора долгосрочной аренды земельного участка от 23.08.2006 N М-02- 031203.
Не согласившись с оспариваемым распоряжением в части включения в территорию комплексного и устойчивого развития N 49 (п/п 8 приложения 2) земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:119, расположенного по адресу: Москва, Нововладыкинский пр., вл. 6 с находящимися на нем указанными объектами недвижимого имущества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Следовательно, на основании ст. 8 Закона г. Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в г. Москве" вопросы в области градостроительного зонирования не являются вопросами местного значения, из чего следует осуществление данных полномочий органами государственной власти г. Москвы.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 (в редакции от 29.04.2019) "Градостроительный кодекс г. Москвы" к полномочиям Правительства г. Москвы в области градостроительной деятельности относятся определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству г. Москвы органов исполнительной власти г. Москвы.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Департамента издано в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела, между Департаментом городского имущества г. Москвы и ООО "Кредитное товарищество" (правопреемник ООО "ИПК "Нововладыкино") заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:119, расположенного по адресу: Москвы, Нововладыкинский пр., вл. 6.
По условиям п. 1.1. договора аренды земельный участок предоставлен для целей эксплуатации зданий офисно-складского комплекса.
22.12.2020 Департаментом принято распоряжение N ДИПП-Р-80/20 в соответствии с которым по инициативе Правительства г. Москвы комплексному развитию подлежит территория комплексного и устойчивого развития N 49 общей площадью 29.1751 га, расположенная в производственной зоне N 50 "Алтуфьевское шоссе", в границах согласно приложению 1 к распоряжению, в состав которой входят земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества согласно приложению 2 к распоряжению, в том числе земельный участок с кадастровым номером 77:02:0007003:119, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие заявителю на праве собственности.
На основании ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" к правоотношениям, связанным с исполнением решений о КРТ, принятых до вступления в силу указанного федерального закона, применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 30.12.2020.
Согласно ч. 3 ст. 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 494-ФЗ решение о КРТ по инициативе органа местного самоуправления могло быть принято, если не менее 50 процентов от общей площади территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, занимают земельные участки: на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления; виды разрешенного использования которых и (или) виды разрешенного использования и характеристики расположенных на которых объектов капитального строительства не соответствуют видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки; на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в соответствии с гражданским законодательством самовольными постройками.
В соответствии с Положением о Государственной инспекции по недвижимости, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, Государственная инспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории г. Москвы, а также организации и охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования.
В рамках установленных полномочий Государственная инспекция по недвижимости обеспечивает в установленном Правительством г. Москвы порядке выполнение мероприятий по выявлению, пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Порядок взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, определен постановлением Правительства г. Москвы N 819-ПП.
Согласно рапорту ГИН от 12.09.2018, актам проверки от 29.06.2021 N 9023195, от 28.02.2022 N 926845 о результатах плановых обследований на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0007003:119 расположен комплекс зданий и сооружений, используемых под размещение автосервисов, ремонтных мастерских и производственные цели, что не соответствует разрешенному использованию земельного участка, закрепленному в договоре аренды.
При этом, согласно п. 1.2 договора аренды установленное в п. 1.1. целевое назначение участка может быть изменено или дополнено на основании распорядительного акта полномочного органа власти г. Москвы.
Вместе с тем, акт, закрепляющий возможность использования участка, в том числе для размещения автосервисов и производственных целей отсутствует.
Впоследствии постановлением Правительства г. Москвы от 02.12.2020 N 2130- ПП внесены изменения в ПЗЗ г. Москвы, установлены виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:02:0007003:119, которые не предусматривают размещения офисно-складских объектов, автосервисов, ремонтных мастерских или производственных зданий.
В соответствии с постановлением N 2130-ПП в ПЗЗ г. Москвы установлены границы территории комплексного развития N 49, в которой расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 77:02:0007003:119 (раздел 1 книги 14 ПЗЗ г. Москвы).
Суммарно в состав КРТ N 49 общей площадью 29.1751 га. вошли 24 земельных участка, сведения о которых содержались в ЕГРН, и земли, в границах которых земельные участки не сформированы (государственная неразграниченная собственность), из которых 16,33 га. (56 % от общей площади территории КРТ), занимают земельные участки, соответствующие критериям, установленным п. п. 3 и 4 ч. 3 ст. 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе 3,69 га. (12,7 % от общей площади территории КРТ), на которых расположены объекты самовольного строительства, и 12,64 га. (43,3 % от общей площади территории КРТ), - вид разрешенного использования которых не соответствует видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным в ПЗЗ г. Москвы.
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда г. Москвы по аналогичным делам об оспаривании распоряжения от 22.12.2020 N ДИПП-Р-80/20: N А40-70737/21, N А40- 188896/21.
Учитывая изложенное, распоряжение N ДИПП-Р-80/20 принято в соответствии с требованиями главы 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент принятия распоряжения.
Довод общества о несоблюдении положений ч. 1 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклоняется.
Согласно ч. 1 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
В соответствии с п. 35 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Генеральному плану г. Москвы (стр. 5-7) территория комплексного развития N 49 расположена в границах одного элемента планировочной структуры - района Отрадное Северо-Восточного административного округа. При этом, территориальные зоны, установленные в ПЗЗ г. Москвы, не относятся к элементам планировочной структуры, исчерпывающий перечень которых установлен приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 738/пр "Об утверждении видов элементов планировочной структуры".
Вместе с тем, судом установлено то, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование распоряжения.
Оспариваемое распоряжение издано Департаментом 22.12.2020 и в этот же день опубликовано на официальном портале Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы, что подтверждается имеющейся на официальном сайте информацией https://www.mos.ru/dipp/documents/prikazy-irasporyazheniya-departamenta/view/247387220.
Заявление подано обществом в суд 13.05.2022 (более чем через 2 года).
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на оспаривание акта не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
Согласно ст. 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом. Заявления, жалобы и другие поданные по истечении процессуальных сроков документы, если отсутствует ходатайство о восстановлении или продлении пропущенных сроков, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они поданы.
Пропуск заявителем указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.09.2022 по делу N А40-98985/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-98985/2022
Истец: ООО "КРЕДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ